РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
09 июня 2023 | 06:41

"За катание на лошади взяли 100 долларов". Что не так с туризмом в Казахстане

Анастасия Солнцева Старший корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Неработающие туалеты, отсутствие хороших дорог, коммуникаций и большой рекламной кампании - это лишь часть проблем в сфере туризма, о которых говорят казахстанцы. Стартовал очередной туристический сезон, и мы решили узнать, как привлечь в Казахстан туристов и нужно ли это делать вообще. Корреспондент Tengrinews.kz собрала мнения предпринимателей, гида, представителей Казахстанской туристской ассоциации, Министерства культуры и спорта, а также самих отдыхающих. 


Неработающие туалеты, отсутствие хороших дорог, коммуникаций и большой рекламной кампании - это лишь часть проблем в сфере туризма, о которых говорят казахстанцы. Стартовал очередной туристический сезон, и мы решили узнать, как привлечь в Казахстан туристов и нужно ли это делать вообще. Корреспондент Tengrinews.kz собрала мнения предпринимателей, гида, представителей Казахстанской туристской ассоциации, Министерства культуры и спорта, а также самих отдыхающих. 

Фото: instagram baqbergenov.e Ельнур Бакбергенов

За катание на лошади взяли сто долларов

Предприниматель Ельнур Бакбергенов организовывал туры на Кольсайские озера, Каинды, Чарынский каньон, Алаколь и плато Асы.

"У нас нет никакой инфраструктуры. Например, на Алаколе ты не можешь пешком пройти с одного берега на второй. Ты должен идти через поселок. 

Туалеты если и есть, то в ужасном состоянии. К примеру, на Кольсайских озерах. Хотя, когда заезжаешь на Кольсай, платишь за открытие шлагбаума. Непонятно, куда эти деньги уходят.

Также люди часто обманывают туристов. У меня были гости из Германии. Один из них прокатился на лошади, и с него взяли 100 долларов. Я на этого иностранца посмотрел, а он даже в лице поменялся. Хотелось бы, чтобы все это как-то контролировалось, потому что осадок потом остается. Этот человек приедет к себе и будет об этом рассказывать".

Фото: instagram baqbergenov.e Ельнур Бакбергенов 

На баннерах вместо Кольсая реклама букмекерской конторы

Ельнур отмечает, что нужно заниматься раскруткой наших достопримечательностей.

"У нас этим вообще никто не занимается. Я по Грузии летал, и у них везде реклама: водопады, Аджария, лучшие места. Почему бы нам так не сделать? А у нас как: прилетаешь в Алматы, и первое, что бросается в глаза, - баннер с рекламой букмекерской конторы.

Поставьте вместо этого Кольсай, Коянды. А то приезжаешь и сразу охота в казино поехать, ставки делать. Должно быть больше рекламы на государственном уровне. У нас этим зачастую занимаются люди на голом энтузиазме". 

Еще одна важная проблема - мусор.

"Когда я ездил в Чарынский каньон, там столько мусора валялось. Это же делают сами отдыхающие. Не думаю, что Президент приезжает и мусорит там. 

Да даже просто идешь по улице в Алматы, и труба лежит. Зачем? Непонятно. Такие мелочи вроде, но они в глаза очень сильно бросаются".

Фото: instagram baqbergenov.e Ельнур Бакбергенов 

"В Турции и Грузии отдохнуть дешевле, чем на Алаколе"

Что касается цен, то спикер отметил, что они в казахстанском туризме необоснованно завышены. 

"В той же Турции и Грузии отдохнуть дешевле, чем на Алаколе. Они (люди, предлагающие свои услуги в турбизнесе. - Прим.авт.) оценивающе смотрят на тебя. Сначала на твои кроссовки, часы, телефон и только потом цену называют. Мне кажется, это невозможно поменять".

При этом Ельнур говорит, что также есть и плюсы.

"Например, в поселке Саты в Алматинской области очень колоритно: там туристов заселяют по домам. В каждом доме есть своя бабушка, которая с утра всех накормит домашней едой, есть баня. Еще у нас по сравнению с другими странами не самый плохой сервис, только язык бы подучить. В целом люди в Казахстане отзывчивые. Если кому-то из туристов понадобится помощь, то обязательно помогут". 

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

"Три дня потусили и начали думать, как сбежать оттуда"

Алматинка Екатерина рассказала свою историю поездки на Балхаш.

