В 2018 году появились сообщения о массовой гибели рыбы в Атырау. Видео с места ЧП заполонили социальные сети. Официальную причину катастрофы не могли объяснить ни экологи, ни представители власти. Как проходило расследование нашумевшего инцидента, корреспонденту Tengrinews.kz рассказал подполковник полиции Данияр Сматов.
В 2018 году появились сообщения о массовой гибели рыбы в Атырау. Видео с места ЧП заполонили социальные сети. Официальную причину катастрофы не могли объяснить ни экологи, ни представители власти. Как проходило расследование нашумевшего инцидента, корреспонденту Tengrinews.kz рассказал подполковник полиции Данияр Сматов.
Первый факт гибели рыбы был зарегистрирован в канале Нижняя Перетаска. А уже на следующий день поступили сообщения о заморе рыбы в районе водоочистных сооружений "Атырау Су Арнасы". Это предприятие, которое обеспечивает очистку и подачу питьевой воды для жителей города.
В регионе была создана межведомственная комиссия. Позже появились первые данные: было установлено, что причиной массовой гибели рыбы стало токсическое действие. Правоохранительные органы завели два уголовных дела. Было решено - расследованием займется специальная группа МВД.
Экологическая катастрофа или нарушение?
"Я тогда занимался другим делом. Неожиданно меня вызвали к руководству следственного департамента. Я получил назначение практически с порога. "Вы направляетесь в Атыраускую область в срочном порядке. Раскрыть дело нужно максимально быстро", - объявил мне начальник. Меня назначили руководителем следственной группы, и я сразу же начал собираться в командировку", - начинает свой рассказ старший следователь по особо важным делам подполковник полиции Данияр Сматов.
Далее рассказ следователя от первого лица.
"Весь интернет пестрил жалобами людей, видео с кадрами погибшей рыбы. У жителей области была своя версия - произошла экологическая катастрофа, так как регион является производственным в области нефтепромышленности. Конечно же, заинтересовались СМИ. Вот вам и большой общественный резонанс, который дошел до правительства, в том числе и до следственного департамента МВД.
Времени было немного - в область нужно было выехать как можно скорее и разобраться со сложившимися обстоятельствами. Была создана следственно-оперативная группа, которая вошла в мое подчинение. В группу вошли представители практически всех государственных органов, эксперты из департамента экологии, рыбнадзора и организации по исследованию экспертиз, Министерства здравоохранения, следователи и оперуполномоченные Департамента полиции Атырауской области. Я понимал, что здесь, чтобы докопаться до причины, мне понадобятся лучшие из лучших".
"Погибшая рыба застилала всю поверхность реки"
"Это была еще та картина: вся поверхность реки длиной в 5-10 километров покрыта погибшей рыбой. Неудивительно, почему люди начали паниковать. Я обошел участок, стараясь найти конец бесчисленному количеству разбросанной рыбы".
"Мы не стали принимать в счет предоставленные нам результаты проведенных экспертиз местными специалистам. Мы стали сами проводить экспертизы, осматривать место происшествия, выискивать причины. Вопросов действительно было много. И было выдвинуто много версий. Мне предстояло вникнуть в технологические процессы каждого предприятия, находящегося в черте Атырау по линии реки Урал. Нужно было изучить аннотации флоры и фауны, законы по защите окружающей среды. Работать предстояло долго и всей командой.
На тот момент под подозрением было каждое из предприятий. Все они могли стать загрязнителем воды в реке".
"Первая версия была - Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Но после экспертизы выяснилось, что с их стороны нарушений не было. По первым данным экспертов, после вскрытия у рыб были обожжены жабры и внутренние органы. Поиски продолжились.
Обсуждали мы много и долго. И все придерживались теории, что в воду что-то сбрасывают. После версии с утечкой из НПЗ была мысль, что, может быть, идет сброс мусора".
"Атырау Су Арнасы" мы заподозрили не сразу. Только спустя пару недель мы заметили, что вода, которая сбрасывается через большой трубопровод компании, сильно вспенивается. Об этом стал говорить рыбнадзор, экологи также обратили внимание.
В итоге наша команда заметила, что сбросы в массовом объеме идут непосредственно со стороны "Атырау Су Арнасы". Комплекс здания построен в 1932 году, оборудование в нем достаточное устаревшее. Мы начали проводить исследование. Нельзя было обвинить крупное предприятие, просто основываясь на догадках. Поэтому было решено провести комплексную ихтиопатологическую и экологическую экспертизу. Для этого мы привлекли лучших экспертов из Института судебных экспертиз Алматы, где работают специалисты со стажем. Дополнительно в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса привлекли к группе экспертов опытных исследователей-ихтиопатологов из университета имени аль-Фараби в Алматы. Их откомандировали в Атыраускую область, где они произвели заборы воды вокруг "Атырау Су Арнасы", взяли образцы рыбы, днища песка, провели объемную экспертизу. Образцы воды, донных отложений реки Урал, образцы льда, снега, частицы берега и рыбы в больших объемах направлялись в Алматы, там же провели исследование. Нам оставалось ждать результатов экспертизы".
