Казахстанский футбол находится на пике своей популярности. В 2023 году национальная сборная заставила болельщиков взглянуть на нее другими глазами, проведя несколько отличных матчей в отборочном цикле чемпионата Европы 2024 года. Впервые в истории сборная Казахстана по футболу имеет все шансы выйти на Евро-2024. Впереди два последних матча – на домашнем поле с Сан-Марино (17 ноября) и в гостях со Словенией (20 ноября). Сборная Казахстана добилась главного: сумела сплотить страну в желании играть и побеждать.
Казахстанский футбол находится на пике своей популярности. В 2023 году национальная сборная заставила болельщиков взглянуть на нее другими глазами, проведя несколько отличных матчей в отборочном цикле чемпионата Европы 2024 года. Впервые в истории сборная Казахстана по футболу имеет все шансы выйти на Евро-2024. Впереди два последних матча – на домашнем поле с Сан-Марино (17 ноября) и в гостях со Словенией (20 ноября). Сборная Казахстана добилась главного: сумела сплотить страну в желании играть и побеждать.
Именно об этом – любви к футболу, вере в свои силы и стремлении к победе – новый фильм "Арғымақ. Небесные кони", который выходит на экраны отечественных кинотеатров 23 ноября. Рассказываем подробнее о необычной киноленте.
Как рассказывает режиссер и генеральный продюсер картины Руслан Пак, идея фильма пришла совершенно случайно.
"Несколько лет назад я продюсировал документальный фильм про трагедию "Пахтакора" - легендарной футбольной команды из Узбекистана, известной во всем Советском Союзе. В 1979 году основной состав команды трагически погиб в авиакатастрофе. Мы брали интервью у тех игроков, кто не полетел тем злополучным рейсом. И у одного из них я увидел дома множество жестяных банок. Оказалось, когда он узнал о трагедии, то просто сел на велосипед и поехал из Ташкента в украинский Днепропетровск – до места крушения самолета, преодолев 4-5 тысяч километров за месяц. Он набрал в термос земли и привез домой. Это стало его личной традицией – каждый год бывать на месте падения самолета. И когда я услышал эту историю, сразу понял, что сниму фильм, в котором она найдет свое отражение", - делится Руслан.
Рабочее название фильма было "Киви", но потом создатели фильма решили внести в название казахское слово, которое может стать популярным во всем мире. "Дети в нашем фильме как арғымақ – летающий небесный конь. Не просто бегают, они летают, мечтают. Они свободны, несмотря на все трудности", - делятся создатели ленты.
Сценарий новой картины писался около двух лет. Почти год у авторов заняли организационные моменты – кастинги и подбор локаций. В начале 2023 года начались съемки в Казахстане. А завершились они весной в Бразилии. В целом на производство картины ушло около трех лет.
Руслан Пак
Режиссер картины называет свой фильм "экшен-драмой с большим количеством динамических сцен".
"Самым популярным киножанром в Казахстане сегодня является комедия. Жанр сложный, но при этом менее затратный, ведь удерживать внимание зрителя приходится в основном интересным текстом. Съемки боевиков, наоборот, более дорогостоящие, потому что главное в них – показать правдоподобную историю на экране. Меня учили, что в основе любой картины лежит драматургия, от которой и зависит жанр фильма. Больше всего мне нравится human-драма, то есть личная человеческая история. Новый фильм "Арғымақ. Небесные кони" – это тоже личная история наших героев".
"Я думаю, наш фильм получился многогранным. Мы поднимаем такие важные темы, как мечта, вера в себя, честь, патриотизм, достоинство. Показываем, как можно побороть свои страхи, вновь обрести себя, ставить цели и добиваться их. Объясняем, что не бывает халявы в этом мире и нужно надеяться только на себя. Я очень хочу, чтобы после просмотра нашего фильма у каждого зрителя оставалось какое-то светлое чувство – надежда, уверенность в своих силах, положительные эмоции. И я прилагаю все усилия, чтобы снимать именно такое кино".
Руслан Пак тоже подтвердил, что в новом фильме есть схожие моменты с "Выкрутасами" и "Шаолиньским футболом", но при этом сама история, по его словам, оригинальная.
В съемках фильма были задействованы казахстанские специалисты, а также представители Южной Кореи. А композитором выступил музыкант из Лондона.
"Мне хотелось добавить в наш фильм какие-то ингредиенты, которые бы в результате выдали нам новый, непривычный вкус. То, чего не было раньше. Кинопроизводство – это командная работа, поэтому от каждого специалиста зависит многое. Поэтому съемки, в которых задействованы специалисты из разных стран, для меня удобнее, хотя и более затратны. Но я считаю, что это все окупится. В любом случае наш фильм выходит за рамки локального казахстанского кинематографа. Мы стремились вывести наш фильм на международный уровень, чтобы он был понятен зрителям из любой страны", - делится Руслан Пак.
Как рассказывает создатель фильма, к кастингу подошли очень ревностно. А за несколько месяцев до начала съемок актерская команда прошла специальные занятия с футбольным тренером.
"Одним из наших достижений в самом съемочном процессе можно считать тот факт, что фильм был снят всего за 33 рабочие смены. Хотя для съемок такого объема, как у нас, требуется времени минимум в два раза больше – то есть около 60 смен. Но благодаря слаженной совместной работе казахстанских и корейских кинематографистов мы отсняли нужный материал за короткий срок. К тому же мы не снимали лишнее: использовали почти весь материал, который наснимали. Все приходит с опытом", - отмечает Руслан Пак.
Во время съемок создателям пришлось столкнуться с холодом.
"Экстерьерные съемки мы вели во время крещенских морозов, и за последние 45 лет это была самая низкая температура. Несмотря на то что это была Алматинская область, где должно быть намного теплее, чем, скажем, в Астане, мы не могли подолгу снимать, потому что быстро все замерзали. Но это было мое решение – показать казахстанскую снежную зиму. Не во всех странах есть снег, не все могут поиграть в футбол на заснеженном поле. Мы это можем, и я хотел снять именно такие кадры".
Часть съемок прошла в Бразилии.
"Еще при написании сценария я понимал, что финал должен пройти именно там. Было много сомнений. Мне предлагали снимать в павильоне или, условно, в Таиланде, а потом декорировать под Бразилию. Было очень много сложностей: далеко, опасно, затратно. Как у любого режиссера, у меня сработала интуиция. Чувствовал, что именно там найду эту сумасшедшую энергетику бразильского футбола, которую не передать словами. Вы представьте: в фавелах очень тесно, бразильцы используют каждый клочок земли, чтобы жить, и при этом не жалеют квадратных метров на футбольное поле. Все пропитано любовью к футболу. Я уверен, что конец фильма вышел очень сильным. Вы увидите, насколько неподдельные эмоции, движения, мимика у героев нашего фильма – бразильских детей, которые живут только футболом. Именно за этими кадрами и стоило лететь в Бразилию", - делится режиссер.
В фильме "Арғымақ. Небесные кони" будет и немного магии.
"Я люблю реализм. Поэтому даже элементы фэнтези, которые мы используем, связаны с человеческой историей. Это не просто волшебная палочка. Для Мухи, главного героя, эта земля – это его боль, его прошлая жизнь. Может, и не было никакой магии, а просто показалось? Это касается и современных казахстанцев. Мы понимаем, что за любые достижения нужно бороться потом и кровью. Именно это я хотел донести, используя термос с землей как метафору", - отмечает Руслан Пак.
Фото предоставлены Русланом Паком