Практически в каждом доме в каждом казахстанском крупном городе на первых этажах есть либо магазин, либо офис какой-нибудь организации, либо еще что-то. Но иногда все перечисленное располагается ниже первого этажа, на цокольном, нулевом, или, проще говоря, в подвале.
Практически в каждом доме в каждом казахстанском крупном городе на первых этажах есть либо магазин, либо офис какой-нибудь организации, либо еще что-то. Но иногда все перечисленное располагается ниже первого этажа, на цокольном, нулевом, или, проще говоря, в подвале.
Например, в одном из густонаселенных районов столицы в подвале пятиэтажки находится обувная мастерская, с виду ничем не примечательная и неприглядная - сколько таких по всему мегаполису. Но как часто бывает, стоит туда спуститься, начать говорить с людьми, как перед вами открывается совершенно иная реальность.
За своим столом сидит Мухтар Оралбаев, ему скоро будет 60 лет, 40 из которых он работает обувщиком. Про обувь он может говорить долго, в свое время закончил Джамбулский технологический институт, работал на больших производствах, в том числе и в Душанбе.
Когда в Таджикистане началась гражданская война, он вернулся в Казахстан, жил в Таразе, а последние 12 лет работает в столице.
Мухтар Оралбаев мастер. Он делает повседневную обувь для тех, кто ценит качество, а также выполняет спецзаказы, и в этом плане незаменимый человек для людей, выступающих в цирке, танцующих на сцене и играющих в театре, а также для тех, кто нуждается в нестандартной обуви (люди с инвалидностью и не только).
Вот, например, сейчас мастер выполняет один из сложнейших заказов за свою карьеру - сценические туфли. Задача перед Мухтаром Мухаметкаримовичем стоит непростая: с одной стороны, нарастить очень высокую платформу, с другой, сделать это так, чтобы пара смотрелась естественно и гармонично.
"Мы из породы людей, которые без дела не могут сидеть, - говорит мужчина, отвечая на вопрос, не хотел бы он в свои 60 уже отойти от дел. - Если уже начал работать, то не остановишься. Ну а, с другой стороны, что делать в квартире? С ума же можно сойти. А так ты занят делом, которое знаешь".
Мухтар убежден, что в свое время он и другие его коллеги получили огромный опыт, изучив все необходимые стандарты производства, которые было бы разумно применить в масштабах страны для поднятия легкой промышленности.
В одиночку противостоять наплыву дешевой обуви из-за рубежа рядовым мастерам фактически невозможно. А ведь в нашей стране, уверен Оралбаев, можно производить обувь, которая на порядок выше по качеству, чем одноразовый ширпотреб. В подтверждение своих слов он показывает кожаные ботинки, которые шьет вместе с другими мастерами.
Уверяет, такой обуви сноса нет, так как при ее производстве он пользуется стандартами, которым обучался еще в советское время. Так и говорит: загляните под подошву недорогой импортной обуви - там будет картон, а в его случае - все сплошная кожа.
"Я застал время, когда в середине и в конце 80-х годов полностью переоборудовали все техническое оснащение советских производств. Тогда мы уже начали ставить цеха ничем не хуже итальянцев, мы делали продукцию ничем не хуже Запада, все на их уровне было, не только обувь, но и дубленки, мы с Канадой заключали договоры. Мы быстро все осваивали и шли вперед. Но случился развал. Самое интересное, что китайские производители когда-то учились у нас, а теперь, где мы и где они", - рассуждает Мухтар.
Он считает, что в нашей стране есть все возможности, чтобы успешно развивать свою легкую промышленность, но в первую очередь необходимо сделать акцент на образовании.
"У нас отношение к сапожному делу такое: мол, сидит человек, молотком стучит, пару гвоздей забил - уже сапожник. А ведь у каждого дела есть свои технологии, своя наука, поэтому моя мечта - поднять производство качественной обуви на промышленный уровень. Вот один пример. Мы как-то начали выпускать детскую обувь. Ее увидели китайцы и захотели покупать. Это смешно звучит, правда, что Китай хочет завозить от нас к себе обувь, наоборот же, весь мир оттуда тащит. Но им нужно было поставлять как минимум в месяц 50 000 пар, а у нас нет таких мощностей", - говорит мастер.
"Если бы найти ту дверь, в которую можно было бы зайти и сказать, что другой дороги нет, надо развивать свою легкую промышленность, но без образования ничего не получится", - рассуждает наш собеседник.
В его мастерской работает и представитель молодого поколения.
Алтаю 27 лет, он начал работать обувщиком, когда еще учился в школе.
"Мне эта работа интересна, это мне по душе, я с любовью делаю это. Здесь не только деньги зарабатываешь, но и удовольствие получаешь. Люди улыбаются, довольные уходят, благодарят за твою работу. Но все равно поддержка нужна, по-любому нужна…" - говорит Алтай.
"Чтобы нам выйти из подвала", - заканчивает его фразу мастер Мухтар.
"Да, нам нужно выбраться из подвала. Посмотрите, сколько талантливых людей: портных, ремонтников, галантерейщиков - они все ютятся в подвалах, надо вытаскивать промышленность наверх натуральным образом", - поясняет свою позицию Оралбаев.
Наблюдая за событиями трагического января, он лишь убедился в том, что будущее нашей страны зависит от качественного образования и создания своих производств.
"Надо жить, работать, создавать, образование поднимать. Очень много таких вещей (как январские беспорядки) от необразованности происходит, а корыстные люди этим пользуются", - рассуждает обувщик.
Мы закончили интервью, Мухтар и Алтай принялись за работу. Впереди у них был еще длинный рабочий день.