Жизнь рядом с Астаной. Что беспокоит людей в 40 километрах от столицы
Недалеко от Астаны есть "поселок контрастов". Некоторым его обитателям живется вполне комфортно, другим - не очень. Одни участвуют во всех собраниях, держат связь с акиматом и не перестают требовать улучшения благоустройства населенного пункта. В то время как их соседи предпочитают плыть по течению и лишний раз стараются не расстраиваться. Побеседовав с ними, становится ясно, что можно одинаково понять обе стороны. Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в поселок Тонкерис, расположенный в получасе езды от Астаны. Там они познакомились с местными жителями и узнали, как они живут и что их беспокоит.
Сразу отметим, что отправиться в поселок мы решили после обращения местной жительницы в одной из групп в социальной сети Facebook.
Забегая вперед, скажем - посетив Тонкерис, мы нашли подтверждение каждой из проблем. Что-то сфотографировали, о чем-то сказал почти каждый, с кем мы вели беседу. Но обо всем по порядку.
Расположен поселок вдоль Астраханской трассы. Даже не нужно никуда сворачивать. Здесь же, на трассе, установлена остановка. До города или соседнего поселка можно добраться на попутке либо на маршрутном автобусе - движение их регулярное. Проезд стоит 400 тенге.
Здесь мы познакомились с местной жительницей Жулдыз. Она только что проводила сестру и согласилась уделить нам время для беседы. Как Жулдыз позже, смеясь, призналась - поговорить она очень любит.
"Тонкерис растет, из других сел много людей переезжают. Здесь я лет 20 живу, а так я из села Максимовка (сейчас это село Арайлы). Из проблем – нет своей аптеки. Приходится ездить либо в Арайлы, либо в город. Но что хорошо – регулярно ходят маршрутные автобусы. Я им так благодарна. Всегда говорю: ребята, если бы я была вашим начальником, я бы вам каждый раз премию выписывала. Они действительно ездят без больших интервалов, ждать совсем недолго. Возят людей между поселками и в город", - рассказывает Жулдыз.
Глядя на Жулдыз, понимаешь, что она очень яркий и позитивный человек. По-настоящему светится, как звездочка. Сложно поверить, что совсем недавно она пережила большую утрату.
"У меня пятеро детей. Старшая дочь уже вышла замуж. Младшему ребенку 15 лет. Супруг мой несколько месяцев назад умер, внезапно плохо стало. Не успели спасти. У меня такой шок был, месяц не могла разговаривать - пропал голос. Теперь я сама. Оформила пособие по потере кормильца. Сейчас ищу варианты работы. Нужно двигаться дальше. Нельзя падать духом. Надеяться нужно только на себя и свои силы. С неба, как говорится, ничего не упадет", - говорит сельчанка.
"Я люблю поговорить. Главное, чтобы интонация была нормальная, чтобы собеседнику было комфортно вести беседу. Всегда, когда в маршрутке еду, с водителями разговариваю. Иной раз они даже благодарят, говорят: "Вы такая собеседница хорошая". Бывало, даже деньги брать отказывались. Людям я хочу пожелать терпения. У меня в жизни столько всего происходило. Отца я никогда не видела, его давно не стало. Мама умерла. Недавно мужа потеряла. И я все это вытерпела, не сломалась. Нельзя унывать. А также нужно следить за здоровьем и помогать друг другу. Все вместе мы все преодолеем", - поделилась Жулдыз советом на прощание с нами.
Заезжаем в поселок.
На одной из главных улиц стоит деревянная горка, которая, судя по всему, была установлена специально для зимних развлечений. Только вот прокатиться по ней нельзя - снега на ней то ли не было совсем, то ли он успел растаять.
Однако горка для детей в Тонкерисе все же есть - из сваленного в кучу после очистки улиц снега. На ней-то и проводят время школьники после уроков.
Мужчина с тремя рюкзаками на спине терпеливо ждет, пока его дети (или внуки) наиграются с друзьями.
Чем дольше мы здесь находились, тем интереснее становилась атмосфера вокруг. Внезапно на дороге появилась лошадь, запряженная в сани, в которых сидели дети. И судя по рюкзакам, их только что забрали из школы.
