РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
23 сентября 2011 | 11:05

Почувствуйте разницу

ПОДЕЛИТЬСЯ

Положение стран в мировой иерархии меняется, как правило, не в результате быстрого и сверхуспешного развития, универсальный рецепт которого с настойчивостью алхимиков так любят искать экономисты, а в результате того, что они очень по-разному выдерживают кризисы - как чисто экономические, так и осложненные политическими потрясениями.

Дело в том, что, с одной стороны, быстрый рост легко демонстрировать, когда стартовый уровень очень низкий, особенно если при этом население не торопится наращивать свои социальные запросы, как это было, например, в послевоенных Германии и Японии. С другой стороны, быстрое развитие начинает тянуть за собой страны-партнеры, особенно если эти партнеры ближе к мировым финансовым центрам. В результате шансы "догнать и перегнать" лидеров во времена процветания становятся ускользающими. А вот во времена кризисов, когда каждый становится сам за себя, вперед может вырываться тот, кто:
во-первых, сумел раньше среагировать на надвигающиеся проблемы;
во-вторых, имеет достаточно внутренних ресурсов, чтобы эти проблемы решать.

Казахстан подвергся удару кризиса едва ли не одним из первых, еще в 2007 году, став жертвой перегрева рынка кредитования и недвижимости. Но меры по нейтрализации и реструктуризации задолженности проблемных банков и умеренная (вдвое меньшая, чем в России и на Украине) девальвация национальной валюты позволили стабилизировать финансовую систему и, более того, избежать падения ВВП и промышленного производства в 2009 году (для сравнения: ВВП упал на 8 процентов в России и на 15 процентов в Украине, а промышленность - на 9 и 22 процента соответственно).

А в 2010 и в первом полугодии 2011 года Казахстан демонстрирует уже опережающие темпы роста по сравнению с соседями по СНГ - и это притом, что у России и Украины рост пока носит восстановительный характер, они (особенно, Украина) просто еще не вышли на докризисный уровень. Не в последнюю очередь это объясняется финансово-промышленной политикой правительства, которое сумело не допустить сокращения инвестиций в основной капитал, упавших в том же 2009 году на 16 процентов в России и на 41 процент в Украине.

Это, конечно, не означает, что Казахстан за четыре года кризиса не изменился - многие и сейчас с ностальгией вспоминают потребительскую лихорадку середины 2000-х годов, а поддержание внутреннего спроса (залога социальной стабильности) остается одной из основных задач, стоящих перед правительством.


Положение стран в мировой иерархии меняется, как правило, не в результате быстрого и сверхуспешного развития, универсальный рецепт которого с настойчивостью алхимиков так любят искать экономисты, а в результате того, что они очень по-разному выдерживают кризисы - как чисто экономические, так и осложненные политическими потрясениями.

Дело в том, что, с одной стороны, быстрый рост легко демонстрировать, когда стартовый уровень очень низкий, особенно если при этом население не торопится наращивать свои социальные запросы, как это было, например, в послевоенных Германии и Японии. С другой стороны, быстрое развитие начинает тянуть за собой страны-партнеры, особенно если эти партнеры ближе к мировым финансовым центрам. В результате шансы "догнать и перегнать" лидеров во времена процветания становятся ускользающими. А вот во времена кризисов, когда каждый становится сам за себя, вперед может вырываться тот, кто:
во-первых, сумел раньше среагировать на надвигающиеся проблемы;
во-вторых, имеет достаточно внутренних ресурсов, чтобы эти проблемы решать.

Казахстан подвергся удару кризиса едва ли не одним из первых, еще в 2007 году, став жертвой перегрева рынка кредитования и недвижимости. Но меры по нейтрализации и реструктуризации задолженности проблемных банков и умеренная (вдвое меньшая, чем в России и на Украине) девальвация национальной валюты позволили стабилизировать финансовую систему и, более того, избежать падения ВВП и промышленного производства в 2009 году (для сравнения: ВВП упал на 8 процентов в России и на 15 процентов в Украине, а промышленность - на 9 и 22 процента соответственно).

А в 2010 и в первом полугодии 2011 года Казахстан демонстрирует уже опережающие темпы роста по сравнению с соседями по СНГ - и это притом, что у России и Украины рост пока носит восстановительный характер, они (особенно, Украина) просто еще не вышли на докризисный уровень. Не в последнюю очередь это объясняется финансово-промышленной политикой правительства, которое сумело не допустить сокращения инвестиций в основной капитал, упавших в том же 2009 году на 16 процентов в России и на 41 процент в Украине.

Это, конечно, не означает, что Казахстан за четыре года кризиса не изменился - многие и сейчас с ностальгией вспоминают потребительскую лихорадку середины 2000-х годов, а поддержание внутреннего спроса (залога социальной стабильности) остается одной из основных задач, стоящих перед правительством.

Таким образом, то, что Казахстану удалось пережить волну кризиса без обвала финансового рынка, без падения производства, без серьезных социальных потрясений, не просто позволило ему подвинуться вперед в мировой табели о рангах, но и всерьез повысило привлекательность страны для будущих инвестиций, которым все труднее находить себе области приложения.

Василий Мисник,
эксперт Института политических решений

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети