В Казахстане уже много лет работает круглосуточная психологическая поддержка - телефон доверия 150. Обратиться по трехзначному номеру за помощью может любой желающий в момент тяжелого стресса. Мысли о суициде, домашнее насилие (как сексуальное, так и случаи побоев), зависимость от наркотиков и лудомания, непонимание в семье... ежедневно психологи-консультанты телефонной линии доверия сталкиваются с самыми разными случаями. И иногда их работа напоминает службу "911", ведь в их руках оказывается жизнь человека. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с двумя операторами службы "150" и узнал, с какими случаями чаще всего к ним обращаются казахстанцы, а также какую проблему они называют не иначе, как современной эпидемией.
В Казахстане уже много лет работает круглосуточная психологическая поддержка - телефон доверия 150. Обратиться по трехзначному номеру за помощью может любой желающий в момент тяжелого стресса. Мысли о суициде, домашнее насилие (как сексуальное, так и случаи побоев), зависимость от наркотиков и лудомания, непонимание в семье... ежедневно психологи-консультанты телефонной линии доверия сталкиваются с самыми разными случаями. И иногда их работа напоминает службу "911", ведь в их руках оказывается жизнь человека. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с двумя операторами службы "150" и узнал, с какими случаями чаще всего к ним обращаются казахстанцы, а также какую проблему они называют не иначе, как современной эпидемией.
Сразу отметим, что любой звонок в службу "150" является анонимным. Конфиденциальность соблюдается и в случае с данными психологов-консультантов. Поэтому все имена в статье изменены.
У нас эпидемия с игровой зависимостью - лудоманией
Психолог-консультант по имени Сергей работает здесь уже больше года. Он сразу поделился самым запомнившимся ему случаем.
"Звонит мужской голос и говорит: "Я его сейчас застрелю, скажите мне что-нибудь, чтобы я этого не сделал". Сразу непонятно, правда это или нет, но реагировать надо. В общем, как в дальнейшем разговоре я примерно понял, один мужчина работал у второго, задолжал ему большую сумму денег. И вот он терпел примерно полгода, а после поймал его, куда-то увез, поставил на колени и пистолет приставил к голове. Я вел с ним разговор, как мог оттягивал время и параллельно звонил в полицию. Они мне не сразу поверили, давали какие-то телефоны… в общем, это у меня много времени отняло. Все оказалось правдой. Насколько мне известно, все благополучно разрешилось. Полиция туда подключилась, и мужчину спасли", - вспоминает Сергей.
Специалист отмечает, что обращения, связанные с бытовым насилием, начинают учащаться с определенной периодичностью.
"Вообще, примерно в конце месяца обычно начинаются звонки от большого количества женщин, которых бьют их мужья. Мое предположение – это связано с тем, что мужики в это время получают зарплату, начинают пить и устраивают потом дома дебош. Потом на месяца два затишье, потом опять… и так по кругу. Это в нашей стране большая проблема. Причем женщины эти не идут на развод. Если пишут заявление в полицию, то забирают его. А эти мужики - они всегда ведут себя одинаково: сначала извиняются, потом снова бьют.
У многих женщин нет правового сознания. Есть лишь их женское "я должна выйти замуж, родить детей". А то, что можно брачный договор составить, они не знают. Например, в том же договоре указать, что если муж меня будет бить, то будет развод, а при разводе ты мне еще и большую сумму ежемесячно будешь платить. Это нормальная практика", - объясняет Сергей.
"Муж 10 раз пырнул ножом, она его простила". Шокирующие истории казахстанок
Психолог отмечает: благодаря тому, что об их службе узнает все больше детей и подростков, вскрывается еще одна большая проблема - избиение детей в семьях.
"Каждый день я принимаю по несколько звонков от подростков, которые столкнулись с физическим насилием. Сейчас мы стали активнее в школах о нашей службе рассказывать и больше ребят о нас узнают. Это был целый скрытый пласт проблемы, связанной с насилием над детьми. Именно физическим насилием. Вот даже сегодня мой первый звонок был – обратился мальчик, идет в школу с разбитым телефоном, весь в слезах, говорит, его избила жена его дяди, еще и экран телефона сломала. Оказалось, она его регулярно избивает по разным причинам. Ребенок ходит зашуганный. У него развивается уже тревожное расстройство. Это начинает влиять на концентрацию внимания, развитие, самогигиену…
Одна девочка звонила из какого-то сарая. Она убежала от пьяного папы и позвонила нам. Мы начинаем объяснять, как вести себя в подобной ситуации, что делать, куда идти, к кому обращаться. Иногда это просто психологическая поддержка, когда мы разговариваем, успокаиваем, настраиваем на лучшее", - говорит Сергей.
Специалист объясняет, что способ воспитания ребенка ремнем - это порочный круг, который нужно разрывать.
"Многие родители не знают другого способа воспитания, как дать ремня. Увы, это связано с тем, что их самих так воспитывали. И это продолжается по кругу. Если девочка росла в семье, где мать били, когда она сама выходит в будущем замуж и бьют ее – для нее это нормально. То же самое с мальчиками – если при них отец бьет мать, то из этого мальчика вырастает агрессор.
