Лама Шариф с толстой папкой бумаг в руках переступает порог кабинета в мажилисе. Уверенным шагом переступает. Он знает: сейчас его забросают вопросами, будут упрекать в незнании ислама - обвинят, словом, главного по делам религий в стране во всех грехах. Глава АДР набирается смелости и терпения. И начинает презентацию законопроекта "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Главный посыл документа - "Казахстан - светское государство". С этим в комитете нижней палаты парламента никто не спорит. Тишина в зале. Депутаты внимают каждому слову Лама Шарифа: "Согласно первой статье проекта закона… второй… третьей…шестой…". …Здесь председатель Агентства РК по делам религий как будто выдерживает паузу, делает глубокий вдох и на выдохе оглашает седьмую статью документа.
"…не допускается совершение богослужения, проведение религиозных обрядов, церемоний и собраний, осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц; организаций образования, за исключением духовных учебных заведений", - слышат мажилисмены. В Казахстане хотят запретить молиться в госучреждениях - слышится им.
В этот самый момент - под вечер 8 сентября - все и начинается. Начинается поток новостей, пестрящих заголовками с именем председателя Агентства по делам религий. Первым выступает депутат мажилиса Бекболат Тлеухан. Его стартовое заявление об обнаженных пупках, правда, касается темы хиджаба. Это чуть позже он проникнется каждой буквой седьмой статьи и предупредит казахстанцев о возможном развитии экстремизма. А ведь его вместе со всем депутатским корпусом только неделю назад Президент призывалзащитить страну от этого самого религиозного экстремизма.
Все. В Казнете нет другой темы обсуждения. О религии пишут/комментят/троллят, кажется, все, кому не лень. Интернет-пользователи, что называется, перемывают косточки Лама Шарифу, Тлеухану - всему правительству и парламенту; своим знакомым девушкам в хиджабах и бородатым мужчинам в укороченных штанах заодно. Позднее дойдет до требования отставки председателя Агентства РК по делам религий. Его Кайрат Лама Шариф тоже воспримет с еле заметными вдохом-выдохом и последующим за ними уверенным сообщением о том, что каждый вправе высказываться, но мне, дескать, недосуг, над законом работаю.
Почти через неделю после презентации законопроекта - снова почему-то под вечер - созывают Общественную палату. Партиец Нарикбаев, читающий намаз в своем кабинете, говорит, что принятие закона в таком виде "к добру не приведет", и вообще ему "кажется, что действия наших чиновников иногда против нашей страны, против покоя". Обсуждение проекта закона сводится к теме ношения хиджаба, что, впрочем, неудивительно, как самый минимум, с весны этого года. Громко и долго начинают спорить про "арабизацию" Казахстана. Лама Шариф отражает атаку своим коньком: "Казахстан - светское государство", - твердит в сотый раз. Но и сегодня его не отпускают без порции критики. Председатель АДР, депутаты, общественники расходятся на ночь глядя. Максут Нарикбаев на этом не остановится. Он еще не раз соберет прессу, разошлет релизы и разнесет проект закона.
21 сентября. Лама Шариф с толстой папкой бумаг в руках переступает порог зала пленарных заседаний мажилиса. Уверенным шагом переступает.
Мажилисмен Бекболат Тлеухан высказывает, кажется, все, что накопилось за эти 13 дней. Поставленным голосом акын-парламентарий обрушивается с критикой на законопроект и его разработчика - Агентство по делам религий. Доводы Кайрата Лама Шарифа о светскости Казахстана тут не помогают. Тогда глава ведомства пытается бить козырем: у Тлеухана, говорит, "другие взгляды" на ислам. Они-то вроде как и мешают депутату совмещать чтения намаза. Дело в том, что на рабочее время выпадает лишь послеобеденный намаз, его теперь, как ожидается, госслужащим придется читать за пределами офиса. Это как выйти покурить, сравнивает Лама Шариф. А вообще, убеждает глава Агентства по делам религий, Коран позволяет мусульманам читать две молитвы за раз. Вот он так и делает.
Публичных противников у главы АДР теперь становится больше. Наверное, переборщил он с сообщением о религиозных взглядах Бекболата Тлеухана. Мажилисмен Нурлан Онербай требует от Лама Шарифа извинений. Вместо них Кайрат Лама Шариф рассказывает о старой дружбе с Тлеуханом. От председателя Агентства по делам религий вообще много чего теперь требуют: от осторожности в выражениях до увольнения. Нижняя палата парламента Казахстана одобряет законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Правозащитники (отечественные и те, что за океаном) наперебой критикуют документ. Запрет на молитвы в госучреждениях, заявляют одни за другими, ограничивают права верующих, а значит, подытоживают, подрывает международный авторитет Казахстана. Позднее к протестующим против седьмой статьи закона присоединится и сам Верховный муфтий Казахстана. Он сочтет ее не совсем удачным решением в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом.
Речи о запрете нет, не устает повторять Кайрат Лама Шариф. Никто наказывать молящихся госслужащих не собирается. Председатель Агентства РК по делам религий в который раз пытается объяснить разницу между понятиями "запрет" и "недопущение". Но молельные комнаты, да, закроют, говорит Лама Шариф (или "приостановят действие", как написано в проекте).
Одна западная организация, кстати, пошла дальше темы молельных комнат в госучреждениях. Приводит свою трактовку предполагаемого новшества, связанного с определением статуса религиозного объединения. "Местное объединение могут создать не менее 50 верующих, региональное - не менее 500, республиканское - не менее 5000 граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение", - гласит норма нового документа. Это же нарушение права на свободу вероисповедания, кричат нам с другого континента. Лама Шариф отвергает обвинения.
Во время выступления в верхней палате парламента председатель Агентства по делам религий уже не просто говорит о светском государстве, он призывает всех казахстанцев быть терпимыми и толерантными. "Светскость государства подразумевает толерантность по отношению ко всем религиям, поэтому в законопроекте "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" закреплено, что государство отделено от религии и религиозных организаций", - убеждает он народ и его избранников. Большинство из последних убеждено в необходимости предполагаемых норм, они просто не так громко высказываются, как это делают противники законопроекта. Это большинство и принимает Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Дана Мухамеджан
"…не допускается совершение богослужения, проведение религиозных обрядов, церемоний и собраний, осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц; организаций образования, за исключением духовных учебных заведений", - слышат мажилисмены. В Казахстане хотят запретить молиться в госучреждениях - слышится им.
В этот самый момент - под вечер 8 сентября - все и начинается. Начинается поток новостей, пестрящих заголовками с именем председателя Агентства по делам религий. Первым выступает депутат мажилиса Бекболат Тлеухан. Его стартовое заявление об обнаженных пупках, правда, касается темы хиджаба. Это чуть позже он проникнется каждой буквой седьмой статьи и предупредит казахстанцев о возможном развитии экстремизма. А ведь его вместе со всем депутатским корпусом только неделю назад Президент призывалзащитить страну от этого самого религиозного экстремизма.
Все. В Казнете нет другой темы обсуждения. О религии пишут/комментят/троллят, кажется, все, кому не лень. Интернет-пользователи, что называется, перемывают косточки Лама Шарифу, Тлеухану - всему правительству и парламенту; своим знакомым девушкам в хиджабах и бородатым мужчинам в укороченных штанах заодно. Позднее дойдет до требования отставки председателя Агентства РК по делам религий. Его Кайрат Лама Шариф тоже воспримет с еле заметными вдохом-выдохом и последующим за ними уверенным сообщением о том, что каждый вправе высказываться, но мне, дескать, недосуг, над законом работаю.
Почти через неделю после презентации законопроекта - снова почему-то под вечер - созывают Общественную палату. Партиец Нарикбаев, читающий намаз в своем кабинете, говорит, что принятие закона в таком виде "к добру не приведет", и вообще ему "кажется, что действия наших чиновников иногда против нашей страны, против покоя". Обсуждение проекта закона сводится к теме ношения хиджаба, что, впрочем, неудивительно, как самый минимум, с весны этого года. Громко и долго начинают спорить про "арабизацию" Казахстана. Лама Шариф отражает атаку своим коньком: "Казахстан - светское государство", - твердит в сотый раз. Но и сегодня его не отпускают без порции критики. Председатель АДР, депутаты, общественники расходятся на ночь глядя. Максут Нарикбаев на этом не остановится. Он еще не раз соберет прессу, разошлет релизы и разнесет проект закона.
21 сентября. Лама Шариф с толстой папкой бумаг в руках переступает порог зала пленарных заседаний мажилиса. Уверенным шагом переступает.
Мажилисмен Бекболат Тлеухан высказывает, кажется, все, что накопилось за эти 13 дней. Поставленным голосом акын-парламентарий обрушивается с критикой на законопроект и его разработчика - Агентство по делам религий. Доводы Кайрата Лама Шарифа о светскости Казахстана тут не помогают. Тогда глава ведомства пытается бить козырем: у Тлеухана, говорит, "другие взгляды" на ислам. Они-то вроде как и мешают депутату совмещать чтения намаза. Дело в том, что на рабочее время выпадает лишь послеобеденный намаз, его теперь, как ожидается, госслужащим придется читать за пределами офиса. Это как выйти покурить, сравнивает Лама Шариф. А вообще, убеждает глава Агентства по делам религий, Коран позволяет мусульманам читать две молитвы за раз. Вот он так и делает.
Публичных противников у главы АДР теперь становится больше. Наверное, переборщил он с сообщением о религиозных взглядах Бекболата Тлеухана. Мажилисмен Нурлан Онербай требует от Лама Шарифа извинений. Вместо них Кайрат Лама Шариф рассказывает о старой дружбе с Тлеуханом. От председателя Агентства по делам религий вообще много чего теперь требуют: от осторожности в выражениях до увольнения. Нижняя палата парламента Казахстана одобряет законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Правозащитники (отечественные и те, что за океаном) наперебой критикуют документ. Запрет на молитвы в госучреждениях, заявляют одни за другими, ограничивают права верующих, а значит, подытоживают, подрывает международный авторитет Казахстана. Позднее к протестующим против седьмой статьи закона присоединится и сам Верховный муфтий Казахстана. Он сочтет ее не совсем удачным решением в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом.
Речи о запрете нет, не устает повторять Кайрат Лама Шариф. Никто наказывать молящихся госслужащих не собирается. Председатель Агентства РК по делам религий в который раз пытается объяснить разницу между понятиями "запрет" и "недопущение". Но молельные комнаты, да, закроют, говорит Лама Шариф (или "приостановят действие", как написано в проекте).
Одна западная организация, кстати, пошла дальше темы молельных комнат в госучреждениях. Приводит свою трактовку предполагаемого новшества, связанного с определением статуса религиозного объединения. "Местное объединение могут создать не менее 50 верующих, региональное - не менее 500, республиканское - не менее 5000 граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение", - гласит норма нового документа. Это же нарушение права на свободу вероисповедания, кричат нам с другого континента. Лама Шариф отвергает обвинения.
Во время выступления в верхней палате парламента председатель Агентства по делам религий уже не просто говорит о светском государстве, он призывает всех казахстанцев быть терпимыми и толерантными. "Светскость государства подразумевает толерантность по отношению ко всем религиям, поэтому в законопроекте "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" закреплено, что государство отделено от религии и религиозных организаций", - убеждает он народ и его избранников. Большинство из последних убеждено в необходимости предполагаемых норм, они просто не так громко высказываются, как это делают противники законопроекта. Это большинство и принимает Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Лама Шариф с толстой папкой бумаг в руках переступает порог кабинета в мажилисе. Уверенным шагом переступает. Он знает: сейчас его забросают вопросами, будут упрекать в незнании ислама - обвинят, словом, главного по делам религий в стране во всех грехах. Глава АДР набирается смелости и терпения. И начинает презентацию законопроекта "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Главный посыл документа - "Казахстан - светское государство". С этим в комитете нижней палаты парламента никто не спорит. Тишина в зале. Депутаты внимают каждому слову Лама Шарифа: "Согласно первой статье проекта закона… второй… третьей…шестой…". …Здесь председатель Агентства РК по делам религий как будто выдерживает паузу, делает глубокий вдох и на выдохе оглашает седьмую статью документа.
"…не допускается совершение богослужения, проведение религиозных обрядов, церемоний и собраний, осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях государственных органов, организаций и учреждений, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц; организаций образования, за исключением духовных учебных заведений", - слышат мажилисмены. В Казахстане хотят запретить молиться в госучреждениях - слышится им.
В этот самый момент - под вечер 8 сентября - все и начинается. Начинается поток новостей, пестрящих заголовками с именем председателя Агентства по делам религий. Первым выступает депутат мажилиса Бекболат Тлеухан. Его стартовое заявление об обнаженных пупках, правда, касается темы хиджаба. Это чуть позже он проникнется каждой буквой седьмой статьи и предупредит казахстанцев о возможном развитии экстремизма. А ведь его вместе со всем депутатским корпусом только неделю назад Президент призывалзащитить страну от этого самого религиозного экстремизма.
Все. В Казнете нет другой темы обсуждения. О религии пишут/комментят/троллят, кажется, все, кому не лень. Интернет-пользователи, что называется, перемывают косточки Лама Шарифу, Тлеухану - всему правительству и парламенту; своим знакомым девушкам в хиджабах и бородатым мужчинам в укороченных штанах заодно. Позднее дойдет до требования отставки председателя Агентства РК по делам религий. Его Кайрат Лама Шариф тоже воспримет с еле заметными вдохом-выдохом и последующим за ними уверенным сообщением о том, что каждый вправе высказываться, но мне, дескать, недосуг, над законом работаю.
Почти через неделю после презентации законопроекта - снова почему-то под вечер - созывают Общественную палату. Партиец Нарикбаев, читающий намаз в своем кабинете, говорит, что принятие закона в таком виде "к добру не приведет", и вообще ему "кажется, что действия наших чиновников иногда против нашей страны, против покоя". Обсуждение проекта закона сводится к теме ношения хиджаба, что, впрочем, неудивительно, как самый минимум, с весны этого года. Громко и долго начинают спорить про "арабизацию" Казахстана. Лама Шариф отражает атаку своим коньком: "Казахстан - светское государство", - твердит в сотый раз. Но и сегодня его не отпускают без порции критики. Председатель АДР, депутаты, общественники расходятся на ночь глядя. Максут Нарикбаев на этом не остановится. Он еще не раз соберет прессу, разошлет релизы и разнесет проект закона.
21 сентября. Лама Шариф с толстой папкой бумаг в руках переступает порог зала пленарных заседаний мажилиса. Уверенным шагом переступает.
Мажилисмен Бекболат Тлеухан высказывает, кажется, все, что накопилось за эти 13 дней. Поставленным голосом акын-парламентарий обрушивается с критикой на законопроект и его разработчика - Агентство по делам религий. Доводы Кайрата Лама Шарифа о светскости Казахстана тут не помогают. Тогда глава ведомства пытается бить козырем: у Тлеухана, говорит, "другие взгляды" на ислам. Они-то вроде как и мешают депутату совмещать чтения намаза. Дело в том, что на рабочее время выпадает лишь послеобеденный намаз, его теперь, как ожидается, госслужащим придется читать за пределами офиса. Это как выйти покурить, сравнивает Лама Шариф. А вообще, убеждает глава Агентства по делам религий, Коран позволяет мусульманам читать две молитвы за раз. Вот он так и делает.
Публичных противников у главы АДР теперь становится больше. Наверное, переборщил он с сообщением о религиозных взглядах Бекболата Тлеухана. Мажилисмен Нурлан Онербай требует от Лама Шарифа извинений. Вместо них Кайрат Лама Шариф рассказывает о старой дружбе с Тлеуханом. От председателя Агентства по делам религий вообще много чего теперь требуют: от осторожности в выражениях до увольнения. Нижняя палата парламента Казахстана одобряет законопроект "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Правозащитники (отечественные и те, что за океаном) наперебой критикуют документ. Запрет на молитвы в госучреждениях, заявляют одни за другими, ограничивают права верующих, а значит, подытоживают, подрывает международный авторитет Казахстана. Позднее к протестующим против седьмой статьи закона присоединится и сам Верховный муфтий Казахстана. Он сочтет ее не совсем удачным решением в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом.
Речи о запрете нет, не устает повторять Кайрат Лама Шариф. Никто наказывать молящихся госслужащих не собирается. Председатель Агентства РК по делам религий в который раз пытается объяснить разницу между понятиями "запрет" и "недопущение". Но молельные комнаты, да, закроют, говорит Лама Шариф (или "приостановят действие", как написано в проекте).
Одна западная организация, кстати, пошла дальше темы молельных комнат в госучреждениях. Приводит свою трактовку предполагаемого новшества, связанного с определением статуса религиозного объединения. "Местное объединение могут создать не менее 50 верующих, региональное - не менее 500, республиканское - не менее 5000 граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение", - гласит норма нового документа. Это же нарушение права на свободу вероисповедания, кричат нам с другого континента. Лама Шариф отвергает обвинения.
Во время выступления в верхней палате парламента председатель Агентства по делам религий уже не просто говорит о светском государстве, он призывает всех казахстанцев быть терпимыми и толерантными. "Светскость государства подразумевает толерантность по отношению ко всем религиям, поэтому в законопроекте "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" закреплено, что государство отделено от религии и религиозных организаций", - убеждает он народ и его избранников. Большинство из последних убеждено в необходимости предполагаемых норм, они просто не так громко высказываются, как это делают противники законопроекта. Это большинство и принимает Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Дана Мухамеджан