Как меняется Север? Интервью с акимом СКО Кумаром Аксакаловым
Корреспонденты Tengrinews.kz записали интервью с акимом Северо-Казахстанской области Кумаром Аксакаловым. Он возглавляет регион с марта 2017 года. За это время в стране сменился Президент, создавались и упразднялись области, назначались новые акимы. Мы узнали, какие изменения произошли в области за этот период, почему некоторые жители покидают СКО и как их стараются здесь удержать.
- Разговоры о переименовании Петропавловска не прекращаются в социальных сетях. Не стоит ли этот вопрос на повестке дня?
- Этот вопрос не стоит на повестке дня. Эти разговоры всегда были. В то же время процесс переименования идет – улиц и сел. Есть названия, которые идеологически никак не связаны с историческими реалиями. Но город переименовываться не будет.
- До встречи с вами мы прошлись по городу, поговорили с горожанами. Один из главных вопросов, который волнует людей, - отопительный сезон. Из-за обрушения трубы на ТЭЦ в марте этого года жители Петропавловска не знают, чего ожидать зимой. Будет ли в их домах тепло?
- У нас 12 котлоагрегатов, которые вырабатывают тепло. В зимний период у нас всегда работало девять. Все остальные стояли в резерве. И по мере каких-то текущих аварий мы их подключали. Девять агрегатов способны выработать необходимое количество тепла, для того чтобы обеспечить весь город теплом.
После аварии мы с апреля приступили к ремонтным работам. Были приглашено много независимых специалистов, которые дали оценку ситуации. Было принято решение о том, что обрушившуюся трубу необходимо демонтировать. АО "СевКазЭнерго" выделило порядка 17 миллиардов тенге из собственных средств, чтобы провести ремонтные работы. Мы заходим в этот сезон-2022–2023 с 11 котлами из 12. Девять будут работать, два в резерве. Делается все, чтобы пройти отопительный сезон нормально. На следующий год будет обрушение второй трубы. И вместо обеих труб в следующий отопительный сезон мы зайдем с одной новой, которая будет значительно выше двух предыдущих. Сейчас ПСД готовится. Я очень хочу, чтобы все прошло, как запланировано.
Сам я живу в доме, где жили всегда все акимы. Он находится в городе. У него центральное отопление, отдельного отопления у него нет. Я всегда температуру в комнатах измеряю. Если что-то произошло, я это тоже сразу почувствую.
- В одном из интервью несколько лет назад вы говорили, что ходите на работу пешком. Это по-прежнему так?
- Всегда на работу и с работы я хожу пешком. Встречаюсь с людьми по дороге. Я в шутку называю это "Приемная на дороге". Обращаются люди по разным вопросам. Например, недавно подошла женщина, у которой сгорел дом. Думаем, как ей помочь, помимо тех возможностей, которые мы имеем. Кто-то насчет границ участка обращается. Нужно помогать людям, как без этого.
- Знакомы ли вы с акимом сельского округа в СКО Майрой Жакимсаловой, которая прославилась в сети из-за ролика, где она дает интервью? Как оцениваете ее работу? Справляется ли она?
- Лично незнаком. Мне известно, что она буквально недавно была избрана. Если она избрана, значит, люди ей доверяют. Видно, что она очень искренняя и желает в лучшую сторону изменить жизнь этого села. Самое главное, чтобы она работала и чтобы люди ее оценивали не только по таким сюжетам, казусным, может быть. Далеко ли она пойдет, зависит от результатов ее работы. Выборы сельских акимов - это очень хороший процесс и большой шаг в формировании правильных отношений между населением и акимом сельского округа.
- Как обстоят дела по ситуации с сахаром в вашем регионе?
- Отпускная цена на сахар – 480 тенге. Мы продаем в точках стабфонда по 500 тенге. Закупили 1700 тонн. Объема достаточно. Понятно, что весь рынок дешевым сахаром закрыть не сможем. Сейчас спрос уже потихоньку падает, скоро закончится период заготовки гражданами солений и варений. Из 19 социально значимых продуктов, которые стоят на контроле, мы производим 15 на территории нашей области.
- Планируется ли в перспективе наладить выращивание сахарной свеклы здесь? Или производство сахара?
