"Слово пацана": как были устроены подростковые группировки в Семее и Караганде
Сериал "Слово пацана" у некоторых казахстанцев вызвал чувство ностальгии, ведь подростковые драки район на район происходили не только в Казани, но и в наших городах. Как это было в Семее и Караганде, выяснил корреспондент Tengrinews.kz.
"Бегать" в Семее не означало заниматься спортом
Долгое время вопрос "С какого ты края (района – прим.)?" был едва ли не самым популярным среди молодежи в Семее. После него обязательно следовал другой: "Бегаешь?" При этом под словом "бегать" вовсе не подразумевались занятия спортом. "Бегать" или же "потеть за край" означало быть членом подростковой группировки своего района. Собрания группировщиков, на которых они обсуждали насущные вопросы и решали проблемы, назывались сборами. Соответственно, тех, кто их регулярно посещал, также называли "сборовскими".
Территориально края в Семипалатинске, а затем – в Семее, располагались в каждом районе города и носили их названия. Например: Комсомольский поселок, Татарский край, 343-й квартал и так далее. Иногда за краем закреплялось название известного объекта на его территории (к примеру, "Заря" - по названию кинотеатра, существовавшего еще в советские годы, или же "Чайка" - по названию ресторана).
Кроме краев в Семее позже появились бригады: группировки гораздо меньшей численности, члены которых могли жить и учиться в разных районах, но в случае необходимости - быстро собираться вместе и идти войной на своих обидчиков. Таким образом, в иные годы в городе на Иртыше насчитывалось несколько десятков краев и бригад то враждовавших друг с другом, то устраивавших перемирие.
Как и в сериале "Слово пацана", у каждой группировки существовал свой незамысловатый логотип. Стены подъездов и домов, заборы, сиденья автобусов, а также парты в учебных заведениях тогда были испещрены надписями вроде НВ (непобедимый вокзал – прим.), SVязь, NHL-3 и прочими.
У некоторых краев были целые слоганы, например, "Татарский край – район чудес, зашел за угол – и исчез" или "Где начинается Затон – там кончается закон". У других даже существовал собственный дресс-код. К примеру, группировка Sunset была известна тем, что ее члены одно время ходили в красном.
Когда именно местные подростки начали сколачиваться в стаи и выяснять отношения при помощи кулаков, палок и кирпичей, сказать трудно. Краеведы рассказывают, что драки район на район в Семипалатинске происходили еще в 60-е годы прошлого столетия.
"Тогда тоже были деления на районы. Молодежь дралась край на край, причем довольно жестко: используя штакетники, цепи. У каждого края был свой лидер, чье имя "гремело" на всю округу. Такими "звездами" в нашем городе в те годы были Америка и Марат Бешеный. Последний был кумиром моего отца, который тоже бился за свой край. Когда я родился, мама хотела назвать меня Русланом. Но отец настоял на другом имени", - поведал председатель краеведческого общества "Прииртышье" Марат Сасанов.
В конце 80-х - начале 90-х годов о семипалатинских подростковых группировках заговорили во всеуслышание после крупной драки между "Жоламаном" и "Зарей" возле Дома культуры мясокомбината. В результате потасовки были насмерть забиты трое молодых людей, еще несколько оказались на больничной койке. Местные жители вспоминают, что об этом происшествии тогда писала всесоюзная пресса, а расследовать уголовное дело в город якобы приехали следователи из самой Москвы.
Жестокие разборки между подростками вовсю продолжались и в 90-е годы, и в начале "нулевых". Именно в то время к одному из краев примкнул (или "забежал", как говорили в Семее), наш собеседник. Назовем его Ильясом.
"В моей жизни в то время был трудный период. Я был настроен драться в толпе, причем драться до последнего. "Пусть со мной что-нибудь случится, но не от моих рук. Тогда это будет моя судьба", - тогда я думал так. Я знал о "сборах" в моем районе, знал, где они проходят. Однажды я просто пришел и сказал: "Я буду с вами". В принципе, там никому не говорили "нет". Первые дни меня старались запугать: "Вот, сегодня будешь драться со "старшим". Но ничего такого не было, вышел один на один со сверстником, и все", - рассказал Ильяс.
