Представьте суровые девяностые. Рынок, где люди торгуют всякой всячиной. ⠀
Одежду примеряют тут же в палатке. "Становитесь на картонку, а я подержу вам шторку", - приговаривает продавец, превращая уголок своей торговой точки в примерочную. Вы смотритесь в китайское зеркало, а на нем наклейка "Вам очень идет". Здесь же запах шашлыка, и кто-то зазывно повторяет: "Спирт, спирт, спирт…" Люди меняют одни деньги на другие. Кругом только и слышно про криминал.
Представьте суровые девяностые. Рынок, где люди торгуют всякой всячиной. ⠀
Одежду примеряют тут же в палатке. "Становитесь на картонку, а я подержу вам шторку", - приговаривает продавец, превращая уголок своей торговой точки в примерочную. Вы смотритесь в китайское зеркало, а на нем наклейка "Вам очень идет". Здесь же запах шашлыка, и кто-то зазывно повторяет: "Спирт, спирт, спирт…" Люди меняют одни деньги на другие. Кругом только и слышно про криминал.
И в глубине этого всего разнообразия стоит киоск по продаже аудио- и видеокассет. В нем сидит человек и наблюдает за всем происходящим. У него в запасе есть кассета с качественной музыкой. И это не блатной хит. Это The Beatles, U2, русский рок и Эннио Морриконе. Продавец музыкального киоска в разгар шумного базарного дня ставит заветную кассету и смотрит через свой прилавок на реакцию обитателей рынка.
Звучит узнаваемая мелодия, люди оборачиваются, начинают улыбаться, морозный зимний день как будто становится теплее, выходит солнце, и кажется, что эта музыка преображает все вокруг. В те дни он не просто продавал кассеты, он дарил людям эмоции. Звали того человека Вадим Голенко. Сегодня он генеральный директор компании "Меломан"/MARWIN.
Кассет в его магазине давно уже нет, но он все еще дарит людям эмоции. Серьезно, встанет так в уголке и смотрит, как взрослый дядя взял в руки интересную книгу, а ребенок с восторгом разглядывает игрушку. И в этот момент он себя чувствует тем же парнем из киоска, который в девяностых ставил людям хорошую музыку.
"Мы действительно начинали с маленьких киосков звукозаписи, которые были в далеких 80-х и 90-х по всему Казахстану", - начинает свой рассказ Вадим Голенко. Мы беседуем посреди одного из его магазинов, который находится в столице.
"Маленький Усть-Каменогорск, начало независимости, все эти сложные периоды. Мы хотели людям через музыку показать, что мы не живем в какой-то дыре, а наоборот, через ту же качественную музыку сообщить, что мы находимся в эпицентре.
Так что бизнесом то, чем мы занимались, было сложно назвать, потому что сначала это было все-таки увлечение. У нас есть два наших старших основателя - Саша и Игорь, это те люди, которые еще в советские времена начали слушать сложную английскую, американскую музыку, советский рок, и вот создался такой клуб меломанов", - говорит Голенко и вспоминает одну историю.
"Как обычно, утром открыл киоск, включил Эннио Морриконе. Слышу, ревут. Я выглядываю, девушка плачет. Дело происходило на зеленом базаре. Думал, наверное, там опять какой-то криминал, деньги завернули, выхожу к ней, спрашиваю: что случилось? Она говорит: вы знаете, в Германию уезжаю, а я ведь не хочу, муж заставляет, и тут еще у вас такая музыка звучит, она меня так растрогала. Я ей подарил ту самую кассету", - рассказывает предприниматель.
"А еще в то время у меня была такая мысль: если музыку Морриконе гонять целый день, то, возможно, обитающие на рынке мошенники, которые купюры заламывали, меньше кидать людей будут", - признается Голенко.
Примечательно, что магазины его компании начинались с продажи музыки и видео, но с развитием Интернета и то, и другое уже фактически исчезло с прилавков за некоторым исключением (сегодня есть спрос на винил). Место традиционных носителей заняли книги, игрушки и другие развлечения.
"Музыка ушла в Интернет, да, мы потеряли этот бизнес практически полностью, но у нас в сердце осталась любовь к музыке, и главное, что теперь музыка стала доступна каждому из нас, в смартфонах у каждого свой трек-лист, и это меня радует", - признается Голенко, проходя между рядами с головоломками, конструкторами, веселыми канцтоварами и газировкой.
Он ведет свою страницу в инстаграме, где сам рассказывает о новых товарах, причем рассказывает искренне, с горящими глазами, видно, что ему самому все это все ужасно интересно.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Я ощущаю себя так называемым кидалтом, это такие взрослые дети. Считаю себя ребенком, который до сих пор играет в игрушки, который взрослеет и стареет весело. Я хочу, чтобы у всех у нас была другая старость, другая пенсия, нежели у наших родителей, у старшего поколения. Ну, наверное, так оно и будет", - рассуждает Голенко.
Я смотрю в его искрящиеся счастьем глаза и вижу все того же продавца музыкального киоска из далеких девяностых годов, который глядит в окошко на окружающий его безумный мир, ставит свою кассету и ловит на лицах прохожих реакцию на свою любимую музыку.