По мере приближения к снежной горке ребятня спрыгивала и дальше, весело смеясь, бежала к друзьям.
К слову, детей в Тонкерисе очень много. По этой причине совсем недавно здесь была открыта новая школа.
Мы побывали в самых разных населенных пунктах. Где-то школы находятся в аварийном состоянии либо закрыты и попросту разрушаются. В каких-то селах учебных заведений нет вовсе.
Школа в Тонкерисе на этом контрасте как глоток свежего воздуха. Такую не стыдно показать. И в какой-то степени даже завидуешь местным детям, что они учатся в более чем комфортных условиях.
Каждый кабинет оборудован. Удобные парты и стулья. Внутри даже забываешь, что ты находишься в поселке, а не где-то в городе.
Экскурсию нам провела учитель казахского языка и литературы Аягоз Дауренбек. Преподает она уже несколько лет. Раньше она также училась в Тонкерисе, только в старом здании школы.
"Здание, в котором обучение проводилось раньше, закрывать не стали. В нем проводятся занятия для детей из мини-центра, а также учеников второго класса. В новой же школе учатся дети с 3-го по 11-й классы. Обучение проходит в первую смену", - добавила Аягоз.
На переднем плане старое здание школы. Позади - новое.
Возвращаемся на улицы Тонкериса. В одном из очень скромных домов знакомимся с супружеской парой, представившейся нам как бабушка Оля и дедушка Борис.
Как оказалось, этот дом они снимают за 20 тысяч тенге в месяц. Однако не подумайте, что у них нет собственного жилья. Наоборот, супруги имеют квартиру в Астане, которую они сдают в аренду.
"Этот дом для нас как дача на чистом воздухе, подальше от городской суеты. Что нам на 12-м этаже делать в этих бетонных джунглях? Пожили уже там да болеть начали. А тут все время в движении, чем-то заняты. Воду сами качаем и носим. Если нужно, дети с внуками приезжают, помогают. Летом рыбалка, грибы, ягоды. Огород, картошка. Весной 70 гусят купили, вырастили, закололи. Часть мяса себе оставили, часть детям и родственникам раздали", - рассказывают пенсионеры.
В самом доме скромная, но уютная обстановка. Бабушка Оля и дедушка Борис пригласили нас внутрь, угостили горячим чаем и сладостями.
На вопрос о том, сколько пожилая пара уже вместе, оба ответили не сразу. Сначала задумались, потом начали считать. В итоге цифру все же назвали – 45 лет. У них двое детей и 8 внуков.
"Этой зимой артисты приезжали в наш поселок, кино снимали какое-то. Здесь декорации были, все такое. В этом доме они жили и съемки проводили. Днем и ночью снимали. Мы в это время у соседей жили. Пацаны сельские прибегали, а съемочная группа им просто так деньги давала. Ну, видимо, как подарок. Так в итоге от ребятни отбоя не было, они друг другу рассказали. По итогу съемочная группа уже уехали, а дети все приходили, говорили: "Бабушка, что-то они нам в последний день деньги не дали". А я им отвечаю: "Ну откуда я знаю, почему деньги не дали", - смеется бабушка Оля.
Уходя, знакомимся с котом по кличке Пишон. Ему 5 лет. Нам сказали, что он здесь хозяин в доме.
Через дорогу стучимся в окно двухквартирного дома. Дверь открывает мужчина, представившийся Иваном.
В Тонкерисе он живет с супругой и двумя детьми. Работает скотником на местной ферме, получает, как он сказал, очень хорошую зарплату. По словам Ивана, это жилье (дом на две семьи) ему предоставили на работе. Руководство ТОО, в котором сельчанин трудится, обеспечивает семью всем необходимым, от угля до оплаты счетов за коммунальные услуги.
"Переехал сюда из другого села в 2001 году. Жизнь здесь хорошая. Жаловаться не на что. Главное - есть работа. Насчет перебоев с электричеством - лично у нас не было. Зато в одном из соседних аулов по этой причине даже дом сгорел, я такое слышал", - рассказал Иван.