"Предварительно мы подобрали место отдыха в интернете. На фото все было идеально: красивый бассейн, пляж. Дорога туда была убийственная: мы ехали по кочкам. Нас привезли в какую-то степь, где стояли страшные корпусы. Там не было ресепшен, и мы сами бегали, искали, кто бы нас куда заселил. Кое-как нам дали номер, где даже не работал сливной бачок.

Бассейны на деле оказались грязные, пляж весь загаженный, ни шезлонгов, ни зонтиков. Еда была очень дорогая и невкусная, а еще если ты вовремя не пришел, то мог остаться вообще без обеда. Мы там три дня потусили и начали думать, как сбежать оттуда. В результате уехали на каком-то ночном поезде, который несколько минут стоял на станции".  

Фото: Facebook Шакир Исламбакиев 

"Трудно представить, как европейцы приходят в туркомпанию в Европе, которая бы продавала туры в Казахстан"

Алматинец Шакир Исламбакиев ранее руководил хостелом, где часто останавливались иностранцы. Сейчас у него много друзей из разных стран.

"Недавно я общался с туристами из Германии, Финляндии и Филиппин. Когда они говорили своим друзьям, что собираются ехать в Казахстан, то у их друзей была реакция: безопасно ли это, нет ли там войны. У людей до сих пор такое предубеждение: все, что с окончанием "стан", ассоциируется с Афганистаном.

Ребята и не думали, что Алматы - это настолько современный, открытый и классный город. Они считают, что у Казахстана огромный потенциал в плане привлечения туристов, потому что это что-то неизведанное, но в то же время хорошо знакомое.

Все это можно очень хорошо продавать, но сильно страдает маркетинговая часть. То есть трудно представить, как европейцы приходят в какую-то туркомпанию в Европе, которая бы продавала туры в Казахстан. Обычно это дикий туризм, самостоятельные путешественники". 

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

"Важно, чтобы место было сохранено, а не превращалось в какую-то попсовую помойку"

По словам Шакира, его друзья сталкиваются с трудностями перевода, а также с логистикой внутри страны. 

"В хостелах, отелях, аэропорту иногда очень сложно коммуницировать, потому что иностранцев не понимают. Также тяжело куда-то уехать, например, в национальные парки, на Чарынский каньон, Кольсайские озера. Сделать это можно только на выходных.

Если кто-то захочет сделать это в будни, то нужно нанять частного водителя, а это не всем по карману. Нет сервиса, где ты бы мог забронировать тур в любой день. Вдвойне сложнее тем, кто не находится в Казахстане".  

Шакир считает, что при развитии туризма внутри страны в первую очередь важно учитывать последствия его влияния на окружающую среду.

"В прошлом году я был на Кольсае и был в шоке от того, что там происходило. Озеро походило на какой-то базар-вокзал. Огромное количество лодок и людей в них, которые орут в рупор "Свободная лодка!", музыка со всех сторон, донерки.

А ведь туристы едут туда, чтобы отдохнуть от городской суеты и насладиться природой. Нужно учитывать нагрузку на природные объекты. Сейчас тренд на экотуризм, но у нас, когда строится дорога до какой-то достопримечательности, это приводит к тому, что через какое-то время от этой достопримечательности не остается никакого шарма, который был ранее.

Это естественно, когда где-то прокладываются дороги и развивается инфраструктура, все больше людей имеют возможность приехать на это место, чтобы им насладиться. Но важно, чтобы место было сохранено, а не превращалось в какую-то попсовую помойку". 

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

"То, что творится на Кольсайских озерах, - это что-то из ряда вон выходящее"

Горный гид и путешественник Андрей Гундарев придерживается схожей позиции. 

"Нам не нужны толпы иностранных туристов, нам бы от своих толп как-нибудь избавиться. При всей своей потрясающей красоте и уникальности наши природные объекты просто не выдерживают той рекреационной нагрузки, которая на них падает сверху.

Не умеют наши чиновники и управленцы нацпарков создавать такие условия, чтобы всем от посещения достопримечательностей было хорошо: и природе, и животным, и людям. Поэтому не нужно нам большое количество ни своих, ни чужих туристов, пока мы не выработаем нормальное отношение к недропользованию, не научимся считать рекреационную нагрузку на туристические природные объекты.

А чтобы научиться считать эту рекреационную нагрузку, надо захотеть считать, а не бездумно создавать хаос в самых популярных локациях. То, что творится на Кольсайских озерах, - это что-то из ряда вон выходящее. Нельзя такому количеству народа там находиться!

