Более чем за два месяца в Казахстане опровергли порядка 100 фейковых сообщений. Манипулирование общественным мнением потенциально взрывоопасно, все должны быть ответственными за то, что пишут, считает новый министр информации и общественного развития. Аиду Балаеву назначили на эту должность 4 мая 2020 года. Какие проблемы в отрасли видит она и как планирует их решать - в интервью с корреспондентом Tengrinews.kz.
Более чем за два месяца в Казахстане опровергли порядка 100 фейковых сообщений. Манипулирование общественным мнением потенциально взрывоопасно, все должны быть ответственными за то, что пишут, считает новый министр информации и общественного развития. Аиду Балаеву назначили на эту должность 4 мая 2020 года. Какие проблемы в отрасли видит она и как планирует их решать - в интервью с корреспондентом Tengrinews.kz.
- Аида Галымовна, во время работы на госслужбе вы курировали вопросы внутренней, а также информационной политики. Что вы намерены изменить в работе с казахстанскими СМИ на посту министра?
- Этот вопрос мы подробно обсудили в рамках постоянно действующего при нашем министерстве круглого стола с медийными экспертами и главными редакторами СМИ, а также представителями творческой интеллигенции.
Все сошлись во мнении, что, в первую очередь, у нас существует проблема невысокой квалификации отечественных медийных кадров. Исходя из этого, мы планируем повысить уровень подготовки казахстанских журналистов. Очень важно, чтобы эта сфера постоянно профессионально развивалась, нужны не только подготовленные выпускники вузов, необходимо, чтобы и действующие журналисты повышали свою квалификацию. МИОР недавно подписало меморандум о сотрудничестве с несколькими вузами, выпускающими работников СМИ: мы будем устраивать студентов на практику, организуем курсы с лучшими медиашколами мира. Это будет большой специальный проект по обучению специалистов медиасферы, в том числе и действующих профессионалов.
Второй важный момент в подготовке высококвалифицированных кадров – отраслевой принцип. Будем системно и целенаправленно обучать специалистов в области медицины, права, сельского хозяйства, экономики и других отраслях. Думаю, это даст результаты.
- А какие проблемы в отрасли вы видите сейчас?
- Мое назначение пришлось как раз на период пандемии коронавируса, и самым актуальным вопросом на тот момент была поддержка средств массовой информации, которые несли тяжелые финансовые потери: частично или полностью взяли паузу рекламодатели, не продавались тиражи и была отложена подписка на второе полугодие у печатных изданий.
При Даурене Аскербековиче (Абаеве – прим. редакции) уже существовал план поддержки СМИ. Моя задача состояла в том, чтобы довести его до конца. Сегодня этот план реализуется: СМИ освобождены от уплаты налогов и обязательных отчислений с фонда оплаты труда с 1 апреля до 1 октября текущего года, 67 частных коммерческих теле- и радиоканалов освобождены от оплаты услуг аналогового и эфирного цифрового телерадиовещания с 1 июля по 31 декабря 2020 года.
Кроме того, в рамках Национального плана развития сферы информации прорабатывается вопрос предоставления дополнительных налоговых льгот для печатных изданий и создания благоприятных условий для распространения их продукции. Постепенно СМИ выходят из состояния стагнации, которая длилась последние полгода.
- Как бороться с фейками?
- Фейки - это манипулирование общественным мнением и настроением, потенциально взрывоопасное. Они были признаны ЮНЕСКО одной из самых больших угроз XXI века. Недоработка в борьбе с ними может иметь самые неожиданные негативные последствия - сегодня с этим сталкивается весь мир.
В период пандемии мы могли убедиться в этом особенно четко. Люди не понимали природы вируса, масштабов угрозы, и когда в социальных сетях и мессенджерах начала появляться ложная информация, начались ажиотаж и паника среди населения.
Например, тиражировалось видео, где самолет распылял цветную пыль – говорили, что это распыляется вирус, ряд лиц стал вдруг утверждать, что никакого вируса на самом деле нет. Мы все должны быть ответственными за то, что пишем, особенно блогеры и лидеры общественного мнения. Для каждого человека главное - чувствовать, что он и его близкие в безопасности.
Для быстрого реагирования на разного рода ложную информацию МИОР был создан сайт stopfake.kz. Его смысл - оперативно реагировать на появление фейков, получать ответ от уполномоченных органов и публично опровергать либо подтверждать информацию. За чуть более чем два месяца работы портал опроверг порядка ста фейков.
- Для журналистов утвердили правила на митингах. Для чего?
- Закон (О СМИ) в редакции 1997 года уже не соответствовал вызовам времени. Было множество критики по поводу того, например, что местные исполнительные органы могут отказать в проведении мирных собраний.
Поправки в законопроект о СМИ, которые были приняты в текущем году, стали одним из самых резонансных и широко обсуждаемых общественностью документов. В целом он получил одобрение гражданского общества.
Главный и основной плюс новых поправок – это то, что мирные собрания теперь имеют уведомительный характер, и все граждане могут реализовать свои права в части проведения митингов, демонстраций и шествий без оружия и эксцессов, в специально отведенных местными исполнительными органами местах.
Что касается средств массовой информации, то приоритетом для нас была безопасность представителей прессы при работе на митингах. Создание "полевого пресс-клуба" - наиболее приемлемый вариант для того, чтобы обеспечить работникам СМИ комфортные условия для работы и безопасность. При этом, естественно, им не запрещается покидать пределы пресс-зоны.
Мирные митинги: что теперь можно и что нельзя
- Периодические задержания чиновников из-за коррупции и взяток, об этом говорят еженедельные сводки антикоррупционных служб. Впечатление, что кругом воры и коррупционеры. Что вы думаете по данному вопросу?
- Я неоднократно высказывалась в защиту государственных служащих и повторю еще раз: на госслужбе абсолютное большинство работников – профессионалы своего дела и патриоты страны. Описанная вами картина складывается как раз потому, что такая информация широко освещается, вызывает интерес у общества. Поэтому в целом картина складывается такая, будто весь госаппарат у нас коррумпированный.
Понятно, что эта тема постоянно и с особым смаком муссируется в прессе. Может, пришло время писать не только о тех, кто попался на взятке, но и о тех, кто эту взятку дает? Ведь взяткодатели также нарушают закон? Может быть, тогда в обществе укрепится иммунитет к коррупции?
- Казахстанцы почти "вернулись в режим оффлайн". Что бы пожелали им?
- Пандемия показала, что ничего нет ценнее здоровья. Поэтому призываю всех беречь себя, сохранять простые санитарные правила: носить маски, соблюдать социальную дистанцию, отказаться от посещения многолюдных мероприятий. Пусть это все будет непременными, привычными атрибутами нашей жизни. Мы должны быть солидарными в деле сохранения своего здоровья и здоровья наших детей и близких.
Нужно помнить, что ни одна система здравоохранения в мире не выдержит удара эпидемии, если каждый человек не почувствует ответственность за себя и окружающих людей.
До назначения на должность министра Аида Балаева работала помощником Президента Касым-Жомарта Токаева. Она была заведующим Отделом по контролю за рассмотрением обращений Администрации Президента. Тогда помощник Президента обещала бороться с отписками. Что известно о новом министре, более подробно можно прочитать здесь.
Подготовила Ботагоз Айтжанова