Между Турцией и Нидерландами разыгрался нешуточный дипломатический конфликт. Началось все с того, что турецкая община в Нидерландах запланировала митинг в Роттердаме в поддержку конституционной реформы в Турции, референдум по которой пройдет 16 апреля. На этом агитационном мероприятии должен был выступить министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, но власти Нидерландов запретили его самолету приземляться на голландской территории. Позже было принято решение выдворить из страны министра Турции по делам семьи и социальной политики Фатму Бетюль Саям Каю, прибывшую в Роттердам из Германии. Президент Турции Реджеп Эрдоган после инцидента назвал голландских чиновников "фашистами" и пригрозил ответными мерами. В итоге 13 марта Анкара объявила о приостановлении дипломатических отношений с Нидерландами. Кроме того, в Австрии и Германии также запретили проводить массовые демонстрации и агитации с участием турецких министров. Германию турецкий президент сравнил с Третьим Рейхом, заявив, что эта страна "не имеет никакого отношения к демократии".
Между Турцией и Нидерландами разыгрался нешуточный дипломатический конфликт. Началось все с того, что турецкая община в Нидерландах запланировала митинг в Роттердаме в поддержку конституционной реформы в Турции, референдум по которой пройдет 16 апреля. На этом агитационном мероприятии должен был выступить министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, но власти Нидерландов запретили его самолету приземляться на голландской территории. Позже было принято решение выдворить из страны министра Турции по делам семьи и социальной политики Фатму Бетюль Саям Каю, прибывшую в Роттердам из Германии. Президент Турции Реджеп Эрдоган после инцидента назвал голландских чиновников "фашистами" и пригрозил ответными мерами. В итоге 13 марта Анкара объявила о приостановлении дипломатических отношений с Нидерландами. Кроме того, в Австрии и Германии также запретили проводить массовые демонстрации и агитации с участием турецких министров. Германию турецкий президент сравнил с Третьим Рейхом, заявив, что эта страна "не имеет никакого отношения к демократии".
Корреспондент Tengrinews.kz совместно с координатором проектов по внешней политике ИМЭП при Фонде Первого Президента РК - Лидера Нации Аскаром Нурша решили разъяснить, что происходит между Турцией и ЕС и чем может закончится эта история.
Проблемы в отношениях ЕС и Турции уходят корнями в период "холодной войны". Турция подписала соглашение об ассоциации с европейскими интеграционными структурами (ЕЭС) в 1963 году. С тех пор прошло более 50 лет, однако Турция так и не продвинулась по пути интеграции в Европу. Между тем есть примеры европейских государств, которые подписали аналогичное соглашение значительно позже и вошли в состав Европейского союза. Это вызывает серьезное недовольство среди турецкой политической элиты, которая на протяжении многих десятилетий была ориентирована на европейское направление. Кроме того, Турция - член НАТО, имеющий одну из крупнейших армий среди участников альянса и долгие годы являвшийся надежным оплотом НАТО на Ближнем Востоке. После обретения независимости странами Кавказа и Центральной Азии Турция играет очень значимую роль, служа одним из каналов взаимодействия между НАТО и данными странами. Учитывая все это, Турция считает, что она вправе быть членом ЕС.
В последние годы в политике Турции все сильнее ощущается разочарование "европейским вектором". В турецкой элите все чаще звучат мнения о необходимости переориентации Анкары на Ближний Восток и ее географическое окружение. Тем не менее официальные власти в качестве стратегического приоритета продолжают вести переговоры о вступлении в ЕС.
У ЕС есть четкие критерии, по достижении которых та или иная страна может претендовать на членство в союзе. Соответственно, Турция тоже проходит определенный тест на совместимость. В то же время наблюдается неготовность ряда европейских стран видеть в своих рядах Турцию, несмотря на то, что она входит в число крупнейших торговых партнеров ЕС. Опасения европейских стран обусловлены несколькими факторами: это близость Турции к очагам вооруженных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, курдский вопрос внутри страны, неурегулированные отношения между Турцией и Кипром. В числе факторов эксперты указывают и культурно-религиозные аспекты, которые значительно отличают политико-религиозный ландшафт данной страны от христианской и постхристианской Европы. ЕС также хотел бы видеть приближение Турции к политическим стандартам Европы и улучшения в сфере прав человека. Несмотря на значительный прогресс Анкары и очевидные усилия в данном направлении, в том числе по курдскому вопросу, европейские страны считают, что Турции еще есть над чем поработать.
С приходом к власти Эрдогана и усилением исламского фактора в стране критика в отношении Турции в Европе усилилась. Много вопросов к политическому стилю руководства Эрдогана, хотя существуют в Европе и элементы предвзятости и недопонимания турецкой специфики. В частности, его обвиняют в усилении авторитарных тенденций и нападках на СМИ. А к попытке военного переворота в Турции в 2016 году, после которой в стране наблюдаются массовые задержания и увольнения "гюленистов", Европа выказала сдержанное отношение. Cреди уволенных и задержанных они увидели представителей гражданского общества, а некоторым турецким военным пришлось покинуть страну и просить политическое убежище. Признаком роста критических настроений в Европе стало появление в ряде европейских изданий карикатур на Эрдогана, на которые Анкара по понятным причинам болезненно отреагировала. Еще один важный момент - сложные переговоры между ЕС и Турцией по миграционному вопросу. С обострением сирийского конфликта в Европу массово хлынули беженцы и мигранты. В ЕС усилился внутренний миграционный кризис, затронувший в том числе отношения между Брюсселем и рядом европейских стран, не желающих размещать беженцев у себя. ЕС стремится сдержать наплыв беженцев на турецкой границе, выделяя Турции на эти цели финансовые ресурсы. Однако Турция, принявшая у себя по различным данным от миллиона до четырех миллионов сирийских беженцев, считает, что выделенных средств недостаточно. В европейских странах, напротив, раздаются голоса о том, что Турция шантажирует ЕС беженцами, угрожая открыть для них свои границы с Европой, если не будет выделено больше средств.
В пылу полемики европейские политики не обходят вниманием важный для Анкары вопрос укрепления института президентства: в Европе Эрдогана подозревают в стремлении усилить режим личной власти за счет снижения роли парламента в политической системе страны.
Нынешний дипломатический конфликт между Турцией и Нидерландами во многом усилился под влиянием внутренних политических и электоральных процессов в обеих странах. В Нидерландах 15 марта состоятся парламентские выборы. В Турции 16 апреля должен пройти очень важный для властей страны конституционный референдум, по итогам которого от парламентской формы правления Турция осуществит переход к президентской республике. Между тем в Европе проживает значительная турецкая диаспора, часть которой сохраняет двойное гражданство и имеет право голосовать в Турции.
Анкара пытается заручиться их поддержкой на референдуме. Активизация Турции на европейском политическом поле не встречает поддержку в Европе, в том числе в Нидерландах. На события повлияло и усиление в Европе правых и ультраправых настроений, в том числе по антимигранским мотивам. Наблюдается рост электората политиков, выступающих с данными лозунгами, а местные власти не могут игнорировать указанные процессы, двигаясь в электоральных интересах к правому политическому спектру.
Это происходит и в Нидерландах, власти которых готовятся к парламентским выборам, а потому вдвойне чувствительны к настроениям общественности и лозунгам оппозиционных политиков. Претензии Турции к Нидерландам во многом также обусловлены и тем, что именно нидерландские журналисты были в числе тех, кто разместил весной 2016 года некорректную карикатуру на Эрдогана (голландская газета De Telegraaf опубликовала карикатуру, на которой президент Турции изображен огромной обезьяной).
Как представляется, это не первый и не последний скандал в отношениях ЕС и Турции. Подобное будет происходить, пока европейские страны и Анкара не уладят основные проблемные вопросы. Сказывается изменение политического климата как в Турции, так и в Европе. Нынешний конфликт окажет долгосрочное негативное влияние на европейскую политику. Во главу угла власти Турции и Нидерландов поставили внутреннюю повестку дня. Ее значимость на данный момент возобладала, эти две повестки столкнулись, что привело к конфликту. Проблема заключается в том, что конфликт может повториться в других европейских странах, где проживают турецкие общины, поскольку в ряде европейских стран схожая ситуация с усилением правых в политике и властями, заинтересованными удержать свой электорат. Остается надеяться, что, решив внутренние вопросы, стороны восстановят отношения и возобновят диалог.
Подготовила Василина Атоянц