В 2007 году вблизи действующего аэропорта Алматы начали строить новый терминал. Здание воздушной гавани уже тогда казалось тесноватым, а новый просторный пассажирский терминал для международных рейсов мог бы значительно его разгрузить. Тем более, что через 4 года намечалась Азиада-2011.
В 2007 году вблизи действующего аэропорта Алматы начали строить новый терминал. Здание воздушной гавани уже тогда казалось тесноватым, а новый просторный пассажирский терминал для международных рейсов мог бы значительно его разгрузить. Тем более, что через 4 года намечалась Азиада-2011.
Однако этот терминал аэропорта не принял ни одного самолета ни через год, ни через 4 года. Ни даже через 15 лет.
Почему здание аэропорта вдруг оказалось никому не нужным? Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в заброшенном пассажирском терминале около поселка Гульдала, которое уже много лет ждет своей дальнейшей участи.
Новый пассажирский терминал аэропорта Алматы начали строить в 2007 году. Он находится близ поселка Гульдала. Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
Мы обратились за информацией о заброшенной стройке в акимат Алматы. Однако в Управлении планирования и урбанистики города Алматы сообщили, что никакими данным о строительстве этого терминала не располагают, потому что "на момент возведения здания территория входила в состав Алматинской области, следовательно, строительство курировалось соответствующим местным исполнительным органом". Однако и в акимате Алматинской области о недостроенном здании аэропорта тоже ничего не знают.
В городском управлении лишь констатировали, что теперь, согласно действующему проекту детальной планировки Турксибского района, объект расположен в рекреационной зоне P-1 (зелени общего пользования и зелени спецназначения) и санитарно-защитной зоне аэропорта.
Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
Чтобы понять, что же пошло не так при строительстве нового терминала аэропорта углубимся в историю. 15 лет назад, в 2007 году Амстердамский торговый банк (АТБ) выдал аэропорту Алматы кредит на 33 миллиона долларов для строительства нового терминала. Его начали возводить с восточной стороны от взлетно-посадочной полосы. Проект обещал был грандиозным: за сравнительно короткое время строители успели поднять 3-этажный каркас здания, застелить кровлю и облицовать фасад панорамными витражами. Планировалось, что общая площадь новенького пассажирского терминала составит не менее 25 тысяч квадратных метров.
Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
Недостроенный терминал хорошо виден с Кульджинского тракта. Три корпуса с круглыми крышами на спутниковых снимках выглядят как три юрты. Железный каркас здания на протяжении многих лет находился под специальной охраной, но некоторое время назад наряд с объекта сняли. Сейчас огромный скелет из железа и бетона представляет собой унылое зрелище.
Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
Бесхозное здание сразу же привлекло внимание охотников за бесплатной наживой: мощные железные конструкции, конечно же, пока утащить не смогли, поэтому забирают все, что можно еще унести. Например, алюминиевые детали крепежа и профлисты.
А вот так здание терминала выглядело еще год назад.
Фото ©Вячеслав Фирсов, 2021 год
А вот таким оно было в 2019 году.
Фото с сайта iznanka.kz. Автор: Дозорный
Разбитые витражные окна сейчас валяются по периметру. Стекла здесь повсюду. Похоже, что со временем под воздействием осадков и солнца тяжелые витражи просто слетели с фасадов. Но в некоторых случаях здесь также поработали вандалы, чтобы поживиться легкими алюминиевыми деталями.
Фото ©Вячеслав Фирсов, 2021 год
У заброшенного терминала есть 4 телетрапа (рукава), здесь даже успели оборудовать перрон для заруливания самолетов. Отсюда хорошо видно действующее здание аэропорта Алматы и взлетно-посадочную полосу, где каждые 5 минут садятся и взлетают борты.
Отсюда хорошо просматривается взлетно-посадочная полоса аэропорта Алматы. Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
Однако месторасположение строящегося терминала в итоге и стало едва ли не главным фейлом проекта. Вот как объяснил эту проблему один из бывших топ-менеджеров аэропорта Алматы:
"Во-первых, это здание строили до нас как международный терминал. В то время 70-90 процентов полетов выполнялись "Эйр Астаной", их самолеты летают как по международным, так и по внутренним направлениям. Для них этот терминал оказался неудобным, так как самолетам приходилось бы перемещаться от одного здания к другому, то есть пересекать взлетно-посадочную полосу. Изначально проектировщиками не были продуманы коммуникации, как самолетам добраться от одного терминала к другому терминалу, до тех трапов. Это надо было буксировать борты, тащить их, а это, в общем-то, никого не устраивало. Его просто поставили не там, где надо", - рассказал он.
Более того, по словам источника, в то время возникли проблемы с выкупом земли вокруг. Из-за этого аэропорту пришлось бы очень сильно раскошелиться. Ведь там нужно было еще построить дорогу и развязку для транспорта.
Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
А к этому времени денег уже не осталось. В 2009 году в Международном аэропорту Алматы сменился топ-менеджмент. Оказалось, что воздушная гавань погрязла в больших долгах перед голландским банком, у которого брала кредит на строительство терминала - 33 миллиона долларов. Выплатить долг вовремя не смогли. Стратегический объект Алматы чуть было не забрали за долги.
В 2010 году бывший руководитель Международного аэропорта Алматы Таир Идрисов был объявлен в розыск. Его и еще несколько человек обвинили в крупных махинациях. Как следует из материалов уголовного дела, в 2016 году Идрисов в своих показаниях полностью признал вину по статье "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" (в старой редакции статья 182 УК РК ч.2 п. "Б"). Однако в 2018 году дело в отношении бывшего топ-менеджера было прекращено в связи с его смертью.
Недостроенный терминал изнутри. Фото: ©Алихан Сариев, декабрь, 2022 год.
Сам проект по строительству нового здания терминала пришлось приостановить - его признали неперспективным. В 2010 году здание законсервировали. Позже зарубежные эксперты пришли к выводу: лучше снести недостроенное здание и на его месте построить другой терминал, где можно было бы принимать как международные, так и внутренние рейсы, что было бы удобно для всех перевозчиков.
С тех пор прошло более 10 лет. Предложение немецких экспертов так и осталось только на бумаге. И похоже, уже никогда не станет реальностью.
Уже новый владелец аэропорта Алматы - турецкая компания TAV - весной 2022 года приступил к строительству нового терминала. Но он возводится совсем в другом месте - с западной стороны аэропорта Алматы. Для этого даже пришлось пожертвовать историческим зданием VIP-терминала. Турецкий менеджмент клятвенно заверил горожан, что его просто "перенесут" в другое место.
Недостроенный терминал был законсервирован в 2010 году. Фото: ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.
Новые владельцы аэропорта Алматы от заброшенного скелета некогда грандиозного проекта официально открестились. Как выяснилось, в 2020 году постановлением правительства стратегические объекты МАА, а это недостроенное здание пассажирского терминала с частью бетонированной площадки (перрона и места для стоянки) и 8 земельных участков площадью более 14 гектаров, были официально отчуждены.
То есть теперь к действующему аэропорту Алматы заброшенный терминал уже никакого отношения не имеет. Теперь здесь хозяйничает только ветер.
Автор: Айнаш Ондирис