В преддверии нового учебного года Канат Кожахмет, эксперт в области IT-образования и провост университета Нархоз, рассказал о нововведениях в стенах вуза.
В преддверии нового учебного года Канат Кожахмет, эксперт в области IT-образования и провост университета Нархоз, рассказал о нововведениях в стенах вуза.
Алматинский вуз десятки лет готовит не только лучших экономистов и финансистов, но и стал alma mater для нескольких поколений успешных менеджеров и бизнесменов. В этом году вуз впервые запустил Школу цифровых технологий и создал новые образовательные программы совместно с крупными игроками IT-рынка. По словам Каната Кожахмета, к разработке были привлечены сотрудники Amazon, Google, Facebook и Booking.
- Сейчас вы занимаете позицию провоста университета Нархоз. Для нашего рынка это незнакомое слово. Какие задачи стоят перед провостом?
- Да, я был назначен на эту должность в июне текущего года. Система provost вуза пришла из Америки. Там структура вуза предусматривает две должности: президент и провост. Президент сосредоточен на партнерах, привлечении средств и стратегии, контролирует и направляет деятельность университета, обеспечивает исполнение решений совета директоров и единственного акционера, а провост отвечает за научно-академическую деятельность, работает с профессорско-преподавательским составом, обучающимися, возглавляет академический совет. Это главный коллегиальный орган по принятию академических решений. На мой взгляд, это правильное разделение функционала, потому что нельзя успеть все.
– Тем не менее вы уже успели запустить новый проект, создали Школу цифровых технологий. Как появилась такая идея?
- Акционеры университета решили открыть новое направление в обучении, именно в IT-сфере. Я уже открывал IT-университет в столице, был ректором, поэтому понимал все тонкости проекта. Самое важное в этом деле - подготовить учебный план образовательной программы. Для того чтобы он был максимально актуальным и отвечал требованиям рынка, мы пошли в IT-компании, спросили, какие навыки и знания для них важны, выделили тренды ближайших 5-10 лет и отразили это в образовательном процессе.
- В идеале, наверное, во всех вузах образовательная программа так и должна создаваться. А в какие компании вы отправляли запрос?
- До позиции провоста в Нархозе я возглавлял Educational IT Alliance. Мы тесно работали с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, и у нас был выход на 30 лучших IT-компаний страны. Было понимание, куда идет рынок IT в Казахстане. Кроме того, я обсуждал учебный план со своими студентами, которые работали в Amazon, Google, Facebook, Booking. Все они рекомендуют поступить в Нархоз и учиться в нашей новой Школе цифровых технологий. В итоге программа набрала 88 баллов из 100 в реестре единой системы управления высшим образованием - ЕСУВО. Это очень хороший результат.
- А как обстоит дело с преподавателями? Когда люди слышат фразу "преподаватель университета", то у них перед глазами пожилой профессор, который особенно силен в науке и теоретических знаниях. А как в IT-образовании?
- В IT молодые преподаватели. Их возраст обычно 30-35 лет. Они параллельно работают в компаниях разработчиками, например. Конечно, классические дисциплины могут преподавать профессора в привычном представлении. Дискретную математику, например. Но в специализации важны практики, эксперты. И мы нашли звезд, которые смогут и объяснить, и вдохновить, и вместе со студентами писать программный код. Например, Айсултан Шоинбек. Он работает в IT-индустрии, закончил PhD, работал над исследованием по искусственному интеллекту в Португалии, защитил свою работу по распознаванию эмоций в голосе. На первом курсе он будет преподавать программирование, а по специализации - machine learning.
- На рынке есть университеты, у которых IT-направление открыто давно. Есть понимание у абитуриентов: хочу стать айтишником, надо идти туда. Чем будет брать Нархоз?
- У нас уникальная программа, потому что мы отталкивались от того, как формируется IT-специалист. Задали себе вопросы: что для него важно? С какими трудностями студент сталкивается на первом курсе, с какими - на третьем-четвертом и так далее.
Обычно студент приходит в университет и учится не только профильным предметам, но и общеобразовательным. Позже, когда уже есть навыки и уже можно работать, ему все равно необходимо приходить в университет, что может сдерживать карьеру. Мы учли этот опыт и распределили общеобразовательные предметы по всей программе обучения.
Уже с первого года студент будет изучать прикладные дисциплины, и после первого курса он может получить приглашение на стажировку. За лето студент нарабатывает опыт, и на втором, третьем курсе способен выполнять проекты на аутсорсе. К концу третьего курса он уже понимает общую картину не только в теории, но и на практике, и может правильно выбрать специализацию. Например, стать IT-менеджером - программирование интересно, но больше нравится управлять программистами. И он выбирает соответствующий трек. Другой решил: мне нравится 3D-моделирование или game development - у нас есть подходящий трек. Это осознанный выбор, а не вариант, когда ты окончил университет, а потом решаешь, в какой специализации ты хочешь работать.
По окончании университета у нашего студента уже есть 2-3 года опыта работы. Он понимает суть разных специализаций. Сейчас middle developer получает около 800 000 тенге, и наш выпускник может претендовать на эту позицию и зарабатывать так.
Кроме того, мы делаем ставку на качество образования, а не на количество студентов. Преподавателей в сфере IT не много, и увеличивать количество специалистов на рынке тут можно, только увеличивая количество слушателей в аудитории. Обычно в университете около 5-7 топовых, звездных преподавателей. И их способность хорошо обучить студентов ограничена буквально физически. Поэтому наша задача обучить небольшое количество студентов, но сделать из них крутых специалистов.
- IT-рынок, как вы отметили, динамичный и быстро меняется, значит ли это, что программа Школы цифровых технологий будет меняться чаще?
- Учебный план будет обновляться ежегодно. Но мы выходим за рамки регулярного обновления учебного плана, потому что в мире меняется парадигма обучения. 4 года – больше не тот необходимый срок, чтобы стать специалистом. Нужно постоянно находить новые навыки, обучаться постоянно. Lifelong learning - вот новая концепция.
Теперь после окончания университета студент Нархоза сможет продолжить обучение, постоянно обновлять свои знания на специальных курсах. Мы дадим доступ выпускникам к новым библиотекам и навыкам независимо от того, когда они закончили обучение. Это уже совершенно другое понимание термина "обучение в университете". Кстати, это привычная практика в европейских университетах – прийти в свой alma mater через несколько лет после выпуска и пройти курс повышения квалификации специальности.
- Скоро начнется новый учебный год. Как пандемия повлияла на нишу высшего образования?
- Она вскрыла важные вещи. За прошлый год мы поняли, что преподаватель-звезда в офлайне может испытывать трудности в онлайне, и наоборот. Онлайн-образование подразумевает совершенно другую парадигму педагогики. Опыт преподавателя до пандемии какой? Мел в руках, доска, он видит все эмоции студентов. В цифровой среде этот опыт обнуляется. Вдохновлять онлайн - сложнее. И понадобится время, чтобы университеты научились эффективно обучать в этом формате.
Важно понимать, что онлайн никогда не заменит офлайн. Можно приспособиться, комбинировать, но заменить на 100 процентов - нет. И думаю, как только появится возможность, рынок вернется к классическому образованию, что сейчас и происходит поэтапно.
У меня вообще есть гипотеза, что через 5-10 лет искусственный интеллект заменит живых преподавателей по определенным направлениям. Уже есть возможность оцифровать все эмоции, отследить цифровой след. Таким образом, AI может знать всю информацию о студенте: дату рождения, результаты всех тестов, характерные особенности личности. Он понимает, как лучше с ним коммуницировать, мотивировать, какие слова подобрать.
Уже были исследования, в которых студенты не смогли отличить, говорит с ними чат-бот или преподаватель в мессенджере. Посмотрите, на каком уровне сейчас анимация. Через 5 лет вы не отличите нарисованное изображение от реального человека. Посмотрите на детей, которые с детства общаются с Алисой. Для них это совершенно обыденно. Также будет и в нише высшего образования, подчеркну – только по определенным направлениям.
- В IT сфере вас знают и уважают. За вами идут студенты, специалисты. Расскажите, пожалуйста, о себе, где Вы учились? Когда вы поняли, что хотите развиваться именно в IT-сфере?
- Мне всегда нравились информационные технологии. Это очень динамичное и перспективное направление. В школе я занимался программированием с 8 класса, участвовал в олимпиадах по IT. Возможность развиваться в этой сфере всегда вдохновляла и мотивировала. Может, поэтому четыре года назад я стал самым молодым ректором в Казахстане. Мне тогда было 32.
В целом всегда работал в сфере IT-образования. В самой индустрии были проекты, но в основном по совместительству.
Я живу по принципу "икигай": делай то, что тебе нравится, приносит удовлетворение. За 10 лет я обучил 5 000 студентов, и все они сейчас - востребованные специалисты.