Что касается перебоев с электричеством, то многие здесь все же жалуются на слабое напряжение. Три компактные трансформаторные подстанции, которые есть в Тонкерисе, уже не справляются с увеличившимся количеством домов. Нагрузку создает и бытовая техника (морозильные камеры, телевизоры, холодильники и микроволновки, которые сейчас есть в каждом доме). Эту проблему, по словам местных жителей, в акимате обещают решить в ближайшие пару лет. До тех пор, как отмечают сельчане, в их домах сгорит еще не один холодильник или телевизор.
Чтобы не создавать дополнительную нагрузку на линии элетропередачи, в Тонкерисе применили небольшое ноу-хау и одновременно решили проблему с освещением на некоторых улицах. Правда, как говорят сельчане, светят эти лампы слабо, да и заряд заканчивается среди ночи.
Также нам рассказали, что аким сельского округа сам проживает в этом селе. И, по словам сельчан, если раньше дороги в Тонкерисе совсем не чистили от снега и передвигаться приходилось по барханам, то теперь ситуация прямо противоположная. Стоит только выпасть снегу, по проезжей части на каждой из улиц сразу проходит трактор.
Вот только весной и осенью, а также в дождливую погоду летом стоит непролазная грязь. Причина тому - работы по прокладке трубопровода, которые начали несколько лет назад. Когда-то в поселке была асфальтированная дорога. Теперь же все перекопали, а новый асфальт так и не проложили.
"Дети возвращаются домой из школы грязные. Ежедневная стирка одежды и обуви. Сами тоже до магазина пройдемся - все, по уши в грязи. Поэтому вы осенью приезжайте. В акимате нам обещали через год-два асфальт постелить. Вот, ждем, до тех пор так и будем грязь месить", - жалуются жители Тонкериса.
Центрального водоснабжения, к слову, в поселке по-прежнему нет. Жители Тонкериса по старинке пользуются скважинами на участках либо общедоступными водяными колонками. На качество воды не жалуются. Отмечают, что здесь она очень хорошая.
"Живу здесь 20 лет. Переехала из другого села. У меня четверо детей. Полагаться приходится на свои силы. Повышение цен, конечно, ощутили уже. Берешь с собой 20 тысяч тенге, а из магазина с двумя "маечками" продуктов возвращаешься. Приходится в долги залезать", - делится переживаниями местная жительница Ольга.
Еще одна проблема, которая была указана в обращении на Facebook, - это открытые люки. Подтверждаем, что она есть. Чтобы в них никто не провалился, сельчане сами смастерили "крышки" из покрышек. Местами это напоминает арт-объект, посвященный открытым люкам.
Когда мы уже закончили и направлялись в город, раздался звонок. Одна из местных жительниц, узнав, что мы приезжали, в разговоре поделилась еще несколькими проблемами поселка.
Оказалось, что в Тонкерисе нет детского сада. Родители возят дошколят в соседнее село Арайлы. Еще одна проблема – очистка септиков, которые есть почти на каждом участке. Когда они заполняются, местные жители вызывают специальную машину для их откачки. За это каждый платит в среднем 4500 тенге. Однако такая цена только в том случае, если вывоз отходов жизнедеятельности осуществляется относительно недалеко от села. Иной раз компанию, которая этим занимается, штрафуют. Тогда вывоз производится уже в Астану. И в этом случае цена поднимается до 15 000 тенге с одного дома.
"Я заказываю очистку септика два раза в месяц. Мне теперь что, на туалет всю пенсию тратить? Ну можно же организовать место для вывоза отходов. Вместо того, чтобы штрафы выписывать, лучше бы помогли решить эту проблему. Организовали бы недалеко от Тонкериса специальное место, куда все это сливалось бы. Вроде рядом со столицей живем, а толку?" - возмущается позвонившая пенсионерка.
К слову, в декабре корреспонденты Tengrinews.kz Анастасия Солнцева и Алихан Сариев уже посещали Тонкерис, только в Алматинской области. Если прочитать оба репортажа друг за другом, то можно сделать вывод, что одинаковые у населенных пунктов не только названия, но и некоторые проблемы.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.