Один из немногих политиков, имя которого ассоциировалась с такими понятиями, как "антисоветская политика", "ястреб", "рыцарь холодной войны", "сторонник стратегии двух зол" и так далее.
Один из немногих политиков, имя которого ассоциировалась с такими понятиями, как "антисоветская политика", "ястреб", "рыцарь холодной войны", "сторонник стратегии двух зол" и так далее.
Бесспорно, он был талантливейшим, обладающим тонким и глубоким пониманием сложнейших аспектов мирового порядка, баланса военных, политических, экономических и геостратегических сил ведущих держав и региональных центров расширения "гегемонии США", аналитиком, архитектором эффективных решений внешней политики своей страны.
Справедливости ради надо отметить, что Збигнев Бжезинский не раз в своей политической карьере менял взгляды и точки зрения на политический курс США в отношении той же России, Ирака, Афганистана, роли центральноазиатских государств.
Мне довелось с ним познакомиться и общаться почти 25 лет тому назад. В 1993 году во время командировки в США я на конференции в Вашингтоне познакомился с помощниками Збигнева Бжезинского, которые, к моему удивлению, очень оперативно организовали мою встречу с ним.
Непродолжительная наша беседа проходила в очень теплой, открытой обстановке и завершилась согласием Збигнева Бжезинского посетить молодое независимое государство - Республику Казахстан.
И уже в декабре 1993 года выдающийся политик посетил нашу страну. Его принял Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев, и вместо запланированных 25-30 минут встреча продлилась почти на два часа. Это была достаточно важная встреча, учитывая то, что только формировалась внешнеполитическая концепция развития страны и был запланирован официальный визит Президента Республики Казахстан в США.
Во время сопровождения в течение нескольких дней Збигнева Бжезинского по программе пребывания в нашей стране мне, естественно, довелось очень много обсуждать ключевые вопросы интересов сотрудничества обоих государств в тот период времени.
Проще всего, поразили его энциклопедические знания истории и этнокультурных традиций казахов. В одной из бесед мой коллега, рассуждая о этнической самоидентификации казахского народа, обратил внимание на то, что нам в прошлом веке, в 1937-1938 годы, искусственно была навязана кириллица. Так вот, Збигнев Бжезинский мгновенно отреагировал, сделав замечание, что это было совершено в 1940 году. И улыбнувшись добавил, что подлинная независимость должна опираться на языковую идентичность, а для казахов это возвращение к латинице.
Общение с Збигневом Бжезинским облегчалось и тем, что он свободно владел русским языком. И как бы продолжая тему колониального прошлого казахского народа, он подчеркнул, что многое в этом решает демографическая политика. История человечества стоит на фундаменте миграционных потоков. Сегодня, в ХХІ веке, мы это ощущаем на уровне гуманитарной катастрофы.
Итак, в той беседе он привел пример "управляемой миграции" на примере своей страны. "В ближайшие 30-40 лет пожелтеет лицо Америки", - такой фразой он очертил будущее этнодемографической ситуации в США. Понимая неизбежность этого процесса, он привел усредненную статистику будущего народонаселения своей страны. "Если сейчас у нас из 5 американцев - двое европейцы, один афроамериканец, один азиатского происхождения, один латиноамериканец, то в будущем - один европеец, один афроамериканец, двое азиатского происхождения и двое латиноамериканцев", - заключил он, подчеркивая направления миграционной активности.
Смягчение гуманитарных и экономических последствий миграции в США сформировало политику натурализации новых американцев и адаптации, прежде всего мексиканцев, к экономическим правилам жизни через мегарегиональную интеграцию в НАФТА.
Запомнилась прогностическая точность Збигнева Бжезинского в отношении нашего стратегического соседа и партнера - Китая. Он напомнил о дальновидности слов лидера КНР Дэн Сяо Пина о том, что "ХХІ век - это век желтой расы". И добавил, что к 2030 году китайская экономика станет второй или третьей экономикой мира после США и Японии. В начале 90-х годов увидеть в экономике Китая не только "азиатского дракона", но и флагмана мировой экономики - наверно, это еще раз подчеркивает качества аналитика и стратега Збигнева Бжезинского.
В тот период мировое сообщество было озабочено вопросом о том, как распорядится Казахстан инфраструктурой и ядерным потенциалом, которые достались стране после развала СССР. В этом вопросе активность США усиливалась и антироссийской риторикой их политики. Он и в беседах, и в лекции в конференц-зале Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан прямо заявлял о том, что "Казахстан и Украина должны стать мягкой подбрюшиной России".
После встречи с Президентом Республики Казахстан американский политик был заметно поражен четкостью и дальновидностью шагов в ядерной политике нашей страны: закрытие полигона, ликвидация ядерных боеголовок, подписание ДНЯО (Договора о нераспространении ядерного оружия) . По прошествии многих лет мировое сообщество высоко оценило стратегические инициативы Казахстана в этом вопросе. Да, действительно, можно сказать, что Нурсултан Назарбаев предложил своему народу и своей стране не прохладу ядерного зонтика, а светлое небо и большое будущее мирного и благополучного развития.
Ушел в мир иной Збигнев Казимир Бжезинский... Но не ушла рожденная в том числе и им эпоха холодной войны. Очень много еще сторонников политической стратегии "Великой шахматной доски".
Ерлан Арын, профессор,
доктор экономических наук