Экспертиза в Алматы. Рассказ от лица экспертов
Ниже рассказ заведующей лабораторией химических и биологических исследований института Дарии Мусиной и главного эксперта Сауле Акмолдаевой.
"В апреле 2019 года были назначены две судебно-экологические экспертизы по уголовному делу по факту массовой гибели рыбы в реке Урал. На разрешение экспертиз был поставлен целый ряд вопросов, в том числе по установлению причины гибели рыбы в реке Урал, а также источника веществ, загрязняющих воду реки Урал".
"Мы выехали в область и произвели осмотр реки Урал, "Атырау Су Арнасы", ТЭЦ, осетровых рыбоводных заводов и Луговского конного завода. Ошибиться было нельзя, возникшая ситуация волновала всех нас".
"Были изучены технологические циклы каждого предприятия, проведены исследования погибших рыб, проб воды, льда, донных отложений. Чтобы установить причину массовой гибели рыбы, были проведены многоэтапные исследования органов и тканей частиковых и осетровых пород, отобранных на реке Урал, эксперимент по воздействию на рыб хлорсодержащих веществ. Причиной стало отравление рыб в результате воздействия высокотоксичного вещества – хлора, которое привело к нарушениям дыхательной функции рыб, повреждению внутренних органов рыб, в том числе печени, кишечника, поджелудочной железы".
"Чтобы определить источник загрязняющих веществ, мы провели исследования отобранных проб воды, льда и донных отложений из реки Урал, анализ многочисленных протоколов испытаний проб воды, отобранных в разные периоды времени и проведенных аккредитованными лабораториями, анализ данных технологических циклов предприятий, пользующихся водой реки, и применяемых ими реагентов.
Полученные результаты показали, что источником хлоридов и свободного хлора явились условно-чистые воды, сбрасываемые в реку Урал предприятием "Атырау Су Арнасы". Результаты экспертиз легли в основу обвинительного заключения правоохранительных органов по рассматриваемому уголовного делу".
"Руководители "Атырау Су Арнасы" игнорировали инструкции намеренно"
"После того как результаты экспертов были у нас на руках, мы начали расследование. В первую очередь стали проверять по должностным обязанностям - кто и за что отвечает", - продолжил рассказ подполковник полиции Данияр Сматов.
"Мы понимали, что руководители предприятия игнорировали инструкции, причем намеренно. В чем была их выгода? Само здание достаточно старое, его должны были переконструировать, так же, как и само очистительное оборудование. Внести новшества. Были затрачены немалые средства из госбюджета - построили новую очистительную станцию. Но ее даже не собирались запускать. Все это привело к тому, что старое очистительное сооружение, постоянно нуждающееся в ремонте, стало "пропускать". Запчасти не менялись своевременно, что привело к нарушению технологического процесса. Ну а в дальнейшем повлекло сброс в реку химикатов и хлора".
"Как долго это длилось? Мы подозреваем, что сброс происходил в осенний и весенний периоды. Хлор имеет свойство испаряться и подниматься вверх, а в то время лед затянуло, и сразу стало понятно, что рыба отравилась. Еще неизвестно, сколько до этого рыбы травилось... Никакого учета на предприятии не велось".
"Мы допрашивали одну девушку-специалиста, которая вела журнал по забору воды. Как выяснилось, руководство поручило ей переписать журнал за 2019 год. Журнал переписали и, конечно же, фактических данных не отобразили. Девушка призналась на допросе. Изъяли журналы, все сравнили. В итоге у нас на руках были два совершенно разных журнала. На основе первого провели экспертизу, сделали расчеты и предъявили руководству. Виновные не стали отрицать. Расследование заняло около пяти месяцев", - добавил Данияр Сматов.
Экс-директора "Атырау Су Арнасы" Руслана Курметова приговорили к 2 годам 6 месяцам лишения свободы по трем статьям: "Халатность, повлекшая тяжкие последствия", "Загрязнение вод, повлекшее причинение особо крупного ущерба окружающей среде" и "Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее особо крупный ущерб".
Заместителя директора предприятия Виктора Сущенко и начальника водоочистной станции Михаила Чурсина признали виновными по статьям "Загрязнение вод, повлекшее причинение особо крупного ущерба окружающей среде" и "Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее особо крупный ущерб". Каждому назначено также по 2 года 6 месяцев лишения свободы.
Кроме того, суд постановил взыскать с КГП "Атырау Су Арнасы" материальный ущерб в пользу Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира в размере 13,924 миллиона тенге, в пользу Урало-Атырауского осетрового завода - 429,438 миллиона тенге, в пользу ТОО "Луговской конный завод" – 1,5 миллиарда тенге.
Фото из архива Tengrinews.kz
Мертвый берег. История длиною в Урал