"С сервисом в Казахстане проблемы". Полезные советы для поиска мастера по ремонту
Поломка бытовой техники всегда случается неожиданно, а иной раз в самый неподходящий момент. В спешке можно наткнуться на недобросовестного мастера или не самый лучший сервисный центр, которые не только не устранят поломку, но и доломают дорогостоящий телевизор, холодильник или посудомоечную машину. Корреспондент Tengrinews.kz попытался разобраться, как найти хорошего мастера. Как оказалось, задача эта не из легких и иногда придется как надеяться на удачу, так и включать внимательность и не торопиться в столь серьезном вопросе.
Поиск мастера
За советом в этой области мы обратились к тем, кто давно на рынке и имеет опыт в ремонте бытовой техники. Как оказалось, подбор мастера - дело не из легких. И даже объявлениям из интернета не всегда можно доверять.
"Найти добросовестного мастера очень тяжело. Объясню почему. Если мастер очень хороший, у него достаточно опыта и он работает сам на себя - у него наработанная клиентская база. Например, это пара магазинов техники в районе, где он живет, в которые он либо сам заходит, интересуется, есть ли что-то на починку, либо они к нему постоянно обращаются. И есть его клиенты, которым он когда-то помог, и вот они друзьям и знакомым в случае чего его и советуют. В общем, хороший мастер всегда занят, это 100 процентов. Ему некогда отвечать на звонки, некогда подавать постоянно объявления. Поэтому при поиске через интернет это всегда 50 на 50. Да, безусловно, есть хорошие мастера, которые иногда все же оставляют объявления, но многие из них – весьма сомнительные. Поэтому для начала стоит поспрашивать у знакомых, возможно, у них есть контакт хорошего мастера, который когда-то чинил им технику. Но даже здесь есть риски.
Сложно сказать, на что стоит обратить внимание в самом объявлении. Конечно, бывают такие, что написаны очень топорно и будто под копирку. Такие объявления стоит обходить стороной, то есть не останавливать выбор на первом попавшемся, а посидеть, почитать. Через 5–10 объявлений вы уже начнете понимать, какие составлены грамотно, а какие просто по принципу "чтобы было". Когда будете звонить, тоже стоит внимательным быть к тому, как отвечает мастер, как ведет беседу, как объясняет", - говорит директор сервисного центра "Белый аист" Владимир Гончаров.
Предположим, вы все же остановили выбор на каком-либо приглянувшемся мастере и пригласили его провести диагностику. Вот здесь уже существуют тревожные звоночки, по которым можно распознать плохого специалиста.
"Если к вам пришел мастер, который не разбирается в технике, у него задача разыграть перед вами, так сказать, кино, и если вы в ремонте не разбираетесь, то понять, хороший перед вами мастер или нет, достаточно сложно. Но есть моменты, на которых такого мастера можно проверить. Очень важно обратить внимание на то, как он ведет себя со своими инструментами. Если он уверенно берет какой-то инструмент, не мешкает, движения у него все уверенные, и точно так же он проводит диагностику техники, скорее всего, перед вами нормальный специалист. По тому, кто только делает вид, что он разбирается в ремонте, сразу будет видно, что это, скажем так, больше актер, чем мастер. Причем актер достаточно плохой. То, как мастер работает со своими инструментами, - очень хороший показатель.
Не стоит вызывать несколько мастеров подряд и смотреть, кто как проведет диагностику и так далее. С выбором стоит определиться еще на этапе разговора по телефону: кто какие гарантии предложил, какую назвал цену и в целом как прошел разговор. Безусловно, если мастер пришел и он почти сразу не вызывает у вас доверия и есть большие сомнения, то, конечно, стоит отказаться от его услуг. Бывает еще такое, что на этапе разговора по телефону обещали одно, а по факту, когда пришел мастер, озвучиваются уже другие условия, то, конечно, это не есть хорошо и тут тоже стоит отказываться.
Перед тем как мастер начнет делать какую-либо работу, стоит также заранее ознакомиться с документацией, например, какие документы он оставит (в случае если технику забирают в сервис), а также как выглядит гарантийный талон. Есть мастера, которые ничего не значащую бумажку маскируют под гарантийный талон. На нем должны быть реквизиты компании, печать и так далее. Если же мастер дает какой-то пустой бланк и на нем просто написано "гарантия", а далее он там что-то от руки заполняет, имейте в виду, в случае чего эта бумага ничего не будет значить.
Когда мастер приступает к ремонту, стоит заранее сообщить ему, что старые детали, которые он будет менять, вы желаете оставить себе. Это дополнительно обезопасит вас от недобросовестного мастера. Если он планировал вас обмануть, то он уже будет аккуратничать. Так как в случае чего, если поломка по итогу не будет устранена и выявится это спустя время, легче будет установить через другой сервис и диагностику, стоило ли вообще менять эти детали или поломка была в другом и мастер сделал ненужный ремонт", - объясняет Владимир Гончаров.
Подбор сервисного центра
По мнению Владимира Гончарова, на сегодняшний день в Казахстане достаточно сильно хромает не только ремонт от частных лиц, но и сервисные центры не всегда предоставляют услуги качественно.
