"Он написал: "Если я умру, виноваты врачи". Откровения алматинского реаниматолога
Отделение реанимации - это то место, куда пациенты нередко поступают в критическом состоянии. Врачи здесь буквально борются за жизни людей. Об одном таком специалисте Мурате Дарибаеве, которому нередко приходилось в прямом смысле вытаскивать казахстанцев с того света, мы уже не раз писали на нашем портале. Мурат был одним из тех, кто оказался на передовой во время пандемии 2020 года. Тогда летом в одной только алматинской больнице в отделении реанимации регистрировали до 12 смертей в сутки. Позже за свою работу врач был награжден медалью "Халық алғысы". В том же году наш герой спас пассажира, которому внезапно стало плохо в самолете, летевшем из Алматы в Актау.
По случаю прошедшего недавно дня медицинского работника корреспондент Tengrinews.kz решил вновь связаться с Муратом Дарибаевым и узнать, с какими интересными случаями он столкнулся за последние пару лет. Врач рассказал, как закончившаяся официально пандемия изменила казахстанских врачей. Помимо этого, он поделился размышлениями о жизни и смерти, а также признался, что в его работе является самым сложным.
"Я покричал на врачей - теперь начнут работать"
Случаи, с которыми врачи сталкиваются в своей практике, бывают абсолютно разные. Из некоторых медицинские работники выносят для себя уроки, а иногда хотят донести эти самые уроки и до окружающих.
"Поступила взрослая женщина. У нее было несколько инфекционных заболеваний, которые привели к проблемам с дыханием. Она была на аппарате ИВЛ на вспомогательном режиме (поддержка минимальной частоты дыхания независимо от того, дышит человек самостоятельно или нет. - Прим.). Она была в сознании. И у нее была трахеостома (отверстие в шее, через которое вставляется специальная дыхательная трубка. - Прим.). Лежала она у нас несколько месяцев, - начинает рассказывать Мурат Дарибаев. - Тут я что хочу сказать: как бы ты ни помогал и какое бы лечение ни проводил, если пациент сам не желает выздороветь и в особенности сам себе никак не помогает, то все наши усилия будут напрасны.
Мы вызывали разных невропатологов к ней, функциональных диагностов тоже. Обследования различные проводили. Все было нормально, то есть все показания были на то, что она могла дышать самостоятельно. Но она не дышала. Она была очень пассивной. Считала, что все должны делать за нее. Через два с половиной месяца она умерла. Хотя старт был очень хороший и она должна была поправиться. Но когда подключенный к аппарату ИВЛ долго лежишь, организм постепенно начинает угасать. Вспомогательный режим в итоге уже не помогал, нужен был принудительный режим. Так у нее и отказали все органы и системы".
Мурат Дарибаев, 2020-й год Фото: Tengrinews.kz / Алихан Сариев.
А вот рвение тяжелых пациентов жить и, наконец, поправиться, поражает даже самых опытных врачей.
"Поступает в приемное отделение пожилой дедушка, которому было около 90 лет. Очень худой, весь иссушенный (дефицит жидкости в организме и нарушение водно-солевого баланса. - Прим.), с нарушением сознания. Заторможенное сознание - это плохой признак, особенно у людей его возраста. Диагноз у него был "пневмония". Вызывают меня, мы его забираем в наше отделение, начинаем терапию. Родственникам мы объяснили, что сделаем все, что в наших силах, но мы, как говорится, не боги. Так, дедушка за полтора дня приходит в себя, начинает разговаривать, температура спадает, показатели улучшаются. Через два с половиной дня примерно его переводят в другое отделение. А через пять-шесть дней его выписывают домой. Родственники были в восторге и чуть ли не той рядом с больницей устроили. Вот так бывает", - говорит врач.
В другой ситуации специалист выделил неправильное поведение со стороны близких пациентов, поступивших в больницу.
"Другая история тоже была связана с инфекцией. Это была гнойная хирургия. Пациента положили сразу в реанимацию. Мужчина был в очень тяжелом состоянии. Все показатели были плохими. Мы провели ему первичные реанимационные действия. Ситуация усугублялась тем, что родственники пациента то и дело устраивали в больнице скандал. Пациент был без сознания, поэтому сам он не мог ничего рассказать, - отмечает врач. - А родные, вместо того чтобы вести конструктивный диалог, кричали и угрожали врачам, в том числе полицией.
Я предполагаю, что они многое утаивали. А на конфликт все время пытались выйти, потому что, скорее всего, сами и были виноваты в состоянии своего близкого. Так как, когда человек думает, что он виноват, он в первую очередь проявляет агрессию. Пациенту была проведена дорогостоящая полная очистка крови. Выяснилось, что он три недели лежал дома и болел. Родственники не обращали на это внимание. По каким причинам, мне неизвестно. Об этом позже проговорилась одна из родственниц.
В общем, он лежал на аппарате, который поддерживает давление и сердечную деятельность. Но в итоге он умер. В таких ситуациях хочется донести до людей, что если пациент сам не может рассказать, что и как с ним случилось, его родственники должны помочь врачам в сборе информации, а не устраивать скандалы и мешать. Я еще подробно остановлюсь на моменте, когда с нами ругаются пациенты, но чуть позже. Так вот, правильно собранная информация об истории болезни - это половина диагноза. Когда родные пациента ничего не утаивают и рассказывают все как есть, это помогает и работе доктора, и здоровью пациента. Некоторые думают: "Я покричал на них, теперь начнут делать свою работу". Это полнейшее заблуждение".
Конечно, не все случаи, с которыми сталкиваются медики, заканчиваются плохо. Бывают истории и со счастливым концом, несмотря на то, что предыстория у них не была, скажем так, позитивной.
"Был у нас как-то один очень добропорядочный мужчина. Поступил он к нам с пневмонией и сопутствующими заболеваниями. И ситуация вот была в чем. В отделении реанимации телефоны запрещены. Но этот пациент каким-то образом его заполучил. То ли через санитарок, то ли какими-то другими путями, не знаю. И он, лежа у нас в отделении, пишет прощальное письмо своему сыну… Там он указал, что умирает, и заканчивалось сообщение тем, что в случае его смерти нужно винить врачей, - вспоминает Мурат Дарибаев. - Да, он был на аппарате и дышал через маску. Но все его показатели и анализы хоть и были не самые лучшие, но не критичные.
Он кушал, пил, усваивал. Показатели печени и почек были неплохие. Но сам по себе пациент был очень мнительный и чрезмерно эмоциональный. Он думал, что все доктора, которые к нему приходили, просто успокаивали его, и считал, что на самом деле он умирает. В итоге ночью внезапно приезжают его напуганные близкие. Мы им показали все данные пациента, все объяснили. Они успокаиваются, и хоть мы этого и не делаем обычно, но дали им номера врачей. Каждые два-три часа они писали на WhatsApp и спрашивали состояние пациента.
Дело даже дошло до крайности: сам пациент попросил, чтобы рядом с ним постоянно кто-то сидел. И медсестры по очереди с санитарками сидели рядом с ним, меняясь каждые два-три часа. По итогу он благополучно переводится в другое отделение, а после на своих ногах и с улыбкой на лице выписывается из больницы. Но вот так бывает. Человек сам себе накручивал, врачам не доверял, напугал всех родственников. Хотя ему изначально весь процесс лечения и о его состоянии четко все рассказывали".
Школа коронавируса
Мы решили поинтересоваться у Мурата, как изменилась сфера медицины в Казахстане после пандемии. Оказалось, что у врачей появилось более широкое представление о многих диагнозах. И вот почему.
"После ковида я наблюдаю, что появилось много докторов со смежными дисциплинами. Когда была пандемия, из-за того что инфекционистов было мало, брали всех специалистов из разных направлений. Им давали изучить протокол, давали им первичную помощь, месяц стажировки проводили, и они приступали к работе, - объясняет специалист. - Поэтому сейчас много терапевтов, которые разбираются в инфекции, хирургов, которые разбираются в инфекции, хирургов, которые разбираются в терапии, и наоборот. И так далее.
Коронавирус, он же не один был. У возрастных групп населения всегда параллельно с коронавирусом было еще что-то: артрит, гипертензия, сахарный диабет. У многих докторов, кто прошел, так сказать, школу коронавируса, их кругозор расширился. Теперь у них более широкое представление о многих диагнозах. Конечно, по закону требуется, чтобы специалист был сертифицирован в той или иной области медицины, то есть терапевт не может вести пациента с хирургическим диагнозом, но теперь они могут дать направление, посоветовать, куда обращаться и так далее. До этого же доктор просто мог сказать: "Это не мое направление, идите дальше проверяйтесь".
"Во время пандемии в вашей работе было много стресса. Да и сейчас, когда коронавирус побежден, все равно много случаев, из-за которых приходится переживать. Не обрастает ли врач со временем, так скажем, "броней", чтобы защититься от всего этого?" - спрашиваем.
"Я так скажу. Ты не сможешь помогать людям, относясь к ним максимально холодно. Холодный разум - это одно. А вот холодное отношение – это уже совсем другое. Должна быть эмпатия, чтобы понять человека, выслушать, найти решение. Нужно понимать, что человек от тебя хочет, - рассуждает Мурат Дарибаев. - К примеру, в анестезиологии пациент иногда говорит, что хочет ту или иную анестезию. И мы объясняем пациенту, какая в его ситуации анестезия подходит лучше всего.
Если врачи будут словно в броне, то его работа превратится в конвейер. Это пациенту не поможет. И пациенты чувствуют это. Любой человек чувствует, когда к нему относятся либо с пониманием либо наплевательски. Конечно, стресс в нашей работе есть всегда. Он и от непонимания со стороны пациентов. Некоторые не то что не понимают, они не хотят понимать то, что ты им говоришь. Некоторые не выполняют рекомендации и даже делают все наоборот. Стресс бывает и от тех, кто специально скандалит. В стрессовых ситуациях мы, анестезиологи-реаниматологи, сами друг другу помогаем: выговариваемся друг другу, делимся наболевшим. Друзья и родственники, которым можно выговориться, тоже в этом плане помогают. Это важно. Нельзя прятать переживания в долгий ящик".
