РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
04 сентября 2019 | 08:15

"Я проработала в школе 10 лет, 9 из них - с удовольствием". История нетипичного учителя

ПОДЕЛИТЬСЯ

Алматинка Светлана Познякова - увлеченный педагог, который уже 21 год не работает в школе. Она проработала преподавателем русского языка и литературы 10 лет, "причем, 9 из них с удовольствием". А потом она ушла со школы, чтобы... обучать писать и видеть интересное вокруг.


Алматинка Светлана Познякова - увлеченный педагог, который уже 21 год не работает в школе. Она проработала преподавателем русского языка и литературы 10 лет, "причем, 9 из них с удовольствием". А потом она ушла со школы, чтобы... обучать писать и видеть интересное вокруг.

В честь Дня знаний корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова рассказывает историю "человека-учителя". Эта фраза из Facebook-статуса Светланы Позняковой очень коротко и емко характеризует нетипичного, но очень талантливого учителя.

"Ничего не предвещало,

что я останусь в этой профессии надолго"

"Учителем я никогда себя не видела. А на филфак КазГУ поступила, потому что больше всего на свете любила читать. По окончании было два варианта: работать преподавателем в областном вузе или школьным учителем в Алматы. Я осталась в Алматы, потому что у меня тяжело болела мама. В 1988 году я начала работать без всякого желания в самой обычной орбитовской школе №40. Я была учителем русского языка и литературы в среднем и старшем звене.

Первый год был ужасный: я боялась детей, меня удивляло, как они орут, я орала на них в ответ. Ничего не предвещало, что я останусь в этой профессии надолго. Мне начало нравиться на второй год: начало получаться, стало интересно...

Писать я полюбила уже в школе. Мы с ребятами сочиняли сценарии, ставили спектакли, занимались в кружке психологии, ходили в горы, пели песни под гитару... Всего я проработала там 10 лет, причем, 9 из них с удовольствием", - так начинает свой рассказ Светлана Познякова.

С учениками алматинской школы №40

Уйти из школы она решила в 1998 году, потому что поняла: внеурочные занятия с детьми ей стали интереснее, чем сами уроки... Одновременно с этим от Детского дома творчества Бостандыкского района поступило предложение организовать в его стенах клуб для подростков.

Когда ее окликают "Светлана Анатольевна", она понимает - это ребята еще со школы, "из прошлой жизни".

"А давайте тоже выпускать газету?"

В это время Светлана прошла обучение для тренеров по теме коммуникаций - методики сильно отличались от школьных. Дело было в 1990-х: то было такое время, когда родители были в большей степени заняты зарабатыванием денег, чем воспитанием детей. Особенно силен контраст с сегодняшним днем, когда в детей вкладывают много времени, сил и средств. И дети тянулись ко взрослому, который хотел заниматься с ними и делал это интересно. 

"Заниматься с детьми помогали мои друзья - молодые психологи. Маркетингу и основам бизнеса в игровой форме учила моя близкая подруга, чей сын также ходил в клуб. Дети приходили через сарафанное радио: дети сотрудников дома творчества, друзья и одноклассники. Через клуб, который позже получит название Teenager, прошли десятки подростков... Думаю, что сегодня нечто похожее в рамках проекта "Комунити" в Алматы делает алматинка Эльмира Карманова и ее команда", - вспоминает Светлана события 20-летней давности.

Появление газеты Teenager Светлана называет "жуткой авантюрой". На одной из молодежных тусовок вместе с клубом участвовали редакции молодежных СМИ Казахстана. И кто-то из ребят предложил: "А давайте тоже выпускать газету?" В газете писали обо всем, что приходит в голову и волнует старшеклассников: от мусора возле школ до обилия лука в пирожках с картошкой, от воспоминаний о каникулах до отношений между полами. А еще о том, как защитить себя в экстремальной ситуации. Ведь это были опасные 1990-е.

Слоганом газеты для подростков стала цитата из романа Джона Рональда Руэла Толкиена "Властелин колец", сказанная Гэндальфом: "Мы не выбираем времена, в которые жить. Мы просто выбираем, как жить во времена, которые выбрали нас". 

Первые номера Teenager'а верстали на домашнем компьютере и распечатывали на домашнем принтере - листы формата А4 складывали в половину, получалась брошюра. Чуть позже начали печатать в типографии тиражом до 1000 экземпляров. 

Так как сама Светлана не имела опыта в журналистике, то начала искать наставников для ребят. Одним из самых ярких первых учителей редакции стал известный журналист Дмитрий Бациев. В международной летней школе для подростков, организованной Teenager, принял участие и Вячеслав Абрамов, которого Светлана считает  идеалом казахстанского журналиста. Позже гостями Teenager были и американские журналисты, с которыми ребята познакомились через Internews network. 

Teenager выпускался около двух лет, было более 50 выпусков газеты. Сначала все делали своими силами. Потом Светлана поняла, что альтернатива "или я сама что-то ем или плачу типографии", ее больше не устраивает.

И стала обращаться к фондам и солидным компаниям, написав несколько десятков заявок на гранты. Так появилась финансовая поддержка от фондов и нефтяной компании. Благодаря этому у газеты появился свой офис со всей необходимой техникой, ребята ездили на журналистские фестивали по Казахстану и России. Подростки не только делали газету, но и продавали в ней рекламу: у издания было несколько постоянных рекламодателей, и ее даже продавали в газетных киосках... 

Светлана перечисляет ребят, которые прошли через Teenager, и сегодня востребованы в своей профессии: у Жени Хоботова свое дизайнерское агентство, Айнур Капарова (Еспенова) - популярный блогер, Марина Исакова работает в Нью-Йорке в сфере моды, Ольга Варенникова (Куваева) - психолог в Москве, Андрей Ященко - известный блогер... 

"Наверняка еще много других ребят добились успеха, только мне об этом неизвестно", - подытоживает она рассказ про этот этап жизни.

"Я умею извлекать таланты из людей"

"...Я был отчислен [из колледжа], решил изучать каллиграфию. Я узнал много обо всем, что делает великолепную типографику великолепной. Тогда мне казалось, что все это не имеет ни малейшего шанса на практическое применение. Но когда мы разрабатывали первый Макинтош, все мои знания по каллиграфии вернулись ко мне и пригодились. В настоящем нужно верить, что в будущем точки как-нибудь сойдутся. Это даст вам мужества следовать своему сердцу, даже если сердце уводит вас с качественно протоптанной тропинки...".

Этот отрывок из выступления Стива Джобса 12 июня 2005 года перед выпускниками Стэнфордского университета Светлана Познякова цитирует, как пример важности заниматься тем, от чего человек получает удовольствие. Говоря о своей жизни, она отмечает, что всю жизнь получала удовольствие, когда делилась информацией и "извлекала таланты из людей".

Два года назад она поделилась на Facebook своими мыслями о желании вновь вернуться к обучению. Обучению писать интересно. Буквально один пост - и набралась группа желающих. Так появились курсы по легкописанию для детей и взрослых. Теперь есть уже несколько программ для живых групп и дистанционные курсы.

Для тех, кому хочется попробовать себя в роли сочинителя. Для тех, кто хочет рассказывать о себе и своем деле. Кто хочет делиться своими мыслями и опытом. Для тех, кто хочет понять, "что если писательство - это и есть мое призвание?" 

"Я не могу со стопроцентной уверенностью ответить, что научить писать можно каждого. И  взрослый, и ребенок - они должны хотеть писать. Если кто-то не хочет, то смысла заставлять нет.

Моя цель - дать почувствовать себя, слова, вкус к созданию текста. Разобраться с целями. Но все, кто пытаются, со временем рано или поздно начинают писать. Со взрослыми легче работать: они знают, что хотят. А дети умеют удивлять так, что, несмотря на свой богатейший опыт работы с ними, не устаю восхищаться их свободному мышлению и талантам", - говорит Светлана.

Каждое занятие начинается с 7-10-минутной словесной разминки. Это несерьезные, но, как она говорит, "крышесносные задания". Например, за семь минут написать, рассказать со смыслом и сюжетом, чтобы все слова начинались на одну и ту же букву, которую выбирает сам человек. Сразу же после этого рассказы зачитываются вслух в группе - обычно получается очень смешно. Детям это дается легче, несмотря на меньший словарный запас. А для взрослых результат зачастую выглядит почти как чудо. 

Из самых лучших текстов курсантов легкописания составляются сборники "Корпешка". Выход каждого сборника - настоящий праздник и повод для радости и гордости авторов и их семей, и друзей.

"Метод "зеленой ручки"

Также недавно Светлана начала вести корпоративные тренинги по письму. Банки и другие организации приглашают "человека-учителя", чтобы обучить сотрудников более эффективно общаться в письменной речи:

"Если ты написал четкое, понятное, структурированное письмо, приложил необходимую дополнительную информацию, чтобы человек не искал нужное в длинной переписке, то позаботился о другом человеке, помог ему, сделал так, чтобы ему было легко исполнить твою просьбу. В конечном итоге ты помог еще и себе", - поясняет нетипичный учитель.

На своих тренингах Светлана Познякова рассказывает, что такое инфостиль и как писать письма коллегам не канцелярским, а простым человеческим языком.

"Я учу тому, что умею сама - все мои задания проверены на себе. Я много читаю. Много смотрю и слушаю, особенно курсы и подкасты богатейшего ресурса Arzamas. Я все время учусь сама: у Максима Ильяхова, Майи Богдановой, Евы Кац (известные российские редакторы - прим.авт.) и других. Счастлива, что три года отучилась в Открытой литературной школе Алматы, которую рекомендую всем курсантам. Я пишу сама. Мои сказки изданы в Казахстане и России. У меня есть многолетний опыт написания текстов для корпоративных сайтов и журналов. Все тексты пишу по принципу, "чтобы читали", - делится педагог от природы.

После каждого курса ученики Светланы заполняют мини-анкету, в том числе отвечая на вопрос: "Что я взял(а) из курса?" Один из прошедших ответил так: "Фокус на слово - как способ вкусно проживать каждый момент. Фокус на наблюдение и формулирование этого словами". 

"Я использую метод "зеленой ручки" - это значит, показываю не ошибки, а удачные фрагменты. Человек испытывает не стыд за ошибку, а позитивные эмоции от того, что у него не получилось. А там, где не получилось, я показываю, или группа сама находит, как можно сделать лучше. Когда говоришь человеку: "Как классно у тебя получилось. Как это сделал? Сможешь запомнить прием?", то ему хочется пробовать еще и еще. И у него и правда все получается!" - резюмирует учитель легкописания.

Ольга Пастухова

Спецпроект "Выдающиеся учителя" проводится при поддержке компании Евразийская Группа (ERG). Также совместно с компанией ERG ранее были запущены спецпроекты "Талантливые дети", "Победители".

 

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети