Первая отчетная встреча Адильбека Джаксыбекова с момента его повторного назначения на должность акима столицы проходила в Конгресс-холле. Для журналистов в это здание был организован отдельный вход со стороны улицы Бокейхана. Возможно, это было сделано для удобства прессы, чтобы не выстаивать долгую очередь со всеми, кто пришел на встречу с акимом, а сразу зайти и начать работать. Но такие почести сыграли со многими журналистами злую шутку - не многие успели заснять момент, когда те жители столицы, которым не хватило места в зале, штурмовали двери центрального входа в Конгресс-холл.
Первая отчетная встреча Адильбека Джаксыбекова с момента его повторного назначения на должность акима столицы проходила в Конгресс-холле. Для журналистов в это здание был организован отдельный вход со стороны улицы Бокейхана. Возможно, это было сделано для удобства прессы, чтобы не выстаивать долгую очередь со всеми, кто пришел на встречу с акимом, а сразу зайти и начать работать. Но такие почести сыграли со многими журналистами злую шутку - не многие успели заснять момент, когда те жители столицы, которым не хватило места в зале, штурмовали двери центрального входа в Конгресс-холл.
Вообще к журналистам в этот день было особое отношение. Для прессы отвели целый сектор в зале. Многие приглашенные на встречу, видя свободные места, старались быстро занять их, но тут же появлялись организаторы и просили их покинуть ряды. "Эти места для журналистов, для журналистов!" - повторяли они вновь и вновь. Некоторые из граждан молча вставали, но были и те, кто реагировал на такую дискриминацию очень болезненно. Оказалось, что эту оборону организаторы встречи держали не зря. Всем пришедшим посмотреть на Джаксыбекова представителям СМИ едва хватило места.
Журналистов при входе досматривали молодые и не очень молодые люди в черных костюмах. Кому-то могло показаться, что эти ребята похожи на сотрудников Службы охраны Президента. Но сотрудники СОПа обычно не носят бейдж с надписью "Служба безопасности" и не придерживают демонстративно пальцем наушник от рации. Но так или иначе эти сотрудники старались добросовестно выполнять свои обязанности, то есть обеспечивать безопасность. Особенно это было заметно в самом конце отчетной встречи, когда группа этих парней на всякий случай окружила плотным кольцом ту самую женщину, которая рассказала акиму столицы о мафии, орудующей у него прямо под носом.
Отчетная встреча акима продолжалась три часа. И такое было впечатление, что он бы выстоял и больше. Но, кажется, к этому не готовы были сами граждане, некоторые из которых порывались встать с мест до окончания встречи. Впрочем, и в самом начале не все люди, казалось, могли в полной мере воспринимать отчет акима. Можно было заметить, что часть из них как будто спала, удобно подперев руку под голову. В тот момент не верилось, что спустя час эти самые граждане будут отчаянно аплодировать и громко смеяться, пугая соседей своими внезапно пробудившимися эмоциями.
На руках у приглашенных были готовые тезисы выступления Адильбека Джаксыбекова. Но аким хоть и читал по бумажке, но временами, кажется, старался передать смысл доклада своими словами. Так что местами его выступление отличалось от распространенных заранее тезисов. Иногда даже кардинальным образом.
"В городе появятся новые павильоны, где летом и зимой можно будет быстро и вкусно перекусить, выпить прохладительные и горячительные напитки или горячие напитки. Этим самым будет формироваться так необходимая для столицы уютная городская сторона", - сказал Джаксыбеков.
В тезисах, которые были у участников встречи, про горячительные напитки ничего сказано не было. Люди могли внимательно перечитать еще раз, там было лишь: "...выпить прохладительные и горячие напитки...". Но, возможно, аким лишь оговорился.
А возможно, нет.
В ходе своей отчетной встречи он много шутил. Чего стоят его комментарии на счет "мафии". "Сабила, ты единственная не в мафии здесь осталась. Это тоже плохо, слушай, в мафии надо жить", - сказал Джаксыбеков, передавая слово акиму района "Есиль" Сабиле Мустафиной.
Кстати, обращаться на "ты" к подчиненным для акима, по всей видимости, в порядке вещей. В ходе отчетной встречи он не раз обходился без лишних формальностей, давая поручения тому или иному чиновнику. А может, потому что он их всех давно знает, еще с детства.
"Я был еще мальчиком, вырос здесь в этом городе возле "Колоса" (район Астаны - Прим.автора), вот многие из здесь сидящих со мной выросли. Мы выходили с родителями, сажали деревья, и вот посмотрите возле "Колоса", возле шестой школы. До сих пор я туда заезжаю, вспоминаю детство, как мы там работали и какие деревья (сажали - Прим.автора), какие сады, а это была голая земля (...). Вот улица Бейбитшилик вся выращена руками тех жителей", - начал вспоминать аким, говоря о преодолении иждивенческих настроений среди жителей Астаны. Вот и в уборке снега, считает он, люди не должны полагаться исключительно на государство, можно и самим проявить инициативу. Он даже пристыдил владельцев тех заведений Астаны, которые не чистят свои подъезды от льда и снега.
