"Все вокруг чего-то добиваются, и только у меня ничего нет!" Как нас обманывают в соцсетях
В наше время уже почти не осталось людей, которые бы не сидели в соцсетях, листая ленту по вечерам, за завтраком, обедом или перед сном. И нередко вперемешку со смешными картинками и информационными сообщениями попадаются посты, в которых кто-нибудь демонстрирует свои богатство и успех. Крутые иномарки, роскошные дома с шикарным ремонтом, неприлично дорогие украшения и одежда. Все это приправлено снимками из ежемесячных перелетов в разные страны. Глядя на все это, можно прийти к мысли: "я тоже так хочу". Но стоит ли доверять всем этим красивым картинкам и историям об "успешном успехе"? Кто такие достигаторы? И как в погоне за богатством не сделать себе только хуже? Профессиональным мнением на этот счет с корреспондентом Tengrinews.kz поделилась психолог и семейный терапевт Галина Каздаева. В тексте ниже приведены ее слова.
Сейчас в тренде проявлять себя по максимуму и достигать "успешного успеха". Социальные сети пестрят фотографиями с красивыми телами, машинами, дорогими вещами, видами пляжей с роскошными отелями и достопримечательностями разных стран. Все это сопровождается историями из серии "как я заработал свой первый миллион" или "как я ушел из найма, и теперь у меня свое дело, приносящее мне столько денег, что аж на три банковские карты не вмещаются, при этом и работать почти не надо!"
И смотря на эту роскошь и показную легкость достижений, большинство людей начинают себя чувствовать неудачниками на обочине дороги под названием "жизнь", по которой проносятся "Майбахи" с "Порше" и обдают пылью с кусочками грязи…
Человек видит красивые картинки, слышит убедительные мотивирующие лозунги. И начинает морально сдуваться и взращивать в себе комплекс неполноценности. Появляются назойливые мысли: "Ведь эти успешные люди вроде как ничем особенным и не отличаются, а у них все есть... А у меня нет... Получается, я тупой? Ленивый? Недостаточно образованный? Что со мной не так?"
Сразу отмечу, что за всеми успешными историями стоит либо огромное количество вложенного времени, труда, опыта и профессионализма, либо это ложь (назовем ее маркетинговым ходом), предназначенная исключительно для того, чтобы привлечь покупателей для продажи своих услуг. Это очень легкий способ воздействия с единственной целью – принудить купить продукт.
Ведь невроз – это лучший мотиватор для действий. Человек начинает ощущать нарастающий дискомфорт и суетиться, ищет успокоения и, как следствие, хватается за разные дела и цели, несильно разбираясь в том, чьими целями и ценностями он "очаровался".
"Успешный успех", или Как казахстанские блогеры убивают мою самооценку
Иллюстративное фото elements.envato.com
Так кто же такие достигаторы? Основной процент - это те люди, которым очень важны признание, похвала, подтверждение своей ценности или власть. И чаще всего за этим скрывается какой-то психологический неразрешенный момент. Нехватка любви от родителей, школьный буллинг, неадекватная оценка умственных способностей авторитетными взрослыми, развод родителей с замороженной травмой отвержения – все это ведет к огромной мотивации доказать всем "обидчикам", что "я молодец, я достоин". И достижение высоких результатов очень поощряется обществом. Но частенько влечет за собой жертвование здоровьем, личной жизнью, общением с друзьями и детьми. То есть реальная жизнь человека уходит на второй план и все силы брошены на достижение профессиональных успехов.
Есть интересный парадокс. Когда достигаторы добираются до желаемого результата, они не испытывают истинного удовлетворения и радость от успеха длится достаточно короткое время. А бывает и так, что радости и вовсе нет. Вероятнее всего, это будет ощущаться как облегчение или освобождение от бесконечных дедлайнов и обязанностей. Человек принимает успех за норму и начинает искать себе новую достигаторскую цель. Но теперь это должно быть "выше, больше, шире". Ведь невроз никуда не исчез, а еще и подогревается извне "успешными успехами" в социальных сетях.
Своими провалами, загнувшимися бизнесами и долгами ведь никто не делится. Вот и создается картинка, что "все вокруг чего-то добиваются и только у меня ничего нет!" Никто не показывает, как берутся в аренду дорогие брендовые аксессуары, машины, виллы и квартиры на несколько дней и снимается контент на месяц или даже дольше. Но это я сейчас пишу про тех, кто создает картинку "успешного успеха". Реальная жизнь действительно богатых, успешных и реализованных индивидов в большинстве случаев точно невидима для людей, и, более того, тщательно охраняется от посторонних глаз. И если что-то демонстрируется, то точно для каких-то социальных целей и исключительно для создания общественного мнения.
Человек с адекватной самооценкой и без задачи что-то втюхать массам не будет демонстрировать оголенное тело, новые машины и дома с самолетами или яхтами. Умный человек не будет анонсировать свои аналитические способности при любой возможности, а успешный и состоятельный не будет трясти дорогими часами перед вашим носом.
Более того, все базовые природные "настройки" не вызывают у человека желания, чтобы все вокруг это отметили и "заценили". Это просто есть, и человек на это опирается. А все остальные явные демонстрации красоты, ума, успешности и состоятельности скорее говорят о том, что у человека это слабое место, и чтобы никто не догадался и не осудил, конечно, возникает желание создавать совершенно другую социальную картинку. Тем самым подпитывая невроз не только у себя, но и у всех наблюдающих.
А всем наблюдателям, которых триггерят чужие картинки с привлекательными результатами, можно и даже нужно заняться своей жизнью. Разобраться с пониманием своих ценностей и приоритетов, узнать себя настоящего, чтобы самооценка была САМОоценкой, а не навязанными "стандартами", которые уж точно не всем подходят.
Не могут быть абсолютно все владельцами бизнеса. Кто же тогда будет исполнителем? Ни один владелец бизнеса не вытянет весь объем необходимых дел. Мы все рождаемся с каким-то заложенным потенциалом. Обществу нужны медики, учителя, музыканты, финансисты, агрономы, строители и уборщики и все остальные. Каждая профессия важна и нужна! Так почему бы не найти то, что действительно нравится делать, и обратить взор внутрь себя и перестать потреблять этот мусорный контент и ориентироваться на чужие ценности и результаты. Жизнь каждого уникальна, как и сама личность. Чем больше мы делаем то, что нам не подходит, тем более мы несчастны и загоняем сами себя в неврозы, а потом и в панические атаки.