В группировках была выстроена довольно строгая дисциплина, основанная на круговой поруке. Ее участники делились между собой по годам рождения. Во главе каждого года стоял свой лидер, которого называли "водилой". При этом младшие возраста должны были беспрекословно подчиняться старшим. За каждой провинностью неотвратимо следовало физическое наказание.
"Сборы, как правило, у нас были раз в неделю, по выходным. Накануне "старшие" обычно говорили, сколько человек от каждого года должны на них прийти. К примеру: 87-й год – не меньше 30 человек. Если больше – лучше: все возвращались домой целыми. Если приходило 28 человек или меньше, всех представителей этого возраста выстраивали в одну шеренгу и били. Сначала "старшие" били "водилу" по году, поскольку именно он отвечал за явку. Затем уже "водила" по очереди бил всех остальных", - поделился бывший "сборовской".
Как и в других городах, у уличных пацанов в Семее были свои "понятия" – неписаный кодекс чести, которого они старались придерживаться. К примеру, нельзя было трогать чужака или даже врага, если он шел с девушкой. Не по "понятиям" было писать заявление в полицию или вообще хоть как-то сотрудничать с органами правопорядка. Нарушившие это правило получали статус "красных" и становились изгоями в уличной среде. Напротив, быть избитым в драке или на "сборах" не считалось чем-то зазорным ("получить по шее – не опуститься"), тогда как трусость и малодушие осуждались - за это могли "отшить", то есть выгнать из группировки.
"Вообще, "понятия" – вещь довольно гибкая. Лично мое мнение: они у каждого свои. Например, если встретились два человека, которые захотели решить вопрос по "понятиям", то победит тот, который лучше подвешен на язык. Как правило, такие и становились "водилами", - поделился наблюдением Ильяс.
Вместе с тем в группировках всегда была в почете и физическая сила. Многие края старались затянуть в свои ряды перспективных спортсменов. По понятным причинам особенно ценились боксеры, борцы, рукопашники. Бесстрашных и профессиональных уличных бойцов называли "торпедами": об их "подвигах" слагались дворовые легенды. Но таких асов все же было мало.
"Многих набирали чисто "для массы". На драку могли прийти и 100 человек, из которых лишь 30 действительно умели драться. Остальные приходили для устрашения. На нашем краю в то время "бегали" почти все. Периодически мы устраивали "комендантский час" - это когда собирался весь край и шел бить чужаков, забредших на наш район. Доставалось и своим - из тех, кто не "бегает". Бывало, что мы собирались и ехали "кошмарить" врагов на их же районе. Однажды нас набился полный автобус. Водитель смекнул, в чем дело, свернул со своего маршрута и отвез нас прямиком во двор УВД", - смеется уроженец Семея.
Несмотря на проблемы с полицией, скандалы с родителями и несколько сотрясений с переломами, собеседник Tengrinews.kz считает, что этот период в жизни его многому научил. Хотя он далек от того, чтобы его романтизировать.
"В драке, как нигде, было видно, кто есть кто. Можно было обрести настоящих, верных друзей, а можно было и потерять", - отметил он.
По сравнению с прошлыми годами сегодня разборки между "краями" в Семее практически сошли на нет. Хотя иногда все же случаются. К примеру, несколько лет назад полиция задержала около 20 агрессивно настроенных молодых людей, которые ночью шли на драку в сторону поселка Восточный. Очевидцы засняли их на видео.
Внимание! На видео присутствует ненормативная лексика!
"Когда на дискотеку приезжали "макеновские", все старались "рассосаться"
Если в Семее чем-то вроде местной Сицилии считали поселок Жоламан, то в Караганде недоброй славой был овеян жилой массив Майкудук. Настолько, что в объявлениях о купле-продаже квартир долгое время встречалась приписка: "Майкудук с Пришахтинском не предлагать".
Наш следующий собеседник Вадим (имя изменено) жил там и застал на излете все "движения-печения-головокружения", как их тогда называли.
"Массовые драки в Майкудуке тогда были чем-то обыденным настолько, что на них никто даже не обращал внимания. Прямо как в фильме "Не грози Южному централу". Только представьте: в центре двора врукопашную сходятся две толпы, тогда как мамочки продолжают спокойно гулять с детьми, а старики – играть в домино. Участковые вообще не появлялись во дворах, я их никогда не видел... То есть двор жил своей жизнью. Полиция проводила рейды, когда лишь случалось что-то громкое - убийство, например", - вспоминает Вадим атмосферу в Майкудуке.
В Майкудуке насчитывалось несколько группировок, к примеру, "Армейцы", "Голодные", "Мамлюки". Некоторые мальчишки попадали туда уже в возрасте 9-10 лет. Для этого нужно было пройти "боевое крещение", подравшись с кем-нибудь из ее действующих членов. Аналогичные порядки сложились и в других в районах городах, к примеру, в Пришахтинске. Но все же больше всего боялись ребят именно с Майкудука – в Караганде их называли "макеновскими".
"Наши пацаны периодически совершали вылазки в центр города. Когда шел слух, что "макеновские" приехали на дискотеку, то все остальные старались рассосаться. А в центре Караганды на одном из спорткомплексов долгое время краской было написано "Майкудук - отец порядка!" - рассказал Вадим.
Впрочем, то, что происходило на улицах шахтерской столицы в те годы, порядком с точки зрения закона и морали назвать было никак нельзя.
"Часто можно было увидеть такую картину: идет "старший" по дороге с пацанами, сзади едет машина. Водитель им даже не сигналил! Просто ждал, когда они пройдут. А шли они, как правило, вразвалочку, не торопясь. Но связываться с ними никто не хотел", - объяснил житель Караганды.
По словам Вадима, драки двор на двор и район на район в Караганде происходили еще в 70-х годах прошлого века, а на танцплощадке в Центральном парке уже тогда процветал "гоп-стоп". С тех, кто состоял в бандах, тоже регулярно собирали деньги под предлогом помощи оказавшимся за решеткой.
"Сильно сомневаюсь, что эти средства уходили по назначению. Хотя, бывало, что мы покупали чай и сигареты, как я помню, обязательно без фильтра. "Старшаки" всегда кучковались на школьном крыльце, трясли с нас мелочь. Пройти мимо было невозможно: нужно было обязательно подойти и поздороваться обеими руками. Как-то произошел такой случай: директор школы сделала им замечание, ее "послали", за женщину вступился приехавший муж. Так его прямо там и избили", - поведал Вадим.
По словам собеседника Tengrinews.kz, сегодня можно спокойно ходить и по самой Караганде, и по Майкудуку: царившие некогда на здешних улицах порядки изжили сами себя еще в конце "нулевых". Таким переменам он находит простое объяснение: тех, кто раньше "наводил суету", не стало, а тем, кто подрос, это уже неинтересно. Выражаясь словами классика: "Иных уж нет, а те далече".
"Многие уличные лидеры Караганды очень плохо закончили. Практически все "старшие" безбожно "кололись". Это только в фильмах они герои, а в жизни многие из них были обыкновенным быдлом. К примеру, был такой Була – "смотрящий" за нашей школой. Умер от передозировки. Другого "старшего" зарезали в подъезде. Третий сел за изнасилование. Думаю, процентов 90 из них уже нет в живых. Конечно, были и достойные ребята, спортсмены. Но они, как правило, сами "отклеивались" от всех этих "движений", - резюмировал бывший "макеновский".
Читайте также: "Слово пацана по-алматински": как жила казахстанская молодежь 80-х