Не так давно президент Казахстана объявил о грядущем восстановлении трех приграничных районов республики. Один из них - Катон-Карагайский. Сейчас ситуация с качеством жизни здесь, особенно ближе к "краю" страны, весьма плачевная: у жителей отдаленных сел, да и в самом Катон-Карагае, нет работы, центрального водоснабжения, а в некоторых населенных пунктах элементарно остуствует интернет. Как итог - наблюдается отток населения в райцентр и ближайшие города. В общем, есть немало проблем, которые требуют решения. И восстановление района должно в этом помочь. Как именно, выяснили корреспонденты Tenrginews.kz. Они посетили этот удивительной красоты край и узнали, как здесь живут люди.
Не так давно президент Казахстана объявил о грядущем восстановлении трех приграничных районов республики. Один из них - Катон-Карагайский. Сейчас ситуация с качеством жизни здесь, особенно ближе к "краю" страны, весьма плачевная: у жителей отдаленных сел, да и в самом Катон-Карагае, нет работы, центрального водоснабжения, а в некоторых населенных пунктах элементарно остуствует интернет. Как итог - наблюдается отток населения в райцентр и ближайшие города. В общем, есть немало проблем, которые требуют решения. И восстановление района должно в этом помочь. Как именно, выяснили корреспонденты Tenrginews.kz. Они посетили этот удивительной красоты край и узнали, как здесь живут люди.
Расстояние от областного центра - города Усть-Каменогорска - до села Катон-Карагай больше 300 километров или около пяти часов на автомобиле.
Район был образован чуть меньше 100 лет назад и всегда являлся важным стратегическим местом.
С Большенарымским его объединяли дважды - в 1963 и 1997 годах. В обоих случаях районный центр переносили в село Большенарым (с 2009 года село именуется Улкен-Нарын). И если первый раз Катон-Карагайский район восстановили уже через семь лет (в 1970 году, тогда же райцентр вернули в одноименное село), то во второй раз решение затянулось.
С 1997 года райцентром Катон-Карагайского района вновь является село Улкен-Нарын.
Все эти годы жители Катон-Карагая и других сел, расположенных ближе к самым восточным границам с Китаем и Россией, ждали, что, как и в 60-е, все переиграют и вернут "на свои места". И вот о восстановлении района наконец объявил Касым-Жомарт Токаев.
К сожалению, за эти 26 лет произошло так много изменений, из-за которых Катон-Карагай превратился в депрессивное место, которое спасают разве что удивительные виды и замечательные люди, живущие здесь и бесконечно любящие свой край.
По пути в село Катон-Карагай мы встретили трех улыбчивых жительниц района, которые возвращались домой после сбора земляники. Знакомьтесь, это Сауле, Акерке и Арайлым.
Часть собранных ими ягод уйдет на продажу. Из остальных они сделают варенье или просто съедят.
"У нас очень красивый край. Вот только живется не очень. Работы нет, в магазине все дорого. У нас в селе (они из села Чингистай) в основном люди работают в школе и в нацпарке. Поэтому зарабатываем как можем – продаем вот ягоду. Жить же надо на что-то. Можно сказать, выживаем", - делятся собеседницы.
Многие в этом районе занимаются скотоводством. Они отмечают, что пастбищных земель рядом с населенными пунктами очень мало. Поэтому пасти скот приходится далеко, иногда даже в горах.
Некоторые скотоводы выращивают овес в качестве корма для лошадей и коров. Но в этом году урожая, по их словам, будет в два раза меньше. Виной всему сильно увеличившаяся популяция кузнечиков.
Как можно заметить по фото, листьев у растения не осталось (а это прямо влияет на количество и качество зерна), один только голый стебель и колосья.
"Много лет тут живу, но такое количество кузнечиков наблюдаю второй год подряд. Я и другие фермеры обращались в госорганы. Вроде как есть подрядная организация, которая должна была травить вредителей, но, как видите, результата нет. Они выезжают на некоторые посевные земли, что-то побрызгают, но этого мало. Обработку надо было давно проводить.
Куда, спрашивается, дели деньги? Мало того, что сенокоса мало, так как июнь был жарким и много травы выгорело, она теперь не успеет вырасти достаточно большой, так еще и эти кузнечики корм для скота испортили", - жалуется один из фермеров.
Заезжаем в село Катон-Карагай. Изучать населенный пункт "мешают" величественные горы и красивые пейзажи, которые то и дело забирают на себя все наше внимание.
