Проблема смога в Астане - одна из главных тем в зимний период. С началом каждого отопительного сезона жители столицы наблюдают за тем, как густой дым оседает над городом. В безветренные дни астанчане в шутку называют себя жителями Сайлент Хилла. На недавнем совещании по вопросам развития столицы Президент поднял вопрос о темпах газификации города, которая в свою очередь и должна решить проблему смога. О том, как выглядит Астана, окутанная печным дымом, и почему газификация идет не по плану - в репортаже Tengrinews.kz.
Проблема смога в Астане - одна из главных тем в зимний период. С началом каждого отопительного сезона жители столицы наблюдают за тем, как густой дым оседает над городом. В безветренные дни астанчане в шутку называют себя жителями Сайлент Хилла. На недавнем совещании по вопросам развития столицы Президент поднял вопрос о темпах газификации города, которая в свою очередь и должна решить проблему смога. О том, как выглядит Астана, окутанная печным дымом, и почему газификация идет не по плану - в репортаже Tengrinews.kz.
По словам председателя правления Ассоциации практикующих экологов Лауры Маликовой, ситуация со смогом обострилась в 2017 году. Несколько дней в отсутствие ветра над городом образовался густой дым, а на улице чувствовался запах гари.
Астана, январь 2017 года
Наш фотограф Турар Казангапов успел тогда запечатлеть эти и другие кадры. Подробнее можно посмотреть здесь:
Смог изменил Астану до неузнаваемости
Астана, январь 2017 года
Эколог Лаура Маликова отметила, что смог в столице визуально заметен именно в отопительный сезон, с октября по конец апреля. Зимой астанчане, живущие недалеко от частных секторов, жалуются на то, что не могут открыть дома даже форточку.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Я часто привожу в пример Костанай и Атырау. Там вы не увидите смог, так как у них ТЭЦ на газе и внутри города частный сектор отапливается за счет центрального газа. И если говорить о столичной ТЭЦ, то восемь водонагревательных котлов на ТЭЦ-2 уже перевели на газ. Стоит отметить, что она построена на окраине города и с учетом розы ветров. И, соответственно, мы видим, что смог создают источники внутри города. Это, как вы понимаете, сжигание угля", - разъяснила специалист.
"Причем у нас сжигается уголь высокозольный. В нем 42 процента зольности. Такой уголь даже за рубежом никто не покупает. А мы же у себя его используем. Грубо говоря, если одну тонну угля сжигают, то 420 килограммов золы остается, часть которой попадает в воздух. После этого она преобразуется в мелкодисперсные частицы РМ2.5. Они и являются причиной смога, респираторных заболеваний. То, что мы чувствуем и видим, это и есть PM2.5", - отметила эколог.
"Было много заявлений о том, что причиной смога может быть и транспорт. Но эти доводы могут быть необъективными, как и исследования. Во-первых, мы не можем суммировать разные виды веществ. То есть нельзя просто прибавить оксиды азота к взвешенным частицам и сравнивать их между собой только по количеству. Потому что у каждого вещества есть свой предельный уровень, свое влияние на организм человека. Влияние оксида азота не то же самое, что PM2.5. Во-вторых, как я выше говорила, проблема обостряется именно в отопительный период", - рассказала Лаура Маликова.
"Если же мы посмотрим на ископаемые виды топлива, а именно уголь, бензин, дизель и газ, то самый загрязненный - это уголь", - добавила Лаура Маликова.
По словам эколога, в начале 2018 года было проведено собрание, где были представители общественных и международных организаций, государственных органов. Тогда ключевым решением в борьбе со смогом был предложен переход с угля на газ.
В 2019 году тогда еще министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев, комментируя журналистам ситуацию со смогом в столице, причиной указал отопление углем.
"Не секрет, что идет сжигание не только угля, но и резины и так далее. Эта проблема может решиться только путем газификации. Газификация Нур-Султана - магистральный газопровод будет завершен в этом году", - отметил министр.
Переговоры о газификации столицы велись с 2017 года. Вследствие чего и был построен магистральный газопровод "Сарыарка". В конце 2019 года газопровод был доведен до Астаны. После этого акимат начал работы по проведению газораспределительных сетей внутри города. Первые частные дома были подключены к природному газу в 2020 году.
С июня 2020-го по январь 2023 года к центральному газу подключились около 8 тысяч абонентов, что, по словам Президента, является недостаточным показателем.
Одной из причин низких темпов газификации на прошедшем совещании Касым-Жомарт Токаев указал высокую стоимость строительно-монтажных работ по проведению газа в дом.
"Само подключение газа для наших граждан обходится недешево - до двух миллионов тенге", - заявил Глава государства.
Мы попросили представителей компаний, занимающихся газификаций частных домов, рассказать детально о том, из чего складывается стоимость подключения к центральному газу. По словам директора "Отанстройгаза" Нурлана Фазыла, стоимость подключения зависит в первую очередь от квадратуры дома, модели газового котла и количества расходного материала.
"Газификация жилого дома площадью 200 квадратных метров вместе с газовым оборудованием и материалом обойдется потребителю в 643 тысячи тенге. Из этой суммы расходы на оборудование и материал составляют 380 тысяч тенге, стоимость самих работ - 263 000 тенге. Сюда входит газовый настенный двухконтурный котел, который, помимо отопления, может греть воду для умывальников и душевой, сигнализаторы загазованности, которые, в случае утечки газа, перекроют подачу газа, сам газопровод, газовые краны, рабочий проект и исполнительно-техническая документация, необходимая для приемки в эксплуатацию газопровода", - рассказал он.
Смета расходов для дома в 200 квадратных метров выглядит следующим образом:
- Газовый котел – 290 000 тенге;
- Установка котла – 57 000 тенге;
- Прокладка газопровода, 30 метров – 151 000 тенге;
- Газопроводная труба, краны, стойка – 52 000 тенге;
- Сигнализатор загазованности – 15 000 тенге;
- Газовый шланг, 2 штуки – 8000 тенге;
- Прочие расходные материалы (краска, крепления, фланцы, электроды) – 15 000 тенге;
- Исполнительно-техническая документация – 55 000 тенге.
Директор фирмы отмечает, что ценник на газификацию зависит и от того, насколько помещение в доме готово для установки газового оборудования.
"Как показывает практика, у многих абонентов не подготовлены помещения для установки газового оборудования. Отсутствуют форточки, вентиляционные каналы, не подготовлена система отопления для подключения. Без этих условий "КазТрансГаз Аймак" просто не подключит этот дом к центральному газу. Соответственно, это дополнительные работы, из-за которых владелец несет добавочные расходы. Зачастую это еще около 200 000 тенге к основному чеку. В итоге газификация дома обходится уже в 843 тысячи тенге. Также абонент оплачивает пусконаладочные работы "КазТранГаз Аймаку", это около 20 тысяч тенге, если подключают один котел и одну газовую плиту", - объяснил специалист по газу.
По словам эксперта, он часто слышит в свой адрес и адрес коллег по цеху обвинения в завышении стоимости услуг и считает их необоснованными. По мнению специалиста, они сами зависят от цен на строительные материалы и газовое оборудование.
По мнению эксперта, причиной низких темпов газификации является отсутствие у населения необходимых финансовых средств.
"У людей нет денег. Много кто хочет перейти на газ с угля, но сейчас они вынуждены экономить даже на основном. Сравнивая 2021 и 2022 годы, могу точно сказать, что в прошлом году 8 из 10 клиентов оплачивали наши услуги с помощью рассрочек. Хотя в 2021 году было с точностью до наоборот, когда из 10 клиентов только двое оформляли банковский кредит", - резюмировал специалист по газу.
Председатель правления Ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова также считает, что финансовые проблемы не позволяют решить причину смога - сжигание угля.
"Мы не должны забывать, что экология влияет на здоровье. Если посмотреть на официальную статистику Министерства здравоохранения, то сердечно-сосудистые и респираторные заболевания лидируют. И они на порядок выше, чем средняя статистика тех регионов, где не сжигается уголь.
Здесь есть прямая связь между здоровьем и качеством воздуха. Поэтому основная наша задача - обеспечить газом весь город. И не только частный сектор, но и сферу бизнеса. Есть некоторые гостиницы, бани, рестораны, те же шашлычные, которые отапливаются автономно, и не всегда сжиженным газом. Они должны перейти на центральный газ. В их случае это должно стать обязательным условием для работы", - добавила эколог.
Сами жители частного сектора Астаны не против перейти на газ. Но, по их словам, в данный момент они не могут себе позволить подключение к центральному газоснабжению.
"Раньше у нас было отопление за счет электроэнергии, когда был ночной тариф. Но после того как компании убрали эту ставку, нам стало не по карману отапливать за счет электричества. Пришлось снова перейти на уголь, который, кстати, каждый год дорожает. Причем приходится еще осенью его искать. Но лично для меня сейчас цена на подключение к центральному газу неподъемная. Я читал, что есть социальная помощь для некоторых категорий граждан, где акимат покрывает какую-то часть расходов. Но мы, к примеру, не подходим под эти категории. Возможно, если бы была беспроцентная рассрочка от государства на несколько лет, то мы бы сразу перешли на газ", - ответил житель Астаны.
Астанчанка Айман предлагает рассмотреть возможность субсидирования газификации частных домов на примере программы по модернизации ЖКХ.
"Я понимаю, что подключение дома к газу - это вопрос частного характера. И счетчики нам выдают бесплатно. Но даже с учетом того, что мы копим, нам не хватает необходимой суммы. Возможно, если бы акимат субсидировал газификацию и потраченные деньги мы бы отдавали в течение нескольких лет. Как с модернизацией многоквартирных домов, когда государство делает за свой счет ремонт и жителям в квитанциях ЕРЦ приходит ежемесячно определенная сумма", - добавила женщина.