"Ему нет аналогов в странах СНГ!" - так описывали здание нового столичного вокзала "Нұрлы жол" во время его официального открытия. Построенный в преддверии EXPO-2017 комплекс функционирует вот уже седьмой год. И за это время "Нұрлы жол" получал как восторженные отзывы за размах, так и шквал критики за свою непродуманность.
"Ему нет аналогов в странах СНГ!" - так описывали здание нового столичного вокзала "Нұрлы жол" во время его официального открытия. Построенный в преддверии EXPO-2017 комплекс функционирует вот уже седьмой год. И за это время "Нұрлы жол" получал как восторженные отзывы за размах, так и шквал критики за свою непродуманность.
Корреспонденты Tengrinews.kz прогулялись по вокзалу и попытались узнать, что же пошло не по плану.
О строительстве нового вокзала в Астане широкой общественности стало известно в 2013 году. Об этом заявил тогда еще аким столицы Имангали Тасмагамбетов на встрече с генеральным секретарем Международного бюро выставок Висенте Лоссерталесом.
Как оказалось, конкурс на эскизный проект был проведен еще в 2010 году. Согласно ответу на запрос редакции, его объявляли "Қазақстан темір жолы" со столичным акиматом.
"По итогам международного архитектурного конкурса под председательством Главы государства в декабре 2010 года победителем был признан проект, представленный ООО "Студия 44" (Санкт-Петербург)", - рассказали нам в пресс-службе "КТЖ".
Эскиз вокзала "Нұрлы жол". Изображение с сайта studio44
Это не первый проект "Студии 44" для Казахстана. На сайте компании среди работ мы нашли проекты таких зданий, как Дворец школьников имени Аль-Фараби и Казахская национальная академия хореографии.
Эскиз вокзала "Нұрлы жол". Изображение с сайта studio44
Авторы проекта предложили конкорс (распределительный зал) над железнодорожными путями. Таким образом, по задумке архитекторов комплекс должен был быть построен по принципу "вокзал - мост".
"Под сводами арки образуется единое пространство, в котором пассажирам будет легко ориентироваться. Благодаря прозрачным ограждениям с высоты распределительного зала и двух его ярусов будут открываться захватывающие виды Астаны", - говорится на сайте "Студия 44".
Действительно, вокзал как на момент открытия, так и спустя 7 лет может поразить своими масштабами. Площадь семиэтажного здания составляет 116 729,9 квадратного метра. Это в 10 раз больше старого вокзала Астаны.
Общая площадь территории вокзала составляет 19 гектаров. Пропускная мощность рассчитана до 35 000 пассажиров в сутки. Технологически станция может одновременно выполнить прием и отправление четырех поездов.
На техническом оснащении комплекса тоже решили не экономить.
6 путей, 3 пассажирские платформы, 64 эскалатора, 27 лифтов, 6 залов ожидания, 2 зала прибытия, 3 зала для маломобильных граждан, 4 комнаты матери и ребенка, 3 справочных бюро, 76 торговых точек, 7 пунктов общественного питания, 2 медпункта, 12 санузлов, 12 специализированных туалетов, 741 машино-место в крытом паркинге, 740 мест на уличной парковке.
И это все для города с 1,4 миллиона жителей.
Но за всеми цифрами есть одно "но". В огромном здании очень просто заблудиться. Несмотря на то, что авторы проекта обещали пассажирам "легкое ориентирование".
Сначала сложно понять, с какой стороны можно заехать сюда на автомобиле и где именно разрешено оставлять либо забирать людей.
Самим пассажирам с чемоданами и детьми иной раз приходится проделывать немалый путь для того, чтобы попасть в здание вокзала.
Или наоборот, выйти из него и сесть в такси или автобус.
Автобусные остановки и подъездные пути как будто находятся вблизи ко входу в здание вокзала.
Но этот вход ведет в большое пустое пространство, где еще нужно разобраться, куда идти дальше, чтобы попасть в зал ожидания и на пассажирские платформы.
Входы и выходы находятся на уровне первого этажа, а главный зал ожидания - на четвертом. Преодолеть 4 этажа можно двумя способами: на эскалаторах и лифтах.
При этом лифты расположены не вблизи с эскалаторами, а совсем в другой стороне. Табличек с указателями расположения этих лифтов вы не увидите.
Поэтому, если вы приехали на вокзал вместе с маленьким ребенком, коляской и сумками, будьте готовы к марш-броску в попытках найти лифт.
Лифты расположены в стороне крытой парковки. То есть некоторым пассажирам придется преодолеть неблизкий путь еще и между движущимися автомобилями.
При этом в вечернее время у лифтов выстраивается самая настоящая очередь.
Потом вас ожидает обязательный досмотр.
Конечно, на территории вокзала есть дежурные по залам, которые всегда подскажут дорогу. Без их помощи в здании вокзала можно легко потеряться.
Общее количество сотрудников вокзала составляет 275 человек. И как вы понимаете, часть из этого количества людей помогает пассажирам найти вход или выход.
Так почему же пассажиры "Нұрлы жол" не могут найти входы и выходы без посторонней помощи?
Неужели в этом "уникальность" столичного вокзала?
Ответ, возможно, кроется в проекте вокзала. Давайте взглянем на него еще раз.
Эскиз вокзала "Нұрлы жол". Изображение с сайта Studio44
На эскизах мы видим широкие пешеходные пандусы либо лестницы, ведущие с улицы прямо внутрь здания. Возможно, задумка авторов заключалась в том, чтобы пассажиры могли при помощи этих конструкций сразу же зайти в главный зал ожидания и последовать на нужную платформу, не блуждая по эскалаторам или в поисках лифта.
Эскиз вокзала "Нұрлы жол". Изображение с сайта studio44
На схемах указано, что главный вход в здание вокзала расположен на одном уровне с улицей. И уже внизу, на цокольном и минус первом этажах, расположены железнодорожные пути.
Эскиз вокзала "Нұрлы жол". Изображение с сайта studio44
На эскизах мы видим только те эскалаторы, которые ведут на железнодорожные пути.
Эскиз вокзала "Нұрлы жол". Изображение с сайта studio44
По факту же главный зал ожидания вокзала находится на четвертом этаже, железнодорожные пути - на третьем этаже. На втором этаже расположены офисные помещения, частично крытый паркинг. А на уровне земли - на первом этаже - крытый паркинг, зал ожидания, спецЦОН.
Возможно, во время экспертизы и строительства проект вокзала претерпел изменения ввиду каких-либо (нам неизвестных) причин.
Теперь в главный зал ожидания сразу с улицы попасть невозможно. Вместе с первоначальной задумкой пропало и удобство для пассажиров.
На макете вокзального комплекса, установленного на обозрение пассажиров, мы заметили еще то, что автомобили и автобусы при помощью пандуса могут подъезжать непосредственно к дверям главного зала ожидания, находящегося на уровне четвертого этажа.
И этот пандус есть, его построили.
Но автобусные остановки все равно находятся на уровне первого этажа.
Автомобили же по каким-то причинам практически на этот пандус не заезжают.
Хотя со слов сотрудников вокзала машины могут заехать на пандус, оставить пассажиров и отправиться дальше. На весь процесс даются бесплатные 15 минут. Но за время наших съемок, которые мы проводили в марте и апреле, только однажды мы заметили на пандусе такси.
То ли таксистам неудобно и они не хотят довозить таким способом пассажиров, то ли не они не в курсе такой возможности.
Для тех, кто провожает пассажиров на личных автомобилях, такой вариант также не совсем удобен. Потому что кроме высадки людей, как правило, нужно помочь им донести чемоданы до поезда. Как мы писали выше, людям приходится проделывать немалый путь до платформ.
На строительство здания вокзала "Нұрлы жол", по предварительным данным, могло быть потрачено около 50-60 миллиардов тенге.
К сожалению, в АО "НК "Қазақстан темір жолы" нам не предоставили данные о том, в какую точную сумму обошлось строительство вокзала.
Как и информацию о том, какие расходы несет национальная компания по содержанию и обслуживанию этого здания, на площади которого можно уместить пять школ.
Текст: Айгерим Абилмажитова
Фото: Турар Казангапов.