Житель Караганды Жазыкен Томпиев планирует организовать экспедицию на золотые прииски Магадана с целью найти останки казахского писателя Сакена Сейфуллина, сообщает "Новый Вестник".
Житель Караганды Жазыкен Томпиев планирует организовать экспедицию на золотые прииски Магадана с целью найти останки казахского писателя Сакена Сейфуллина, сообщает "Новый Вестник".
По официальной версии, основоположник современной казахской литературы, поэт и писатель был расстрелян в 1938 году в Алматы. Однако в народе, пишет издание, ходят упорные слухи о том, что Сейфуллин вышел из застенков НКВД живым.
Карагандинец утверждает, что еще в 1991 году лично беседовал с человеком, который отбывал срок на одной зоне с Сейфуллиным. "Я тогда был секретарем агадырского райкома партии. И в честь столетия Сакена Сейфуллина мы там организовывали большое мероприятие. Открыли два замечательных памятника. И на месте его рождения, в Карашилике, и в самом Агадыре. Позвали много гостей: общественных деятелей, поэтов, писателей. Среди приглашенных был и ветеран войны Петр Алексеевич Шевбунов. Позже он приехал в Караганду к своему зятю Ивану Мудрову и рассказал о празднике. И тут Мудров вдруг сообщил ему, что сидел вместе с Сакеном Сейфуллиным и похоронил его своими руками в Магадане…", - вспоминает собеседник издания.
Свою беседу с бывшим заключенным Томпиев записал на магнитную ленту. 78-летний Иван Мудров в подробностях рассказал, как и где довелось ему встретиться с Сейфуллиным, а также заверил, что может показать то самое место в тайге на реке Атурях, где он своими руками похоронил писателя.
В том же 91-м году Жазыкен Томпиев повез Мудрова в Магадан и попытался отыскать останки писателя. Карагандинец нанял бригаду и вел раскопки в вечной мерзлоте, в том месте, на которое указал бывший заключенный: "Несколько дней трудились, но раскопали меньше метра. Добрались лишь до верхнего слоя трупов. От них остались одни скелеты".
Там же в Магадане карагандинец искал в местном архиве упоминание имени Сакена Сейфуллина. Однако так ничего и не нашел. Работники архива посоветовали ему продолжить поиски во Владивостоке, потому что там были пересылочный пункт и главный архив.
"Мы планировали вернуться на следующий год. Но партия закрылась, началась неразбериха. И я до сих пор не могу туда попасть. Акиму области писал. Он ответил: хорошо, будем решать. Но так ничего и не решил. А у меня будто заноза в сердце. Столько лет прошло, но я так и не закончил это дело", - говорит Томпиев.
"Я не утверждаю, что Сакен Сейфуллин не был расстрелян. Но я хочу, чтобы истина восторжествовала. Я уверен на 100 процентов, что Сакен Сейфуллин там! Мудров не мог обманывать. К тому же не только Мудров видел Сейфуллина уже после 1938 года. Сохранились свидетельства о том, что наш Алимхан Ермеков, когда лечился в Москве, встретился с казахстанским дипломатом. И рассказал ему о том, что видел Сакена в Сибири на пересыльном пункте. Они целую ночь в камере вдвоем провели. Алимхан Ермеков хранил эту тайну всю жизнь. Потому что сам отсидел 18 лет. Страх у него был", - уверен он.
По словам карагандинца, сейчас его цель - получить поддержку правительства. "Нужна помощь государства. Нужны деньги. Необходимо создать делегацию, чтобы мы вместе с историками и археологами выехали в Магадан. И произвели раскопки на месте захоронения. И мне важно не только найти Сакена. Ведь вместе с ним на приисках сгинули сотни людей, среди них много казахстанцев. Был интересный случай. В 1991 году на прииске Горького ко мне подошла повар из местной столовой и говорит: "Я десять лет назад была в Кокчетаве. И ко мне обратился человек по фамилии Айтуганов. Просил узнать, не осталось ли где в магаданских архивах упоминаний о его репрессированном отце". Повар отдала мне данные. И я нашел дело Айтуганова в архиве! Представляете? Он был директором училища, кажется, в Талдыкоргане. Я написал письмо в Кокчетав. И его сын, уже старый человек, звонил мне и полчаса плакал по телефону. Собирался поехать на прииск и хотя бы горсточку земли привезти на родину", - рассказал Жазыкен Томпиев.