- У нас были попытки в 2016 году выращивать сахарную свеклу. Были неплохие результаты, она показала неплохую сахаристость. Но от выращивания все же отказались в связи с логистикой на заводы, которые располагаются на юге страны. Это 1500–2000 километров. Свекла - это не пшеница, ее нельзя долго хранить. Чтобы загрузить завод, который можно было бы у нас построить и, к примеру, который бы работал круглый год, нужен соответствующий объем продукции для изготовления сахара. Поэтому бизнес у нас в регионе этим активно не занимается. Тут нужны большие инвестиции.
- За пять лет количество жителей области сократилось почти на 30 тысяч человек. В Петропавловске тоже впервые за долгое время с начала года наблюдается отток населения. Почему так происходит?
- Уменьшение количества жителей всегда было. В среднем ежегодно количество жителей в регионе сокращалось на три, четыре или пять тысяч человек. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, этот процесс происходит в каждом регионе. Нам нужно делать город привлекательным, создавать новые рабочие места. Наш регион единственный, где нет крупных недропользователей. Понятно, что нам надо активно использовать потенциал сельского хозяйства. То есть загрузкой людей работой на селе. В селе надо заниматься животноводством, земля и поля это позволяют. Понятно, что есть миграция в Российскую Федерацию. Мы сейчас с интересом ждем результатов по итогам года, как много людей переехало в соседнюю страну.
Мы открываем производства, чтобы люди закреплялись здесь. Раньше 30 процентов выпускников уезжали в Российскую Федерацию учиться. Нам нужно было их удержать. Мы в тесном сотрудничестве работали с Министерством образования, чтобы увеличить количество грантов. В результате мы почти в два раза снизили отток выпускников школ, уезжающих в дальнее зарубежье учиться. Отток еще снизится за счет того, что мы открываем учебно-лабораторный комплекс при университете, к нам пришел стратегический инвестор в лице Американского университета штата Аризона. Первые 170 студентов набраны на международную двухдипломную программу обучения. Три года они будут обучаться здесь, потом полгода в Америке. В следующем году студентов будет еще больше.
Плюс ко всему работает программа переселения из трудоизбыточных регионов. За время ее существования к нам переехало свыше 11 тысяч человек.
- Переселенцы переезжают в села в том числе. Но нужны ли там люди?
- А кто будет работать, если все уедут из сел? Конечно, урбанизация будет идти. Это неизбежно. Населения в сельской местности в будущем будет меньше. Мне давали справку, что 12,5 тысячи человек за последние три года переехали из сельской местности в город. В целом у нас 635 населенных пунктов по области. Из них порядка 123 сел, где проживает меньше 50 человек.
- Январские события. Как областной центр и регион пережили их? Где были лично вы и как действовали в тот момент?
- Я был на работе. У нас в регионе не было волнений. Была одна группа, которая пыталась что-то сделать. Но мы вовремя это обнаружили, приняли меры, чтобы их действия не привели к хаосу. Была особая готовность, в любой момент мы могли отреагировать на ситуацию, которая могла произойти, как это случилось в других регионах. Шестого или седьмого числа я с супругой и детьми прошелся по нашей пешеходной зоне. Мы сделали это демонстративно, чтобы люди были спокойны. Своим присутствием мы должны вселять в людей спокойствие и быть примером. Это очень важно.
- К слову, о семье. Обсуждаете ли работу с супругой, например, за ужином после работы?
- Конечно, не без этого. Она у меня социолог. Окончила МГУ. Теми или иными процессами, которые происходят в стране, она интересуется. Мнениями мы с ней нередко обмениваемся.
- Наверное, и споры возникают?
- Бывают, да. Но читатели должны понимать, что мнение супруги в принятии моих решений не превалирующее.
- Сколько у вас детей?
- Четверо.
- Как давно вы были в отпуске?
- Вот удалось недавно сходить. А так в течение последних трех лет недельку давали. И в этом году две недели был в отпуске. Предпочитаю отдыхать в Турции.
- В Петропавловске активно ведется строительство высотных домов. Не кажется ли вам, что, может, лучше увеличивать город вширь, чем ввысь? Чтобы не было пробок и других проблем, связанных с уплотнением жилищного фонда.