Для Адильбека Джаксыбекова, кажется, это было утро воспоминаний. Казалось, каждая поднятая гражданами тема вызывала у него образы из прошлого.
Вот задали вопрос о проблемах общественного транспорта в столице и аким тут же вспомнил: "(...) Вообще транспортные маршруты надо посмотреть. Дело в том, что они на самом деле определены, исходя из потребностей еще Целинограда. Я, еще будучи молодым, ездил на этих маршрутах (...)", - заметил он и сказал, что общественный транспорт в Астане ждут большие изменения. Эта система будет усовершенствована за год-два, сказал Джаксыбеков, но заметил, что идеальной она вряд ли когда-то будет, как и в любом другом мегаполисе. Но по крайней мере удастся приблизиться к хорошим стандартам.
А потом спросили про благоустройство городского парка. И тут аким опять вспомнил юность. "Что касается проблем городского парка, то меня даже просто как человека, выросшего здесь, который провел в парке много дней и на танцплощадках, и спортивные занятия там были, это было место, куда мы все, горожане в свое время очень любили ходить, но оно и сейчас осталось таким", - сказал Джаксыбеков, отметив, что еще до последнего назначения акимом он всегда спрашивал у своего коллеги (очевидно речь идет об Имангали Тасмагамбетове - Прим.автора) о ситуации с парком.
Он пообещал взять это место под личный контроль, заметив, что запланированный объем работ по реконструкции впечатляющий. Но, оказалось, сделать парк - одно дело, другое - завлечь туда людей. В Астане, рассказал он, семь больших парков, 69 скверов, пять бульваров. Но они большой популярностью не пользуются.
"Они, к сожалению, пустые сейчас, нет какой-то инфраструктуры, куда люди могли бы прийти, особенно зимой. Та же набережная, я по роду работы долго не выходил на эту набережную, не гулял по городу, все время работа, командировка и дом. А вот когда, став акимом, начал часто сейчас выходить на набережную, посещать парки, пешком обходить, и меня очень удивило, что наша набережная совсем не очень-то загружена. В воскресное время, в теплую погоду, в 7-8 часов вечера практически людей нет, и нет мест, чтобы привлекались люди, та же сфера обслуживания не развита", - признался Джаксыбеков. Он отметил лишь одно место, которое ему по душе - новый каток возле Дворца спорта "Казахстан", где, по его мнению, хорошее скопление людей и "более-менее организовано все". "А больше у нас мест таких, к сожалению, нет, в которых было бы так хорошо, многолюдно", - отметил он. Акиму пришлось констатировать: "Сейчас город выглядит немножко пустым".
Но большинство граждан все-таки кажется, пришли на встречу решать более конкретные вопросы.
"Меня привела к вам нужда", - начал свой не то вопрос, не то рассказ мужчина. Этот человек дважды брал кредит, вкладывался в долевое строительство, но в обоих случаях что-то пошло не так.
"В настоящее время с семьей проживаем в гостинице, долгое время проживали в подвалах, техэтажах. Дети выросли в подвалах, а учатся в школе только на пятерки", - сказал столичный житель. Его попытались прервать, мол, время вопроса вышло, но он, чтобы закончить, привел аргумент: "Я за этим шел долгие годы сюда, меня не подпускали к микрофону". Аким к его большому удивлению предложил встретиться отдельно, например, в пятницу. "Я понял, что надо настраиваться на длительный разговор", - сказал Джаксыбеков.
Такой разговор понравился другим обманутым вкладчикам и они начали выкрикивать вопросы без микрофона, перебивая друг друга. В итоге на них обратили внимание. И уже в микрофон они рассказали про то, что председатель жилищно-строительного кооператива увеличил стоимость квадратного метра строящихся квартир на 150 долларов и собирается еще раз поднять цену.
Им попытались объяснить, что этот вопрос регулируется законом о ЖСК. А аким добавил, что прежде, чем доверять какой-то компании свои деньги, нужно было навести справки в акимате. Но задававшая вопрос сказала, что среди обманутых дольщиков - сотрудники акимата.
"(...) Тем более надо спросить, что за работники такие в акимате безграмотные, надо повыгонять вас всех из акимата на самом деле (...)", - сказал под аплодисменты зала аким.
Завершая свою встречу, он дал обещание: "Кто не задал (вопрос - Прим.автора), я обещаю вам отдельно принять каждого на прием". Зал отреагировал моментально, и послышалось что-то вроде: "е-е-е". Чуть позже он уже говорил о том, что акимат ответит на все вопросы письменно. Но реакции никакой не было. Видимо, граждане решили, что первое слово дороже второго.
Ренат Ташкинбаев