И хорошо, когда к нам обращаются и мы объясняем, что происходящее насилие - это ненормально. Это уже толчок к тому, чтобы этот круг разорвать и начали появляться здоровые отношения между людьми, между мужьями и женами, родителями и детьми", - считает Сергей.
"Я бы также отметил, что сейчас эпидемия с игровой зависимостью. Специалистами она приравнивается к героиновой зависимости. Молодые парни начинают играть в 18-19 лет. И к 24 годам они остаются ни с чем. Один парень обращался, у него кредитов на 8 миллионов тенге из-за лудомании. Мы с ним посчитали, что с его заработком он в течение шести лет будет только на этот долг работать. А ведь чаще всего, если лудоман выигрывает, он эти деньги не тратит на себя, а дальше на них играет. У одного такого парня я спросил, купил ли он себе что-то. Он ответил, что за все время только кроссовки себе купил на выигранные деньги. А сейчас у него 5 миллионов тенге долга", - добавил психолог.
Алкоголь, игромания и наркотики. Алматинец борется сразу с тремя зависимостями
Самые тяжелые случаи - насилие над детьми
Психолог-консультант Акмарал работает в телефонной линии доверия "150" около полугода. Она отмечает, что старается не запоминать случаи и оставляет все услышанное за день по телефону здесь, на работе.
"Но скажу, что нередко происходят случаи сексуального насилия над детьми в семье. Когда это делают отчимы, папы, дедушки… Был один случай, который я не забуду. Там бабушка изнасиловала свою внучку. Она приучила ее к оральным ласкам за различные сладости. Для ребенка было абсолютно нормально, что это с ним произошло. Обратились к нам ее родители. Они просто не знали, что делать. В таких случаях родителям нужно обращаться как к психологам, так и в полицию. Тут много негативных последствий для ребенка. Например, девочки, которые подвергаются сексуальному насилию от мужчин, во взрослой жизни будут предпочитать гомосексуальные связи. Не смогут создать семью. Кто-то может закончить жизнь самоубийством, у кого-то будет депрессия. Последствия всегда очень печальные", - отмечает психолог.
Однако не всегда звонят сами потерпевшие.
"Был, к примеру, случай, когда отец длительное время насиловал дочь. Девочка потом находилась на лечении в психиатрической клинике. А обратилась к нам мама – у нее был запрос, почему дочь на нее обижается, не хочет с ней общаться, не жалеет мать… Лично для меня это всегда самые тяжелые случаи, когда дети подвергаются насилию. И насилие это происходит как над девочками, так и над мальчиками", - добавляет специалист.
По словам Акмарал, нередки случаи и буллинга в школе.
"Иногда говорят, мол, просто дети жестокие, что вы хотите. Но ребенок не родился жестоким изначально. Он таким стал. Он либо эту жестокость на себе ощущает, то есть его бьют дома. Либо он в этой жестокости живет, например, папа бьет маму и ребенок это видит. Видит слезы мамы. Пьяного отца. Есть внутренняя агрессия, которую он никуда не может деть дома и впоследствии вымещает ее, приходя в школу. Счастливые дети, у которых все прекрасно в семье, и они психически здоровы, они так себя не ведут", - объясняет Акмарал.
"Много тех, кто думает о суициде, или даже были попытки. Проблема подросткового суицида очень остро стоит в Казахстане. И причины в основном в семье – нет взаимопонимания с мамой, папой, бьют, пьют, не уделяют времени, внимания. Не получается реализоваться в социуме, нет друзей, буллят. Это как снежный ком накапливается. И у человека в голове как единственный выход идет: я никому не нужен, всем будет лучше без меня. Детям и подросткам нужно говорить, что есть люди, которые тебя услышат, помогут, ты им небезразличен. Есть ситуации, с которыми ребенок сам не может справиться, и для этого нужны взрослые. Это работа классного руководителя, все-таки по состоянию ребенка видно, что что-то не так, но, увы, не все педагоги – педагоги от души. Есть школьные психологи, это их работа, но зачастую они свою работу не выполняют. Есть школьные завучи… и есть мы.
В общем, разные бывают случаи. С чем только не обращаются. Приятно, когда потом мы натыкаемся на отзывы, например, в наших соцсетях, что наш оператор помог. Но лично мне обратная связь в виде подобных сообщений не нужна, потому что я по голосу в конце разговора слышу, помогла я или нет. Мы же аудиально работаем, самого человека мы не видим, поэтому такие моменты мы очень остро чувствуем, это особенно с опытом вырабатывается.
Сильно восприимчивые люди, пропускающие каждое обращение через себя, переживающие, здесь бы работать не смогли. Такие люди были бы неэффективны", - резюмировала психолог.
Куда и как обратиться
Служба психологической поддержки по номеру 150 работает круглосуточно. Можно позвонить с мобильного или домашнего телефона, написать на WhatsApp или же обратиться к психологам-консультантам в специальном диалоговом окне на сайте.
Текст: Иван Сухоруков. Иллюстративные фото: Турар Казангапов, elements.envato.com