- Мы придерживаемся идеи компактного города. У нас есть границы, и мы должны в границах города развиваться. Много частного сектора, старого и ветхого жилья. Можно было бы развиваться вширь, осваивать новые территории, но за этим последуют расходы: тепло надо гнать туда, сети выносить, дороги, инфраструктуру, социальные объекты строить. Частный сектор постепенно выкупается и сносится, вместо него у нас появляются многоэтажные дома. И люди привыкли к этим районам. Поэтому мы говорим, что город должен расти вверх. Чтобы не было пробок, пробиваем новые и расширяем старые дороги. Школы и больницы тоже там строятся.
- Некоторые горожане жалуются на качество строительства...
- Надо смотреть, о каких домах речь идет. Мы строим и реализуем жилье по программам через "Отбасы банк". Люди покупают квартиры по 160 тысяч тенге за квадратный метр. Понятно, что материалы используются не самые дорогие. У людей есть определенные ожидания, что жилье будет соответствовать такому, которое чуть ли не под 300 тысяч тенге за квадратный метр. Строители не могут применять очень дорогие материалы. Но это не означает, что используются материалы совсем дешевые. Если жители обращаются, застройщик недочеты исправляет согласно гарантии.
- Вы уже пять лет в должности акима области. Какие изменения произошли в регионе за это время?
- Северо-Казахстанская область всегда испытывала дефицит финансовых средств. Нужно было нам привлечь государственные средства, чтобы область почувствовала развитие. Без бюджета невозможно достичь каких-то результатов. Это очень сложно. Я эти вопросы обсуждал с руководством страны и благодарен за то, что были приняты две программы по комплексному развитию нашей области - "2018–2021" и "2021–2026". Они предусматривают значительное увеличение финансирования за счет государства. Это дороги, вода, инфраструктура, школы, больницы и так далее. То, что нужно. Подтягивается бизнес. Мы видим, что в два с лишним раза увеличились доходы населения.
Мы больше всех провели диверсификацию. У нас сейчас 1 миллион гектаров – масличные культуры. Это 30 процентов от всех масличных культур, которые выращиваются на территории нашей страны. Стали больше выращивать маслички - среагировали наши инвесторы на строительство маслоперерабатывающих заводов.
Мы также открыли предприятие по производству вагонов-рефрижераторов, они используются для перевозки продуктов питания. Открыли фабрику бытовой химии. Открыли завод металлопластиковых изделий. Запустили производство по сборке сельхозтехники "CLAAS" – это "Мерседес" в поле, которое позволит нам существенно повысить производительность труда. Мы также начали строить современную больницу в Петропавловске, надеемся, что на следующий год она будет сдана. С открытием этой больницы наши люди не будут ездить лечиться в Российскую Федерацию, а наоборот, к нам из РФ будут приезжать. На днях открываем производство бумаги. И множество других проектов. Они нужны. Инвестиции в строительство выросли в три раза, мы это видим. 46 миллиардов тенге вложено инвестиций, это и государственные, и частные инвестиции. Построено свыше 1 миллиона квадратных метров жилья. До 2026 года мы должны построить 3 300 000 квадратных метров жилья. Это 140 тысяч североказахстанцев обретут жилье.
- Если обратить внимание на мнение жителей области в соцсетях, они говорят, что хуже не стало, но и лучше вроде как тоже. Как вы думаете, почему такая оценка и соответствует ли она действительности?
- Я уважаю мнение каждого. Не хочу кого-то переубеждать. Люди видят своими глазами, происходят ли изменения. Если дома строятся, наверняка это неплохо. Если предприятия открываются – тоже. Если создаются рабочие места, это тоже хорошо. Если люди вместо старых автобусов стали ездить в комфортабельных, а мы заменили половину автопарка, то наверняка не заметить это невозможно. Мы заменили освещение практически по всему городу. Мы построили шесть ФОКов в районных центрах, четыре достроим еще до конца года. Шесть ледовых крытых хоккейных кортов открыли, еще два достроим. Наша задача - создать стандарт спортивной инфраструктуры в райцентрах, когда рядом стоят ФОК, ледовый корт и стадион. В 100 поселках мы положили асфальт. Свыше 200 поселков, где улучшено водоснабжение.
Не заметить все это невозможно. Конечно, сколько людей, столько и мнений. Ожидания у них такие, что можно быстро все вокруг изменить. Изменения происходят. Главное, что есть основа, чтобы эти изменения происходили и дальше.
Беседовал: Иван Сухоруков. Фото: Роман Павлов.