Ну а пока, отвлекаясь на местные красоты, расскажем в целом о жизни села Катон-Карагай. А также побеседуем с местными жителями.
В селе есть мечеть, аптеки, магазины с продуктами, одеждой, товарами для туристов и автомобилей, два кафе, школа и больница.
Больница достаточно большая. Со слов местных жителей, она была построена около 10 лет назад.
Вот только специалистов в ней, как и необходимого оборудования, также со слов сельчан, не хвататет.
"Моя дочь учится в медицинском и планирует стать лором. В городе есть все необходимое оборудование, аппарат УЗИ, плюс анализы сразу на руки дают. А у нас в Катон-Карагае можно разве что визуальный осмотр провести, и все. Поэтому она сразу сказала, что сюда не вернется и будет работать в городе", - рассказывает местная жительница.
Наблюдается также и активный отток населения. Молодежь не стремится оставаться здесь, планируя получение высшего образования и дальнейшую жизнь уже в городе.
Это, к примеру, Адилет и Ернияз. Обоим по 13 лет. После окончания школы они, как и многие их сверстники, планируют уехать в город.
"Тут работы нет. Но здесь красивая природа и как-то спокойно, что ли. Даже если мы отсюда уедем, будем приезжать сюда отдыхать. Расскажем об этих местах новым друзьям", - говорят они.
А это мальчик по имени Нурали, он окончил пятый класс. По Катон-Карагаю Нурали часто передвигается на своем квадроцикле. Мы не успели поговорить с ним, так как он немного спешил.
Для того чтобы местным детям и подросткам было чем заняться, а также для укрепления их здоровья в Катон-Карагае в 2020 году начали строить физкультурно-оздоровительный комплекс.
Общая стоимость проекта - 911 миллионов тенге. Сдать объект планировали в 2022 году, но что-то пошло не так.
ФОК, судя по внешнему виду, а также внутренней отделке и наличию инвентаря, почти готов.
"Это типовой проект. Проектом была предусмотрена котельная. Но в связи с тем, что возводят его в парковой зоне, рядом с домом культуры, местные жители выступили с предложением, что вместо котельной нужен альтернативный источник отопления. Было решено сделать электрическое отопление.
В связи с этим была корректировка проекта, после которой работы по строительству продолжились, но уже с отставанием от графика. Также были вопросы по финансированию и замечания к качеству строительства. На подрядчика мы подавали в суд, который выиграли. Суд обязал устранить все недочеты. Сейчас остались незначительные работы. Инвентарь, мебель, необходимые покрытия – все это уже есть", - рассказал аким Катон-Карагайского района Дилдар Каликан.
Развалившаяся брусчатка и другие недочеты, со слов акима района, к открытию ФОКа будут устранены.
Сдать ФОК в эксплуатацию планируют уже в этом году.
Проектной мощности объекта должно хватить, чтобы спортом здесь могли заниматься как дети из села Катон-Карагай, так и ребятня из соседних населенных пунктов.
Прогуливаясь дальше по Катон-Карагаю, мы познакомились с Маратом. Здесь он родился и вырос. Ему 50 лет. Вместе с супругой они воспитали четверых сыновей. Работает Марат пожарным в национальном парке.
"На руки я получаю 70 тысяч тенге. Это не деньги. Как человек может прожить на них? Если случится пожар, в первую очередь нас отправляют. Сами помните, что недавно случилось в Абайской области. Вот представьте, за 70 тысяч тенге такие риски. А я побегу тушить, во-первых, это моя работа, а во-вторых, семью надо кормить. Другой работы в селе не найти", - делится Марат.
Другой местный житель, пожелавший не называть своего имени и отказавшийся фотографироваться, рассказал, что в Катон-Карагае нет центрального водоснабжения. И это для многих большая проблема, так как приходится носить воду от ближайшей колонки. Скважины на участке есть далеко не у всех.
В акимате района объяснили, что в этом году началась прокладка центрального водоснабжения.
"Четыре километра уже проложили. Общая протяженность сетей водоснабжения будет 49 километров. Это трехгодичный проект. Но подрядчик планирует закончить работы за два года. Водоснабжением будет охвачено все село", - отметил Дилдар Каликан.
Некоторые, с кем мы пересекались в селе, родились здесь, но когда-то давно уехали из Катон-Карагая в поиске лучшей жизни. И теперь они возвращаются сюда лишь на время отпуска или длинных выходных.
Мужчину на фото ниже зовут Канат. Он и его родители переехали отсюда в Усть-Каменогорск в 90-е.
"Работаю в Усть-Каменогорске доставщиком продуктов питания в магазины. Когда хочется отдохнуть от города, всегда приезжаю сюда. Сейчас район будут восстанавливать, и, возможно, я вернусь жить в Катон-Карагай. Почему бы и нет? Когда мы переезжали отсюда, я не хотел уезжать, но пришлось. Я очень люблю это место и, находясь в городе, безумно скучаю по Катон-Карагаю", - признался Канат.
Так есть ли будущее у Катон-Карагайского района и стоит ли возлагать большие надежды на его восстановление? С этим вопросом мы обратились к Серику Жунусову. Он является исполнительным директором фонда устойчивого развития Катон-Карагайского района.
"Учредителями фонда являются предприниматели – выходцы из Катон-Карагайского района. Я и сам до пяти лет жил здесь, но потом наша семья переехала в город. У нас есть огромная проблема – отток молодежи. В два раза уже сократилось население района. 10 процентов населения в год переезжает. И если ситуация не изменится, то через 10 лет Катон-Карагайского района не будет. Будет 500 человек. Это была ключевая проблема, которую мы хотели решить.
Наша миссия – сохранить район для наших потомков. Разработана стратегия устойчивого развития Катон-Карагайского района. Она включает в себя развитие экономики, соцсреды, окружающей среды и так далее. У нас есть 48 сел, понятно, что все села мы сохранить не сможем. Выбраны три опорных села, где мы хотим поднять уровень жизни до городского - чтобы организовать внутреннюю миграцию и сохранить три села. Вы можете посетить школы в селах Урыль, Катон-Карагай или Улкен-Нарын, мы оснащаем их по стандарту Назарбаев Интеллектуальной школы, внедряем методологию, повышаем квалификацию учителей, в общем, поднимаем уровень образования. Также есть проекты в здравоохранении, по детским и мусорным площадкам, спорту, привлечению людей", - рассказывает Серик Жунусов.
"В 1997 году район был объединен с Улкен-Нарынским районом. Райцентр был перенесен в село Улкен-Нарын. Это негативно повлияло на миграционное настроение населения. Сельчане восприняли это как сигнал, что у Катон-Карагая нет будущего и нужно переезжать. Начался массовый отток населения. Раньше в районе жили 40 тысяч человек. Сейчас – в три-четыре раза меньше. Если ситуация не изменится, в ближайшие пять лет 13 сел опустеют.
Население воодушевлено сейчас разделением района. Люди как минимум перестанут уезжать отсюда. Плюс мы смотрим опыт Тарбагатайского района, который был разделен, а райцентр сделали в селе Акжар. За шесть месяцев туда вернулась тысяча человек, которые когда-то мигрировали в город. Они вернулись. Сельскому жителю переезжать в город - большой стресс. И если нет перспективы у села, а особенно когда государство не верит в перспективы района, тогда люди и уезжают. Сейчас, я думаю, у нас будет приток населения", - говорит он.
По словам Серика Жунусова, приграничный район всегда должен быть обитаем. Это, как он считает, вопрос национальной безопасности страны.
"Посмотрите на Республику Алтай (РФ), это наши соседи. Там введены госпреференции для приграничного населения. Посмотрите на приграничные районы в Китае, они также имеют преференции. Везде положительное сальдо и положительный естественный прирост населения.
Восстановление района - это только первый шаг. Должны быть дополнительные преференции для развития приграничных районов. Потому что по сравнению с другими районами у нас очень сложные климатические условия. Я сам живу здесь, и я девять месяцев в году топлю печку. Необходимо, наверное, вернуть коэффициенты, как раньше были при СССР северные надбавки, что-нибудь такое. Преференции для предпринимателей, преференции для строительства жилья, для заработных плат. То есть нужно поднять уровень жизни. Не только решить инфраструктурные проекты, но и дать госпреференции, чтобы приграничные районы были всегда обитаемы. Я знаю, что сейчас этот проект в правительстве", - резюмировал он.
Местные жители в свою очередь отмечают, что разделить районы на Катон-Карагайский и Улкен-Нарынский - с райцентрами в одноименных селах - следовало давно. Теперь же понадобится не один год, чтобы жизнь здесь стала комфортной, а люди перестали уезжать и численность населения начала расти. Мы же будем следить за изменениями и обязательно вернемся сюда через некоторое время.
О развитии туризма в этом районе, а также про одно из соседних сел, где нет интернета, а воду люди набирают из речки, мы расскажем в следующих репортажах. Следите за обновлениями на сайте.
Текст подготовил: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.