Так же, как и на Чарынском каньоне или Горельнике. Раньше никто даже не знал, что такое Горельник. Там олени ходили по этим придорожным лесам, а сейчас плюнуть негде, столько народу ходит. Всю эту толпу надо разделить на потоки, чтобы ходила в разные места, в разное время недели и т.д. Тогда всем будет хорошо: и природе, и людям, и национальным паркам. 

Повторюсь, гнаться за высокими количественными показателями въездного и внутреннего туризма нам еще очень рано. Для начала надо понять, как мы хотим беречь природу от самих же себя". 

Фото: instagram andreyalmazoff Андрей Гундарев

О хаосе в горном туризме

Собеседник также говорит, что после пандемии с ростом интереса к нашим горам назрела потребность в некотором количестве профессиональных горных гидов.

"Что сейчас мы видим? Горных гидов развелось как грязи: квалифицированных, неквалифицированных, всяких. Но чаще неквалифицированных - тех, кто просто сходил пару раз в горы с компанией, что-то про них знает и пишет в интернете: "Я Вася или Берик, я горный гид, это стоит столько-то". Как правило, стоят их услуги необоснованно дешево. Люди голосуют кошельком, не зная, кто такие горные гиды и какова их доля ответственности.

Вместе с этим все больше появляется контор, которые предлагают за небольшие деньги обучить профессии горного гида, но парадокс в том, что такой профессии в реестре профессий Казахстана не существует. Поэтому выписывается очередная филькина грамота. И люди, размахивая сертификатом, показывают всем на страничке в Instagram, что они сертифицированные горные гиды.

Соответственно, возникают вопросы к новоявленным гидам, тем, кто их сертифицирует и чиновникам ведомства, занимающегося вопросами туризма, которые должны как-то этот процесс контролировать и привлекать действительно профессиональных гидов для консультаций. Чтобы тот, кто ходит в горы, был в безопасности, возвращался живым, здоровым и наполненным хорошими впечатлениями. Сейчас происходит хаос в отрасли".

Фото: instagram andreyalmazoff Андрей Гундарев

"Надо, чтобы МИД работал надлежащим образом, а не делал только громкие заявления типа "Мы создаем безвиз"

Андрей отмечает, что есть пробелы и в сфере выездного туризма.

"Если говорить про выездной туризм, то тут количественные показатели важны и пусть они растут. Пусть наши сограждане ездят как можно в большее количество удивительных и новых для себя стран. Но для этого надо, чтобы МИД работал надлежащим образом, а не делал только громкие заявления типа "Мы создаем безвиз", "Мы договорились с тем-то", "Как здорово, что все мы туда собрались". Так как чаще всего заявлениями все это и остается. 

Например, МИД заключил совместные договоренности с Княжеством Андорра. У нас теперь с ним безиз. Но проблема в том, что в Андорре нет аэропортов и попасть туда мы можем только по земле либо через Испанию и Францию, для посещения которых нам требуется шенгенская виза. Чем они там думали, о чем там договорились, большой вопрос".

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов 

Ключевые проблемы внутреннего туризма в РК

Мы поговорили с представителем Казахстанской туристской ассоциации Диясом Джардемовым. Спикер сформулировал несколько ключевых проблем, которые стоят на повестке дня:

  • Отсутствие у владельцев земельных участков сельскохозяйственного назначения разрешений на оказание туристских услуг местным и иностранным туристам; 
  • Туристская деятельность не вошла в список видов деятельности по применению специального налогового режима розничного налога. Розничный налог как раз и предназначался для субъектов малого и среднего бизнеса, а отрасль туризма составляют предприятия МСБ;
  • В Алматы и на территории национальных парков РК отсутствуют или закрыты общественные туалеты;
  • Отсутствие инфраструктуры на территории национальных парков. Хороший опыт - Иле-Алатауский парк, Чарын, Алтын-Эмель, где благодаря деятельности местных инвесторов, введена в эксплуатацию мягкая инфраструктура для удобства туристов: беседки, визит-центры, указатели, туалеты;
  • В высокий сезон туристам невозможно самостоятельно добраться до главных природных достопримечательностей Алматинской области. Необходима организация сезонного автобусного рейса;

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов 

  • Проблемы скопления ТБО на территории национальных парков и отсутствие должной утилизации;
  • Перебойная мобильная связь и плохие дороги;
  • Высокая рекреационная нагрузка на определенные национальные парки в Алматинской области. Нужно развивать альтернативные места для посещения туристами;  
  • Низкий уровень сервиса и недостаточное количество экскурсоводов и гидов на иностранных языках;
  • На многих маршрутах качество придорожной инфраструктуры с услугами по предоставлению питания и доступом к туалетам отсутствует либо не соответствует стандартам качества;
  • Гостевые дома. В Алматинской области имеется успешный опыт по развитию гостевых домов, где сельские жители принимают туристов и оказывают услуги по проживанию, питанию и т.д.

Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев

О том, как решаются проблемы в сфере внутреннего и въездного туризма, рассказал вице-министр культуры и спорта РК Ержан Еркинбаев

Об инфраструктуре

"С 2019 года реализованы 118 инфраструктурных проектов, в том числе по транспортной инфраструктуре – 50, электроснабжению – 10, водоотведению, водоснабжению – 22.

Например, из Алматы в сторону Алаколя осталось достроить 20 километров дороги.

О придорожном сервисе

На сегодня около 75 процентов объектов придорожного сервиса соответствуют национальным стандартам. При этом при строительстве таких объектов государством возмещается 10 процентов от суммы инвестиций.

О туалетах

За последние пару лет появились 200 туалетов в туристических местах. В этом и следующем году появятся еще 300. В этом вопросе также действует мера господдержки: возмещение ежемесячно по 83 тысячи тенге за каждый туалет в туристическом месте. Для фиксации фактов о закрытых и неработающих туалетах запущен специальный сервис eShagym. 

Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев

О завышенной стоимости туров на Алаколь

Летний пляжный сезон в Казахстане ограничен всего двумя месяцами. А зарубежные курорты, как правило, имеют продолжительность пляжного отдыха как минимум 6 месяцев, что позволяет выстраивать более лояльную ценовую политику по отношению к туристам.

То есть здесь очевидная картина, когда мы сравниваем заработки за 6 месяцев и за 2 месяца с учетом дальнейшего содержания функциональности объектов до следующего сезона. Тем более ценообразование в туризме нашей страны имеет рыночный характер.

При этом со стороны государства с целью повышения доступности организованного туризма реализуется механизм поддержки для отечественных туристов – Kids go free. По итогам прошлого года мы провели анализ и видим, что семейный отдых в стране становится дешевле на 30 процентов за счет бесплатного детского авиаперелета в рамках программы.

Мы также работаем над внедрением так называемого туристского кешбэка и намерены возмещать отечественным туристам до 20 процентов от стоимости организованного тура.

Есть примеры, когда рынок также дает возможности покупки отдыха по низким ценам при условии раннего бронирования. Например, предприниматели побережья Алаколя, начиная с февраля, предлагают скидки 15-20 процентов, а если приобретать такие предложения с программой Kids go free, то экономия составит порядка 40-50 процентов.

Фото: Юлия Чернявская 

О рекламных кампаниях

Вопрос очень серьезный, поскольку при размещении рекламы на таких площадках, как BBC и CNN, стартовый пакет начинается как минимум с 1 миллиона долларов.

Поэтому мы больше ориентируемся на наращивание англоязычного контента на популярных тематических сайтах, например, Conde Nast. Точечно привлекаем журналистов. Так, на днях страну посетили американские, британские и корейские журналисты, которые напишут рекомендательные статьи.

О гидах

В этом году запускаем первую специализированную цифровую платформу для гидов - е-Guide. С одной стороны, это инструмент для профессионального развития самих гидов, с другой – удобный сервис для туристов по поиску и оценке оказываемых услуг.

В ближайшем будущем у туристов появится возможность узнать информацию о гиде, экскурсоводе и инструкторе туризма и оставить о нем отзыв, лишь отсканировав QR код на бейдже.

Помимо этого, на платформе будет размещена единая база знаний по туристским объектам и маршрутам.

Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов

О катании на лошадях за 100 долларов и наглых таксистах

К сожалению, подобные случаи имеют место быть в Казахстане. Нелицеприятные действия отдельных субъектов, оказывающих услуги в туризме, безусловно, накладывают отпечаток на общее представление о стране. Таким образом, наносится урон имиджу республики в целом.

Если говорить о таксистах, то во избежание подобных случаев рекомендуется обращаться в бюро такси с фиксированной оплатой.

По части цен отмечу, что туризм как отрасль экономики только набирает обороты, и жители туристических мест начинают видеть в нем источник дохода. Туризм в Кольсайских озерах, например, позволяет решать проблему оттока местного населения в большие города.

Проблему доступности и устойчивости цен сможет решить конкуренция, которая также появляется в связи с реальными экономическими перспективами в туризме".

Текст: Анастасия Солнцева

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети