Многим астанчанам знакомо кладбище "Караоткель", расположенное на правом берегу столицы. Оно является памятником истории и культуры и охраняется государством. Однако мало кому известно, что в левобережной части города также есть несколько похожих мусульманских зиратов, к двум из которых практически вплотную подобралась застройка. Сейчас городские власти решают, будут ли эти кладбища законсервированы или же будет произведено перезахоронение останков. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с основателем платформы Fading.TSE Темиртасом Искаковым и узнал, откуда и как давно в левобережной части существуют кладбища возле Талдыкольской системы озер и почему исторически важно их сохранить.
Многим астанчанам знакомо кладбище "Караоткель", расположенное на правом берегу столицы. Оно является памятником истории и культуры и охраняется государством. Однако мало кому известно, что в левобережной части города также есть несколько похожих мусульманских зиратов, к двум из которых практически вплотную подобралась застройка. Сейчас городские власти решают, будут ли эти кладбища законсервированы или же будет произведено перезахоронение останков. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с основателем платформы Fading.TSE Темиртасом Искаковым и узнал, откуда и как давно в левобережной части существуют кладбища возле Талдыкольской системы озер и почему исторически важно их сохранить.
Зираты располагаются в Есильском районе Астаны, в непосредственной близости от Талдыкольской системы озер. Месторасположение каждого из них мы отметили на карте ниже. В 2020 году Fading TSE и Научно-исследовательский институт археологии имени К. А. Акишева провели натурные обследования трех кладбищ, по результатам исследований и на основе исторических данных они получили названия "Талдыколь", "Омар" и "Башан".
Осенью 2021 года мы уже проводили съемку всех трех мест захоронения. То, что мы увидели этой зимой, заставляет насторожиться и всерьез обеспокоиться сохранностью кладбищ из-за приближающейся застройки. Они интересны тем, что на надгробных плитах присутствует арабская письменность и внешне они схожи с теми, что стоят над могилами кладбища "Караоткель".
Зират "Талдыколь"
Это кладбище единственное из трех огорожено забором. Оно находится около водозащитной дамбы и попадает в санитарную зону озера Большой Талдыколь. По словам Темиртаса Искакова, раньше здесь было около пяти зиратов, однако два оказались под водой и, по сути, исчезли.
"Это зират поселка Талдыколь, который находился здесь до 60-х годов прошлого века. После того как на озере Большой Талдыколь сделали накопитель-испаритель, поселок был расформирован, а его жители переселены в Целиноградский, Кургальджинский районы. К этому и двум другим зиратам уже вплотную подошел город, и мы сейчас говорим об их исторической ценности.
Конечно, это место почитания предков, сакральное место. Но в первую очередь это также исторические и культурные памятники, о которых местным жителям стало известно в связи с застройкой этих территорий. На картах 50-х годов эти кладбища уже были обозначены. Они были нанесены на карты по материалам исследований первого краеведа этих мест Леонида Семенова. В первой половине XX века он исследовал эти территории. Им было нанесено около пяти древних захоронений, в том числе зират "Талдыколь". Или, к примеру, могильник "Омар".
Локализация множества захоронений здесь говорит нам о том, что территории рядом с этими озерами были заселены людьми очень давно. То есть задолго до появления здесь города. Пусть вас не смущает, что количество надгробий не такое большое, а даты на них - середины XX века. Сами зираты в том виде, в котором мы их сейчас наблюдаем, не только XIX-XX века, они гораздо древнее. Известно, что казахские зираты по традициям кочевников образовывались в местах более древних захоронений: Средневековья, раннего железного века, эпохи бронзы. То есть сакральное преобразование этой территории началось как минимум три тысячи лет назад. Могильники веками наслаивались друг на друга. И неслучайно именно здесь.
Левобережье, а именно территория вблизи Талдыкольской системы озер, это междуречье Есиля и Нуры, степной ландшафт насыщенный гидросетью, благоприятный для летовок и зимовок кочевников. Там, где были поселения, аулы и ставки, там возникали зираты. Неслучайно совсем рядом находятся важные археологические памятники Астаны: городище Бозок, поселение Козыкош и так далее. Это один историко-культурный комплекс.
Очень важно сейчас понять, имеем ли мы право уничтожать эти захоронения. Понять, как мы должны к ним относиться – с уважением и почетом – или нам важнее построить на их месте новые жилые комплексы. Безусловно, развитие города - это всегда вторжение в дикую среду, вторжение в историю в любом случае. Рано или поздно город вплотную подойдет к этим местам. И, мне кажется, важно сохранить эти территории", - считает Темиртас Искаков.
Стоит отметить, что уже сейчас рядом с кладбищем ведутся строительные работы. Судя по тому, что раскопана большая территория, здесь будут прокладывать проспект и в будущем могут появиться жилые дома.
Для сравнения: когда мы проводили здесь съемку осенью 2021 года, эти места были нетронутыми и судьба кладбища не вызывала беспокойства у местных жителей.
На зирате "Талдыколь" многие надгробные плиты уже упали и разрушились, а земля у некоторых могил просела, и сейчас о том, что в том или ином месте похоронен человек, свидетельствуют лишь характерные ямы. Эти места не раз затапливало, поэтому вся территория заросла камышом. Однако возникает вопрос: если людей здесь давно не хоронят, то почему на входе указан 2008 год?
"Когда мы опрашивали старожилов и местных жителей, мы узнали, почему у зирата "Талдыколь" есть забор и на входе указан 2008 год. В 2008 году здесь был проведен большой ас (проводится жертвоприношение, приглашенный мулла читает Коран) в память об умерших предках. Потомки похороненных здесь людей - это казахи из рода темеш. Они сюда приезжали, дали большой поминальный обед и установили забор. Можно даже заметить, что некоторые могильные плиты были заменены на современные, гранитные. То есть потомки похороненных здесь людей сюда приходят", - добавил Темиртас Искаков.
Могильник "Омар"
Вид на это кладбище открывается из окон квартир жилых комплексов "Толе би" и "Семь палат". Здесь осталось не так много видимых могил, и, судя по тому, что некоторые из них раскопаны, потомки усопших проводили перезахоронение останков.
В отличие от зирата "Талдыколь", на котором мы только что были, и зирата "Башан", который мы покажем чуть позже, к могильнику "Омар" не только вплотную подобралась застройка, но и, предположительно, по самим захоронениям проложена грунтовая дорога для проезда грузовых автомобилей.
"Это место было нанесено на карты как могильник. То есть это не просто кладбище нового времени. Здесь имеются более древние культурные слои. Сейчас тут весьма скромно рвом обозначены границы, но если этот могильник древний, то он гораздо больше. Грунтовая дорога, которую проложили в ходе строительных работ, предположительно, также проходит по участкам, где захоронены люди.
Непонятно, на каком основании эту дорогу здесь проложили. Ведь любые работы, которые затрагивают территорию кладбища или могильника, должны проводиться с учетом археологической экспертизы. Город подобрался к этому могильнику вплотную со всех сторон.
У нас была информация, что родные усопших проводили перезахоронения. Но это перезахоронения известных могил, у которых есть имена и потомки. Но ведь следует помнить, что здесь много безымянных могил. Они ограждались саманным кирпичом, но под воздействием сил природы от них почти ничего не осталось, заметны лишь холмики. Это неуважение, и такое отношение к предкам, к собственной истории, возмутительно", - рассказывает Темиртас Искаков.
Вот как это же место выглядело осенью 2021 года. Благодаря рву можно разглядеть условные границы могильника "Омар". По участкам, где земля провалилась, можно предположить, что там также захоронены люди.
Зират "Башан"
Это самое крупное из трех кладбищ и на сегодняшний день наиболее отдаленное от застройки и жилых комплексов. Летом добраться до него можно разве что в обход окружающего его озера. На машине сюда и вовсе доехать невозможно.
"Зират "Башан" назван по аулу, который тут был до коллективизации и голода 1930-х годов. На карте 1954 года развалины аула еще обозначены, они, по рассказам коллег, сохранялись тут до 2000-х годов. Аул был назван по имени основателя рода башан. Старожилы рассказывали, что после коллективизации аул был расформирован, людей переселили в поселок Талдыколь. И людям, которые проживали здесь в годы голода и репрессий, в тяжелые годы Второй мировой войны, помогли выжить именно озера. Люди ловили карася из озер, ели яйца диких птиц. Но даже тогда никто не стрелял в лебедей (тут Темиртас напомнил об убийстве самки лебедя осенью 2021 года на озере около зирата "Башан"), которые тут гнездятся.
На меня большое впечатление произвела надпись на одном из бетонных надгробий. Это сура из Корана: "Расставание. Каждая душа вкусит смерть". Надпись выполнена на кулпытасе Қанымбике Дауынбайқызы (1890-1957), жены Жусупа, ушедшей из жизни в возрасте 67 лет. Так просто и так пронзительно. В погоне за сверхдоходами и квадратными метрами жилья мы готовы пройти бульдозером по костям предков. Но смерть заберет каждого из нас, я думаю, важно помнить об этом. Особенно тем, кто принимает решения о судьбе этой территории. Жизнь пройдет, а какое наследие мы оставим нашим потомкам, и оставим ли что-то, кроме бетонных джунглей?
Фото предоставлено Темиртасом Искаковым
Зират "Башан" располагается в живописном степном перешейке между двумя озерами. Кроме безымянных могил и бетонных надгробий, тут имеются более древние кулпытасы из природного камня. Зират очень живописный, имеется даже небольшая облепиховая роща. У казахов есть поверье, что деревья растут на могилах хороших людей, аулие. И действительно, когда находишься тут вдали от городского шума, ощущаешь умиротворение. С зирата открывается вид на город, добавьте сюда влажный свежий ветерок с озер и запах степных трав.
Рядом с зиратами в местах, где когда-то были казахские летовки и зимовки, можно сделать реконструкцию казахской усадьбы-зимовки. Пусть горожане приезжают. Мало кто сейчас из жителей столицы знает, как выглядели зимовки, как жили их предки. Мы знаем, как жили саки 3000 лет назад, но при этом мы оторваны от своей ближайшей истории. Уверен, это было бы очень популярное место среди горожан и туристов", - считает Темиртас Искаков.
Фото предоставлено Темиртасом Искаковым
Надгробные плиты здесь схожи с теми, что стоят на двух предыдущих зиратах и на кладбище "Караоткель". По ним, к слову, можно судить о родоплеменном населении, которое проживало на этой территории в тот или иной период. Если обратить внимание на надгробные плиты, на них указаны годы жизни человека и его ру.
На наш запрос в акимате района Есиль города Астаны сообщили, что на данный момент решается судьба всех трех кладбищ.
"Вопрос перезахоронения, консервации кладбищ, расположенных на территории района Есиль, находится на стадии обсуждения совместно с Управлением по делам религий города Астаны, Управлением архитектуры и градостроительства города Астаны, Управлением охраны окружающей среды и природопользования города Астаны", - сообщили в ведомстве.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов, Роман Павлов.