И не собирать при этом кипы всевозможных бумаг? Кажется, для нас это что-то из области фантастики - настолько мы привыкли к бюрократическим препонам буквально везде и во всем. Но, как ни странно, постепенно фантастика становится реальностью. Пусть и значительно позже, чем было обещано, правительство постепенно выполняет свое обещание - облегчить жизнь гражданам.
Все мы так или иначе сталкиваемся с необходимостью получения различных справок и документов. Удостоверение личности, справка о регистрации по месту жительства, регистрация права на недвижимое имущество, свидетельство о браке, свидетельство о рождении. Все эти процессы на протяжении многих лет сопровождались долгим сбором документов по всем инстанциям, причем иногда доходило до абсурда - к примеру, были случаи, когда справку о прописке не выдавали без удостоверения личности, а его отказывались выдавать без справки о прописке. Разве что справочек, доказывающих половую принадлежность, не требовали.
Несколько лет назад в стране были запущены специальные Центры обслуживания населения, главной задачей которых было ускорить процесс получения различных документов, необходимых гражданам от госорганов. Однако на первом этапе все завершилось лишь тем, что очереди со всех инстанций перебазировались в ЦОНы. Число недовольных граждан росло, чиновники же вначале критику отрицали, потом "сменили тактику" - обещая, что в ближайшем будущем все изменится.
Как ни странно, но, похоже, что это обещанное "ближайшее будущее" - уже на подходе. Наконец-то мы можем воочию увидеть, да и сами воспользоваться результатом того, что официально называют "работой по совершенствованию качества оказания государственных услуг населению". Проще говоря, и обещанные "электронные документы" в рамках "е-правительства", и Центры обслуживания населения начинают работать именно в том режиме, в каком и должны были, - быстро, оперативно и без лишних проблем.
Сегодня физическим и юридическим лицам предоставляются более 2000 информационных услуг, а также 236 интерактивных и транзакционных услуг, причем больше ста из них оказывается на портале электронного лицензирования и 128 - на портале "электронного правительства". Так, в число "сервиса" портала "электронного правительства" входят 77 государственных услуг, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 вида налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения. Работает и специальный call-центр, куда можно позвонить в любое время и получить квалифицированную консультацию по любой государственной услуге.
Стоит заметить, что, несмотря на опасения и недоверие многих к таким "современным" новшествам, в последние годы электронные услуги набирают все большую популярность. Число пользователей именно электронными услугами, по сравнению с 2010 годом, увеличилось в 2,7 раза и составило 587,5 тысячи граждан. А количество выданных электронных справок возросло в 5,1 раза и составило уже миллион справок.
Правда, активней в "е-режим" переходят предприниматели, а не рядовые граждане. Бизнес давно уже сдает налоговую отчетность в режиме онлайн, а сейчас еще и регистрирует свою деятельность и получает разрешения на определенную деятельность, не выходя из офиса. Так, электронное лицензирование, уже введенное во всех центральных государственных органах, занимающихся выдачей лицензий, значительно облегчило жизнь предпринимателей. Во-первых, значительно сократилось количество подаваемых для получения лицензии документов, во-вторых, бизнес избавлен от беготни по инстанциям. Результатом этого стал значительный рост числа выданных электронных лицензий: если сравнивать показатели 2010 года, то к настоящему времени через "онлайн-систему" выдано почти в три раза больше электронных лицензий. А к 2015 году правительство обещает полностью автоматизировать выдачу всех разрешительных документов.
Для физических лиц процесс получения справок и документов тоже значительно упростился. Можно, к примеру, не выходя из дома, получить через портал электронного правительства справку о регистрации прав на недвижимое имущество. Фактически уже треть социально-значимых услуг переведена в электронный режим. А в следующем году планируется автоматизировать все 100 процентов социально-значимых услуг.
Одновременно улучшается работа ЦОНов. Для наиболее востребованных государственных услуг, таких как выдача удостоверения личности, разработаны и внедрены стандарты их оказания. Причем в этих стандартах четко прописан не только перечень необходимых для получения госуслуги документов, но и порядок ее оказания, вплоть до времени обслуживания гражданина. Так, время оказания услуг по документированию и регистрации населения сокращено с одного часа до 20 минут. Оформить прописку сегодня в ЦОНе можно буквально в течение 15 минут. Получить справку о регистрации по месту жительства - еще быстрее. Сотрудник ЦОНа проверяет достоверность представленных данных по своей системе, и буквально тут же распечатывает справку - если, конечно, информация соответствует действительности. При этом количество требуемых документов сокращено в разы: если раньше гражданам для регистрации актов гражданского состояния необходимо было предоставить в органы юстиции более 4-5 документов, то сегодня перечень посредством интеграции информационных систем государственных органов сокращен до 1-2 документов. А с принятием Кодекса "О браке (супружестве) и семье" были полностью сняты административные барьеры для регистрации браков - теперь можно оформить официальное супружество в любом регистрирующем органе без привязки к прописке.
В настоящее время через ЦОНы населению предоставляется 59 видов государственных услуг по линии семи государственных органов. Планируется, что с начала 2013 года через ЦОНы будет оказываться 156 видов государственных услуг 20 государственных органов. Сами Центры обслуживания населения действительно стали похожими на структуры, созданные именно для удобства граждан. Работают несколько консультантов, которые и по необходимым документам подскажут, и принесенные бумаги сразу проверят, указав, что нужно, а что - лишнее, и в нужное "окошко" проводят. В ЦОНах же работают ксероксы, чтобы люди не бегали в поисках ксерокопии по всему кварталу. Там же, в ЦОНе, работают и банковские отделения, где спокойно можно уплатить госпошлину. А можно оплатить все через Интернет и заранее забронировать время посещения ЦОНа. Немаловажный момент - созданы и условия для обслуживания инвалидов, начиная от удобных пандусов до специальных окон и кнопок вызова сотрудников. А для отдаленных населенных пунктов уже работают (в пилотном режиме) 16 мобильных ЦОНов. До конца года их количество должно увеличиться до 70.
По сути, сегодня любой может убедиться - работа по улучшению качества оказания госуслуг, еще два-три года назад казавшаяся едва ли не мифической и вызывавшая лишь скептические усмешки, наконец-то начала давать свои результаты. Вполне реальные и конкретные. И можно верить в звучащие сегодня обещания - в 2015 году все госуслуги станут еще доступнее и ближе к народу, а процесс их получения - простым.
Айдар Мукушев