Прасковья Мефодьевна Протасенко живет в Алматы. Она пережила два фашистских концлагеря. На протяжении нескольких лет она рассказывала журналистам историю своей жизни. Но чем ближе к сегодняшнему дню, тем история эта становилась все короче и короче. В итоге о нацистских концлагерях она уже практически ничего не помнит. Этот рассказ о том, как ускользает память. Как сами участники тех далеких событий уже не всегда могут поведать о том, что им пришлось пережить. Но мы можем эту память собрать по крупицам.
Прасковья Мефодьевна Протасенко живет в Алматы. Она пережила два фашистских концлагеря. На протяжении нескольких лет она рассказывала журналистам историю своей жизни. Но чем ближе к сегодняшнему дню, тем история эта становилась все короче и короче. В итоге о нацистских концлагерях она уже практически ничего не помнит. Этот рассказ о том, как ускользает память. Как сами участники тех далеких событий уже не всегда могут поведать о том, что им пришлось пережить. Но мы можем эту память собрать по крупицам.
В Интернете можно найти старый черно-белый фильм под названием "Женщины из Равенсбрюка". Это документальное видео продолжительностью 27 минут дает понимание, почему помнить про победу над фашизмом в 2020 году так же важно, как и 75 лет назад.
Фото: marthahallkelly.com
Равенсбрюк - это один из концентрационных нацистских лагерей, в котором содержались женщины. Слушая рассказы бывших узниц, невозможно не плакать, дыхание перехватывает, на душе становится тяжело, не верится, как все это было возможно: печи, в которых сжигали людей, газовые камеры для детей и античеловеческие медицинские опыты, которые ставили над молодыми девушками.
Фото: marthahallkelly.com
Бабушка, о которой пойдет речь ниже, не была узницей Равенсбрюка, но она прошла через другие фашистские концлагеря. Несмотря на то, что подробности тех лет она либо вспоминает с трудом, либо уже не помнит, встреча с ней оставляет не меньший след в душе, чем фильм о Равенсбрюке и все остальные документальные свидетельства об ужасах, на которые были способны нацисты.
Знакомьтесь, это Прасковья Мефодьевна Протасенко. Ей пошел уже 93-й год. Живет она в Алматы. А если быть точнее - в Центре оказания специальных социальных услуг № 3, то есть, иными словами, это дом престарелых.
У нее есть сын, с ее слов, живет он где-то под Киевом. Прасковья Мефодьевна говорит, что раньше он поддерживал с ней связь, а в последнее время уже нет. Возможно, он сам уже пожилой человек, - предполагают сотрудники Центра соцуслуг.
Баба Паша - так ласково зовут Протасенко в этом учреждении. Она любит общаться с людьми и любит петь.
В предыдущие годы баба Паша не раз рассказывала журналистам свою историю жизни: как осталась без родителей, как ее младший брат умер от голода, как вместе с другими детьми она в возрасте 13 лет оказалась в плену у немцев и в итоге прошла через два фашистских концентрационных лагеря. Признавалась, что после пережитого боится больших собак - немецкие овчарки стоят у нее перед глазами.
Три года она провела в концлагере на заводе "Юнкерс" в городе Магдебурге (возможно, речь идет о вспомогательном лагере Бухенвальда), а потом во Франкфурте-на-Одере на другом заводе.
Еще два года назад Прасковья Мефодьевна рассказывала алматинским журналистам, что таких, как она, в фашистских лагерях использовали, чтобы убирать мусор и носить кирпичи на стройку.
Когда я знакомился с интервью, которые в разные годы давала Протасенко, то заметил, что с каждым разом ее рассказ о себе становится все короче и короче. Сначала я не понимал, в чем дело. Пока не встретился с бабой Пашей лично.
Про лагеря она уже ничего не говорит, стала потихоньку забывать все детали. Возможно, это и к лучшему. Ведь те, кто пересказывает ужасы лагерной жизни, каждый раз будто переживают все эти события заново.
"Родилась я под Киевом. Жила я у тетки, потому что у меня родители умерли. Окончила семь классов, и началась война", - рассказывает Прасковья Мефодьевна. Говорит отрывисто, вспоминая лишь отдельные моменты.
"Было так, что немцы девочек забирали и насиловали..." - добавляет она.
В сущности, Протасенко помнит хорошо начало и конец войны.
"Мы потом, когда вышли, смотрим, самолеты СССР, мы кричали и орали, мы так радовались, война кончилась… - рассказывает пенсионерка и тут же возвращается к сегодняшнему дню. - А потом я уже не помню, как я сюда попала. Но тут хорошо, чисто. Мне здесь нравится. Меня устраивает".
Судя по историям, которые рассказывала пенсионерка ранее, после войны она вернулась на родину, в Киев, там вышла замуж. Семейная жизнь не сложилась. Потом она приехала в Казахстан. До пенсии работала на алматинском заводе Кирова. Потом на склоне лет пришла жить в Дом ветеранов.
Перед тем как постояльцам Центра соцуслуг начали разносить обед, Прасковья Мефодьевна ответила еще на несколько вопросов.
Семья у вас есть?
- У меня сын есть, он живет где-то возле Киева.
Вы с ним общаетесь?
- Мы редко общаемся, он сюда не приезжает. Он уже тоже же дед.
Прасковья Мефодьевна, что самое главное в жизни?
- Для человека главное… Для матери самое главное - это ребенок.
Слушая эти слова, сказанные с характерным украинским говором, с особым чувством пересматриваешь документальный фильм, снятый, кстати, украинской киностудией, про концлагерь, упомянутый в начале этой статьи.
Одна из бывших узниц на кадрах вспоминает, как родила в концлагере дочь (назвав ее Викторией - в честь будущей победы), как пыталась уберечь ребенка от ужасной антисанитарии, царящей в сырых бараках, а также с болью в сердце рассказывала о том, как другим узницам не удалось спасти своих детей.
Другая же героиня фильма попала в концлагерь ребенком, она была свидетелем того, как ее маму сожгли нацисты, а еще помнит, как ее кормили брюквой. Той самой ненавистной брюквой, о которых в своих интервью вспоминала и наша Прасковья Мефодьевна.
75-летний юбилей Победы Протасенко встречает в то время, когда во всем мире тоже идет своего рода война. Война с коронавирусом. Алматинский центр соцуслуг в эти дни особенно оберегает своих постояльцев, чтобы коварный вирус, не дай бог, не проник в дом престарелых. Пока им удается держать эту оборону. Пенсионеры живы и здоровы.
Баба Паша надевает награды, среди которых медаль "Непокоренные", и запевает любимые старые песни.
Крепкого вам здоровья, Прасковья Мефодьевна.