"В целом в Казахстане с сервисом, ремонтом техники проблема. На первом месте у большинства стоят деньги, а не качество обслуживания. Некоторые сервисные центры придерживаются такой политики: они боссы, а мастера – их рабы. Как вообще должно быть в идеале: сервисный центр занимается логистикой (прием звонков и заявок, обеспечение мастера необходимыми инструментами и расходными материалами, распределение заказов по времени и районам), а мастер уже занимается ремонтом. Поэтому и дело иметь лучше с сервисным центром, так как он несет ответственность за проделанную их сотрудником работу.
А вот мастер, который еще и не очень добросовестный, с ним постоянно будут какие-то проблемы, он долго будет до вас ехать (будет ждать попутный заказ в том же районе), у него не будет нужных деталей или инструментов, постоянно будет отвлекаться на звонки. И, к слову, при обращении в сервисный центр совсем не обязательно, что оплата будет больше, чем при обращении к частному лицу.
Но, увы, как подобрать хороший сервисный центр, совет дать очень сложно. Они бывают разные. В том числе те, которые работают на то, чтобы "срубить" как можно больше денег, и даже просят своих мастеров обманывать клиентов.
Есть сервисы и приложения для поиска, где можно оставлять и читать отзывы. Но на них тоже особо обращать внимание не стоит. Потому что отзывы могут быть заказные и накрученные. Как положительные, так и отрицательные. Компании-конкуренты могут специально отрицательные отзывы оставлять. В то же время положительные отзывы могут написать сотрудники компании и их друзья и знакомые.
Бывают еще такие случаи. Человек устроился помощником в фирму. Поработал чуть-чуть, посмотрел, что платят хорошие деньги. И он на этой волне решает сам стать мастером, при том что ремонтировать он особо и не умеет. Он ищет каких-нибудь знакомых. Говорит им: "сейчас я вас научу". При том что сам в ремонте мало что понимает. И вот эта компания из трех-четырех человек оставляет объявления в интернете, они ходят по заявкам и ломают технику. Вот таких случаев, пожалуй, 80 из 100 на рынке. Эти же псевдомастера представляются неким сервисным центром, хотя, по сути, таковым они не являются. Поэтому то, как выбрать саму компанию, подсказать сложно. Здесь уже желательно обращаться в фирмы, которые работают давно, а также через так называемое сарафанное радио. Если какой-то сервисный центр на слуху и эти слухи хорошие, то это отличный показатель их работы", - добавил директор "Белого аиста".
Ремонт своими руками?
Владимир Гончаров также советует не торопиться сразу же после поломки техники искать мастера или сервисный центр. Бывают случаи, когда неисправность можно устранить своими руками.
"В первую очередь, если дома сломалась техника, я советую зайти в интернет и поискать возможные варианты поломки. Сейчас в общем доступе есть даже видео о том, как устранить ту или иную поломку. И только в случае, если вы уверены, что сможете все сделать сами, пробуйте. Однако если есть сомнения, то лучше обратиться в сервисный центр, ибо есть вероятность, что самому можно сделать только хуже и потом уже ремонт обойдется дороже", - советует специалист.
Многим из нас знакома фраза, что "новая техника ломается чаще, чем старая". Оказалось, что это никакой не миф. Подобную закономерность заметили и в фирмах, занимающихся ремонтом.
"Какая техника и какого бренда ломается чаще всего – такую статистику мы не ведем. Но могу сказать, что новая техника выходит из строя в определенный период. Примерно с 2010-2015 года техника начала идти с ограниченным сроком службы, и с 2015-го уже, можно сказать, вся техника, кроме премиум-класса, делается уже из дешевых материалов. Производители экономят на комплектующих. Мы это замечаем. Это уже маркетинговый ход, и, я думаю, многие это заметили. Все это делается для того, чтобы новая техника покупалась чаще. Порекомендовать какую-то конкретную марку нельзя. Могу лишь посоветовать обращать внимание на гарантию, которую дает производитель. Если производитель дает достаточно длительную гарантию на свою технику, значит, он в ней уверен. Ну и хорошая техника дешевой не бывает, это тоже нужно помнить", - резюмировал специалист.
От автора
Попытаться разобраться в этой теме меня натолкнула недавняя поломка холодильника (нагревалась морозильная камера). Сейчас я понимаю, что с самого начала совершил несколько ошибок. Искал мастера через популярный сервис и открыл первое попавшееся объявление. Подкупило то, что аккаунт "мастера" был зарегистрирован давно.
В итоге пришли два молодых человека, которые почти сразу "поставили диагноз" и запросили с меня 45 000 тенге. После проделанной работы "специалисты" удалились, а я включил холодильник. Но вскоре морозильная камера снова начала нагреваться. Деньги по гарантии в сервисном центре возвращать отказались (дескать, ремонт провели, что вы хотите).
Через более тщательный поиск и сарафанное радио я нашел другого мастера. Поломка оказалась совершенно в другом, и на ее устранение мне понадобилось всего ничего - 5000 тенге. Вот уже больше месяца холодильник работает исправно.
Возможно, советы в этой статье не являются инструкцией к тому, как подобрать идеального мастера или сервисный центр. Но как минимум предостеречь от недобросовестных людей, занимающихся ремонтом, должны.
Текст: Иван Сухоруков. Иллюстративные фото: elements.envato.com