"Перестаньте конфликтовать с докторами"
В своей работе Мурат Дарибаев выделил два пункта, которые, по его мнению, являются самыми сложными.
"Первое – это контакт с родственниками. Они нередко создают проблемы. Причем это могут быть не родственники первого ряда (мама, папа, брат, сестра, дочь, сын, муж или жена в случае официальной регистрации брака. - Прим.), а именно дальние родственники. Они, не вникая в суть, начинают что-то выяснять, советовать, говорить и даже угрожать.
Второе – это принятие решения. Анестезиология-реаниматология всегда сопряжена с риском. У нас все рискованное. Существует даже такое понятие: "есть маленькие операции, но нет маленьких наркозов". Мы всегда стоим наготове и следим за организмом, так как у него может быть неадекватная реакция на что угодно. Ведь все организмы разные. Сколько людей на планете – все они разные. И реакции у них разные. Вот эти две вещи я считаю самыми сложными в нашей работе", - рассказал врач.
До населения наш собеседник хотел бы донести одну очень важную, по его мнению, мысль. Он просит перестать конфликтовать с врачами.
"Пожалуйста, перестаньте конфликтовать с докторами и медицинскими работниками. Сразу приведу простой пример. Однажды сотрудница регистратуры просто-напросто не сказала маме пациентки, что каждый день дежурит новый анестезиолог. И эта женщина, узнав это, устроила в больнице скандал. Она и ее сын хотели, чтобы их несколько дней подряд вел один и тот же анестезиолог. Я ей задал вопрос: "Ну что вы теперь хотите от нашего регистратора?" А она мне говорит: "Я хочу взглянуть ей в глаза". На вопрос "Ну взглянете, и что дальше?" Она не могла дать внятного ответа. В общем, это был долгий разговор, эта женщина вроде бы успокоилась. До того момента, пока она не пришла на следующий день в больницу.
Она увидела того самого регистратора и сразу набросилась на нее с претензиями. Что в итоге? Эта женщина забрала своего сына из клиники, и они просто ушли, не получив лечения и положенной ему диагностики. Кому от этой ситуации стало лучше? Зачем было устраивать этот скандал, так и непонятно. Нередко бывало, когда врачи бегают вокруг пациента, что-то делают, помогают, и рядом стоит кто-то из родственников и в прямом смысле все время кричит на всех. Ну зачем это? Их главный аргумент: "Я вам не доверяю". А ведь эти эмоции влияют на сотрудников в том числе.
И это проблема наших людей – недоверие, в том числе недоверие к медицинским работникам. Недавно я в такси ехал с одним мужчиной. И он мне говорит: "Вот когда была пандемия, коронавирус распыляли". Да никто ничего не распылял. Люди сами не слушали руководство страны и врачей, когда говорили: "Не ходите друг к другу в гости". Что в итоге? Произошел июнь 2020 года. Стоило только снять ограничения, как все ринулись в гости. Итог – вспышка заболеваемости и много смертей, немало из которых случались на моих глазах. Я бы посоветовал: попытайтесь хоть как-то проявить доверие друг к другу и в частности к отечественному здравоохранению. Наши доктора не хуже многих докторов на свете. Поверьте мне. Я видел много разных докторов в разных странах. И наша отечественная медицина ничем не уступает многим странам. Даже отношение к пациентам у нас в разы лучше".
"Вы работаете по специальности, связанной с пациентами, которые нереджко находятся между жизнью и смертью. Были ли у вас размышления на этот счет?" - спрашиваем мы напоследок Мурата Дарибаева.
"Размышления о жизни и смерти посещали меня постоянно, пока я работал в реанимационном отделении инфекционной больницы. Сейчас я работаю в частной клинике и больше занимаюсь именно анестезиологией. Но вот какие у меня на этот счет были мысли: смерть всегда рядом, и ты не знаешь, когда она тебя настигнет. Меня иногда поражает, как смерть может внезапно наступить.
Когда я учился в Караганде, мои преподаватели по анатомии, физиологии, биологической химии всегда говорили: "Смотрите, какое интересное создание - человеческий организм". У нас весь каждая клетка, каждый участок тела знают, что они должны делать. И чем, скажем так, сложнее какое-то создание, тем легче его нарушить. Аналогию можно провести со старыми кнопочными телефонами и нынешними смартфонами. Раньше телефоном можно было чуть ли не гвозди забивать и ему ничего не было бы, потому что они были простые. У новых же телефонов даже капля воды может привести к сбою системы.
Организм человека - такое совершенное устройство, так хорошо продуманное. Меня поражает сама по себе эволюция. Но в то же время это такое хрупкое создание, что нарушение одной маленькой вроде бы системы может разрушить работу всего организма. Интересно то, что человек может всю жизнь курить, пить или принимать наркотики и организм со всем этим справляется, и они спокойно живут. А может заниматься спортом и умереть от сердечной недостаточности. Поэтому смерть всегда рядом. Надо жить, но помнить об этом", - резюмировал Мурат Дарибаев.
Текст подготовил: Иван Сухоруков.