Большие перемены, или нельзя обучать "на пальцах"
Система образования на пороге больших перемен. Новые программы обучения молодых специалистов – это шаг вперед. Но сделать его должны все участники образовательного процесса, убежден Бахыт Шарипов, профессор Международного Университета Информационных Технологий (МУИТ).
- TENGRINEWS:
Бахыт Жапарович, МУИТ курирует разработку образовательных программ высшего образования в рамках проекта "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест". Как выглядит "картина мира" сегодня и что нас ожидает?
- Бахыт Шарипов
Разработка образовательных программ – один из перспективных и необходимых проектов для экономики. Система образования слишком неповоротлива и очень инертна по отношению к новым направлениям и веяниям, ее можно сравнить с очень большим океанским кораблем, который медленно набирает скорость и требует много времени для разворота. Инновации часто декларируются, а в реальности продолжается чтение лекций по старым конспектам. Студенты занимаются по устаревшим учебникам, на оборудовании 70-80-х годов. Как в такой ситуации можно обеспечить должное качество? Главная же проблема в том, что годами не меняется содержание обучения, хотя требования на порядок выросли.
В то же время нет реальной картины состояния рынка труда, информации о количестве обучающихся по разным специальностям. Официальная информация о прогнозах по трудовым ресурсам носит общий характер, не структурирована по отраслям и профессиям. При определении потребностей в кадрах и их компетенции нет четкой координации между государственными органами. Формирование госзаказа идет по текущим вакансиям, которые уже в ходе учебы становятся неактуальными.
С таким положением вещей мириться нельзя. Современный мир быстро меняется, и в системе образования обязательно должен быть заложен институт изучения, мониторинга изменений и механизм оперативного реагирования на них.
Новые профессии появляются во всех отраслях, этому способствует цифровизация всей мировой экономики. В ближайшие годы в стране будут созданы новые производства: автомобилестроение, авиастроение, морской транспорт, атомная энергетика. Подготовка кадров для этих сфер еще не начата или только-только начинается. Работа на опережение - это единственная возможность не отстать от многих ведущих стран мира. Студенты, которые будут обучаться по новым образовательным программам, выйдут на рынок труда минимум через 4 года и будут востребованы в полной мере.
- TENGRINEWS:
Методика разработки программ предполагает четыре этапа. Что оказалось самым сложным в этом процессе?
- Бахыт Шарипов
Разработка образовательных программ по новым специальностям – сам по себе сложный процесс, сложность возросла еще из-за отсутствия профессиональных стандартов по новым направлениям. Поэтому совместное решение Группы управления проектом "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест" и МУИТ о создании программ по специальностям, которые будут востребованы только через 3-4 года, очень перспективное, ведь на создание профстандарта в лучшем случае уходит 1-2 года, а заявка от работодателей может поступить еще позже. В итоге мы опять были бы в роли догоняющих.
Мы прошли одну из труднейших фаз – определение трудовых функций. МУИТ построил работу по определению трудовых функций в соответствии с методикой создания профстандартов. В каждую из 40 групп были включены работодатели из соответствующих ассоциаций, преподаватели ведущих вузов страны. Группы от 4 до 7 человек состояли из специалистов с необходимыми знаниями, опытом и компетенциями. Проводились неоднократные фокус-группы в ассоциациях работодателей. В каждой группе были свои трудности, споры, а порой недопонимание, но в конечном счете находились общие решения.
- TENGRINEWS:
В образовании сегодня все меняется быстро, появляются новые условия, требования. Как будут актуализироваться образовательные программы?
- Бахыт Шарипов
Образовательные программы будут и должны корректироваться каждые 3-4 года, и это естественный процесс. Без этого мы постепенно скатимся на прежнюю колею, чего нельзя допускать. Надо учитывать, что профессиональные стандарты описывают лишь некоторое подмножество профессиональных компетенций выпускника вуза. Мы предлагаем рассматривать содержание профессиональных стандартов, в первую очередь, как обязательный минимум содержания образования по соответствующей профессии. При этом образовательная траектория подготовки выпускника по определенной профессии, например, в отрасли информационных технологий, может быть реализована в рамках различных направлений и профилей подготовки бакалавров.
- TENGRINEWS:
Как вы оцениваете готовность наших вузов обучать по новым программам?
- Бахыт Шарипов
Безусловно, новые образовательные программы потребуют обновления материально-технической базы вузов. Это сложный процесс, но он необходим. В нынешних условиях нельзя обучать "на пальцах". Вузы, не готовые к переменам, не должны открывать новые специальности ради престижа.
Нужно менять методики обучения, широко внедрять очно-сетевое обучение (не путать с дистанционным). Очевидно, что классическая лекция — монолог преподавателя без сопровождения слайдами и другими иллюстрациями — наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время "активное обучение", вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности позволяет добиться значительных результатов. Для таких дисциплин предлагается переход на сетевую форму обучения, когда лекционный материал переводится в Сеть для самостоятельного освоения, практические занятия остаются в прежней форме. Это позволит в каждом семестре получить резерв аудиторных часов и использовать их для профессиональных дисциплин.
Основной фактор несоответствия потребностям рынка труда - низкий уровень практической составляющей образовательного процесса. В большинстве случаев практика сводится к формальному пребыванию на предприятии, выполнению функций курьера и разовым поручениям руководителя практики. Есть факты, когда студенты вообще не проходят практику на предприятиях. Особенно типична такая картина при самостоятельном поиске места практики студентом. На бумаге все выглядит нормально, есть все подписи и печати, а в реальности практикант и "носа не казал" на предприятие.
Отсутствие практических навыков сильно затрудняет поиск работы выпускниками и их закрепление на рабочих местах. Наблюдается парадокс, когда при нехватке специалистов многие выпускники вузов не могут найти работу или работают не по специальности, поскольку у них отсутствуют профессиональные навыки.
Необходимы серьезные изменения практической подготовки молодых специалистов в вузах и колледжах. Нужны совместные усилия, как со стороны образования, так и бизнеса. Мы вправе ожидать ответных шагов от бизнеса, который, по нашему мнению, должен преодолеть потребительское отношение к рынку труда. В этом и должно проявляться социальное партнерство государства и бизнеса.
Самым слабым звеном в этой ситуации является преподаватель. Многие не готовы работать в новых условиях, нет нужной компетенции, стремления к непрерывному совершенствованию. И это объяснимо: на сегодняшний день только по Алматы 432 открытых вакансии преподавателя вуза. Нужны обязательные курсы повышения квалификации в соответствии с новыми требованиями и новыми методиками. Преподаватель не только должен отлично знать свой предмет, но и пройти производственную стажировку, быть в курсе всех нововведений на производстве. Эта производственная стажировка должна быть не менее одного раза в 3 года. Он должен знать и новые методики обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, сетевые формы обучения и многое другое - без этого сегодня нельзя заниматься преподавательской деятельностью.
- TENGRINEWS:
Как отразится введение новых программ на рынке образовательных услуг?
- Бахыт Шарипов
Внедрение новых программ трудно переоценить, это действительно шаг вперед.
Во многих отраслях нельзя сделать курс, после которого выпускник будет всё знать. Например, курс о digital economy. У него нет конца, объём материала постоянно увеличивается. Поэтому важно постепенно переходить к такой модели: у колледжа есть начало курса, а дальше выпускник движется от модуля к модулю (бакалавриат-магистратура-докторантура), но у обучения нет конца. Это даже не курс, а обучающий канал – непрерывный процесс. Технологии для создания канала обучения уже есть. Осталось привыкнуть к такому формату, и это и будет одним из ведущих принципов образования XXI века: "образование через всю жизнь" − "Life Long Learning (LLL)", провозглашенного ЮНЕСКО.
Особое внимание нужно уделить такому образовательному тренду как smart-обучение - слияние онлайнового распределения программного обеспечения и контента в форме мультимедиа. Smart-обучение позволит повысить доступность образования согласно принципу "всегда, везде и в любое время". Главная цель Smart-обучения – создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у обучающихся знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.
Если вуз не будет готов к вышеперечисленным нововведениям, он не сможет быть конкурентоспособным на образовательном рынке. Введение независимой системы сертификации позволит отделить знающих специалистов от полузнающих и устранить с образовательного рынка "слабые" вузы.