РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
05 сентября 2018 | 12:24

Омские казахи: Благодаря аулам мы помним традиции

ПОДЕЛИТЬСЯ

"В Омске осталось 40 казахских аулов. В начале ХХ века их было 600", - рассказывают участники общественного объединения "Казахи Омска". "Одним из первых поселений в Омском регионе был аул Каржас. Но старейшины говорят, что аул Каразюк появился раньше Омска. Ему, по некоторым данным, 325 лет".


"В Омске осталось 40 казахских аулов. В начале ХХ века их было 600", - рассказывают участники общественного объединения "Казахи Омска". "Одним из первых поселений в Омском регионе был аул Каржас. Но старейшины говорят, что аул Каразюк появился раньше Омска. Ему, по некоторым данным, 325 лет".

"А как вы сохранили традиции и язык?" - уточнила я.

"Потому что мы аульские", - с улыбкой отвечают омские казахи.

Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова - о жизни омских казахов и о том, для чего они активно учат казахский язык.

Омск был основан в начале XVIII века. Население города насчитывает около 1,3 миллиона человек, из которых почти 100 тысяч - казахи.

"Согласно данным переписи населения от 2012 года, в Омской области 78 тысяч казахов. Сейчас, думаем, цифра приблизилась к 100 тысячам. Это третий показатель по численности казахов в России, после Астраханской и Оренбургской областей", - рассказывает председатель общественной организации "Казахи Омска" Куаныш Елеутаев.


Куаныш Елеутаев и Торгын Ашенова

"Я - кыпшак, родился и вырос в ауле Каржас. Считается, что первое поселение в Омске началось именно с этого аула. И ему, можно сказать, повезло сохранить свое название, не попав в советское время под переименование. Он тогда назывался рабочий поселок Каржас и находился за городом. Сейчас он находится, можно сказать, в центре города, между левом и правым берегами Омска".

"В Омске также есть казахский район, Старый Кировск, он расположен на левом берегу.  Там можно услышать казахскую речь, раньше можно было увидеть объявления на казахском. Еще и казахское телевидение было там. 

В начале ХХ века здесь насчитывалось около 600 казахских аулов. Сейчас - 40. И там есть казахские школы и дома культуры".

"Уменьшение численности аулов связано с урбанизацией. Больше людей стали переезжать в город, многие стремятся получить высшее образование. Сейчас у нас тенденция такая, 42 тысячи живут в городе. Но по причине урбанизации пустеют казахские аулы, соответственно, закрываются школы", -отмечает супруга Куаныша, Торгын Ашенова, основатель объединения "Казахи Омска".

"Вообще мало регионов остается, где казахский язык преподается как предмет. У нас, к примеру, было казахское педагогическое училище, где можно было получить профессию "учитель казахского языка". Курсы были, сейчас их нет. Учителя казахского языка не могли найти работу, так как не было спроса. Вот, к примеру, моя учительница, которая преподавала мне в школе, сейчас она занимается частной практикой. И молодой человек - преподаватель казахского языка, работает в 114-й школе, но казахский язык преподает в 130-й школе. Эта школа первая в России выбрала казахский язык как иностранный. В прошлом году запустили экспериментальный класс. Но, конечно, главный вопрос - это спрос. У нас молодежь не будет платить за курсы казахского языка 3 тысячи рублей в месяц, они лучше выберут английский или другой иностранный язык".


Участники объединения "Казахи Омска"

"У нас есть те, кто изучает целенаправленно казахский язык. Они нацелены уехать в Казахстан", - добавила Торгын.

По словам Кайыртая Амиргазина, сохранить за пределами родины сложнее всего язык.

"Казахи, живущие в России, чтят и хранят традиции. Но родной язык сохранить сложно. Мы, взрослое поколение, знаем казахский язык, но передать детям сложнее. Так как хоть и дома говорим на родном языке, но есть окружение другое. Это улица, детский сад, школа. Раньше как: отправляли в аул, если начал забывать язык. Или вспомните историю Шокана Валиханова, к примеру. Когда он собрался в Омск, вместе с ним родные отправили целый аул".

Кайыртай ага живет в России 44 года. Родом из ВКО. Сначала приехал учиться, окончил педагогический институт имени Ленина в Москве. После работал в Семее деканом, проректором в Алматы. В 1996 году приехал в Омск по работе, в педагогический университет, где проработал заведующим кафедрой. Через год предложили возглавить частное учебное заведение, директором которого он является и в нынешнее время. 

"Не тянет ли обратно, на родину, в Казахстан?"

"Тут нужно поделить на две вещи. Первое - это кровь. Конечно, тянет туда, родные и родственники все там. Второе - профессиональное. Работу найти будет непросто. А в моем возрасте ходить и просить уже как-то несерьезно. Тем более в Казахстане докторского совета нет. Если уеду, тогда снова все надо будет проходить", - ответил Кайыртай ага.

 

"Наша цель  - это не дать забыть язык, чтобы его знали. Будить, напоминать людям, чтобы они не забывали своих корней", - добавил Кайыртай ага.

"Объединение само появилось по причине сохранения языка, традиций. Хотя наша молодежь отлично знает все традиции, но это нужно сохранить. Мы выросли в ауле, и благодаря этому знаем и язык, и традиции. Но аулов становится меньше. Да и люди сейчас, молодежь, прогрессивнее, их нужно заинтересовать. Хотелось бы, чтобы в будущем наши дети знали свой язык.

Плюс люди очень хотят общаться между собой. К примеру, в группе во "ВКонтакте" много молодежи, они задают друг другу вопросы, переписываются. Пары у нас появились благодаря объединению. Есть семейная пара, которая познакомилась на одном из наших мероприятий, на казвечере. И самое интересное, что 30 лет назад их родители познакомились на первом казвечере в Омске", - рассказала Торгын Ашенова. 

"А чего вам не хватает здесь, в Омске, больше всего?"

"Наверное, своего центра. Нас, казахов, здесь почти 100 тысяч, а центра нет".

Волгоградские казахи: Меня зовут Анатолий Иванович, а вообще-то я Темиргали Жиндешевич

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети