РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
30 августа 2024 | 14:02

Костанайская область: промышленный лидер завтрашнего дня

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Сергей Миронов. Фото: Сергей Миронов.

На этой неделе глава региона озвучил депутатам областного маслихата, что Костанайская область по объему промышленной продукции ставит перед собой задачу войти в тройку лидеров в Республике. Планы амбициозные, но абсолютно реальные, если учитывать, какой колоссальный задел для этого сделан. Ведь многие прорывные проекты уже в стадии активной реализации. Какими темпами шагает индустриализация в северном регионе? Об этом в интервью с акимом Костанайской области Кумаром Аксакаловым.


На этой неделе глава региона озвучил депутатам областного маслихата, что Костанайская область по объему промышленной продукции ставит перед собой задачу войти в тройку лидеров в Республике. Планы амбициозные, но абсолютно реальные, если учитывать, какой колоссальный задел для этого сделан. Ведь многие прорывные проекты уже в стадии активной реализации. Какими темпами шагает индустриализация в северном регионе? Об этом в интервью с акимом Костанайской области Кумаром Аксакаловым.

 - Кумар Иргибаевич, на недавнем международном Инвестфоруме в Костанае наш регион назвали одним из самых привлекательных в стране для инвестиций. В ближайшие годы планируется привлечь почти 1,5 триллиона тенге! Колоссальная сумма! Если не ошибаюсь, больше, чем весь годовой бюджет Костанайской области.  А в каких сферах будут реализованы инвестпроекты?

- Костанайская область демонстрирует устойчивый рост промышленного производства и уверенно занимает шестое место в Республике по итогам 2023 года. Среди регионов мы ставим перед собой цель - войти в тройку лидеров в Казахстане.

Реализации крупных проектов способствует благоприятный инвестиционный климат и поддержка государства. Отмечу, что за последние два года в область привлечено более миллиарда долларов иностранных инвестиций. 

Проекты охватывают ключевые секторы экономики, такие как черная металлургия, машиностроение, транспортно-логистический комплекс и переработка продукции сельского хозяйства.

Прежде чем перейти к инвестиционным проектам, хотел бы отметить, что в ближайшие несколько лет  будет реализован масштабный проект по строительству магистрального газопровода из Актюбинской области до города Костаная.

Данное строительство позволит не только газифицировать регионы области, но и создаст возможность для реализации крупных инвестпроектов, которые требуют большого объема газа.

- Население области ждет и реализацию другого, пожалуй, самого масштабного проекта в истории региона - строительство в Костанае автозавода KIA. Ждет удешевления стоимости машин, новых кредитных линий, рабочих мест... 

Напомню, что старт этому проекту дал Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. Глава государства оказал всяческую поддержку для того, чтобы реализация такого масштабного международного проекта стала возможной.

Машиностроение играет ключевую роль в стратегии экономического роста нашего региона. Завод KIA позволит выпускать до 70 тысяч автомобилей в год. Этот проект не только обеспечит региону значительные налоговые поступления, но и создаст 1500 рабочих мест. Первый автомобиль сойдет с конвейера летом 2025 года.

Также хочу отметить крупнейшие проекты в Индустриальной зоне:

Первый, чугунолитейный завод. Стоимость проекта составляет 78,2 миллиарда тенге, мощность – 45 тысяч единиц в год, будет создано 500 рабочих мест. Все оборудование установлено. Завод готов к запуску.

Дополнительный вклад в развитие машиностроения внесет также строительство завода по производству главных передач ведущих мостов, проект которого оценивается более чем в 82,5 миллиарда тенге. Этот завод с проектной мощностью 74 тысячи изделий в год станет новым технологическим центром в регионе. Там будет создано 550 рабочих мест. Запуск завода планируем в следующем году.

Кроме того, реализуется проект по локализации балок ведущих мостов грузовой техники стоимостью 78 миллиардов тенге.

Еще один важный проект - это создание завода по производству автокомпонентов с целью локализации и импорта запасных частей в рамках завода KIA. Сумма инвестиций - почти 18 миллиардов тенге. Всегда важный аспект – новые рабочие места. Их на предприятии будет более 800. Строительство завода завершится в следующем году.

Говоря о крупных проектах в черной металлургии, отмечу один из самых значимых - строительство завода по производству горячебрикетированного железа. Реализация проекта запланирована на период с 2024 по 2028 год. Инвестиции в размере 500 миллиардов тенге позволят не только запустить новое производство, но и увеличат объемы производства до 2 миллионов тонн ежегодно. Благодаря вводу данного завода в год будет выпускаться продукции на 188 миллиардов тенге. Кроме того, будут созданы порядка 750 новых рабочих мест.

Также в черной металлургии важным шагом станет модернизация горно-обогатительного комбината "ӨРКЕН" в Лисаковске. Стоимость проекта свыше 123 миллиардов тенге. А проектная мощность - 2,5 миллиона тонн продукции в год. Проект снизит себестоимость продукции предприятий "Qarmet", позволит увеличить их прибыльность. Бюджет области пополнится более чем на 4 миллиарда тенге ежегодно.  Кроме этого, будет создано 178 рабочих мест.

Кроме этого, планируем ввести в эксплуатацию сталеплавильный завод мощностью производства до 1 миллиона тонн стальных заготовок в год и созданием более 600 рабочих мест.

Будут выпускаться новые виды продукции, такие как катанка, проволока и другие металлические изделия, способствующие увеличению импортозамещения.

- Массированный промышленный рост требует улучшения логистики...

Безусловно, только грамотно выстроенная логистическая инфраструктура позволит обеспечивать бесперебойную работу крупных производств. С этой целью на территории Индустриальной зоны начата реализация проекта по строительству транспортно-логистического комплекса "Сухой порт". Объем инвестиций составляет 37 миллиардов тенге, мощность порядка 400 тысяч контейнеров в год, планируется создание 500 рабочих мест. Запуск запланирован на 2026 год.

Отмечу, что в стране действуют только два крупных транспортно-логистических хаба – это морской порт Актау и сухой порт Алтынколь на границе с Китаем.

Новый международный транспортно-логистический хаб не только увеличит объемы контейнерных перевозок через Костанайскую область в пять раз, но и станет частью глобальной цепочки поставок в направлении "Север-Центр-Восток". Он не будет уступать действующим портам страны в инфраструктурных возможностях.

- Мы ждем мультипликативного эффекта от инвестиционных проектов. На новых производствах потребуются не только инженеры, экономисты, программисты, нужны будут, как говорят, рабочие руки…

В этом направлении проводится большая работа.

Так, с каждым годом растет число студентов по инженерно-техническим специальностям. За последние 3 года около 8 тысяч молодых людей получили образование в технической, инженерной и IT- сферах.

Кроме того, с этого года в Костанайском региональном университете появилась возможность обучаться по программе двудипломного образования с Университетом Миннесоты по специальности "информационные технологии".

Для стремительно развивающейся в области отрасли машиностроения прием студентов за последние четыре года увеличен почти в 5,5 раз (со 117 человек в 2019 году до 655 в 2023 году).

Соответственно, ежегодно увеличивается и выпуск молодых специалистов для данной отрасли. Так, если в 2022 году выпуск составлял 122 человека, то к 2025 он будет на уровне 620 человек.

В нашем регионе четыре колледжа ведут подготовку кадров в отрасли машиностроения: Костанайский колледж автомобильного транспорта, Костанайский политехнический высший колледж, Рудненский политехнический колледж и учреждение "Колледж предпринимательства КИнЭУ".

Для заводов ТОО "KamLit KZ" Костанайским колледжем автомобильного транспорта, начиная с 2020 года, ведется подготовка кадров по шести новым специальностям. Дополнительно с прошлого года открыты новые специализации "литейное производство" и "автомобилестроение". 

Также в этом учебном году в Костанайском индустриально-педагогическом колледже планируется открытие новой специальности "мехатроника".

Отмечу, что крупные предприятия области принимают активное участие в подготовке кадров через заключения меморандумов с вузами по дуальному обучению и производственной практике (ТОО "КамЛит КЗ", ТОО "МТЗ Казахстан", ТОО "СарыаркаАвтоПром", ТОО "ERG Service" и другие).

- Кумар Иргибаевич, уверен, что индустриальные планы на ближайшие минимум три года просчитаны в цифрах. Какой ожидается рост промышленного производства?
- Планируется, что к 2028 году совокупный эффект от реализации инвестиционных проектов будет значительным. Рост валового регионального продукта увеличится более чем вдвое. Ежегодное пополнение государственного бюджета превысит 100 миллиардов тенге. Заработная плата работников увеличится в 1,5 раза, а объем выпуска промышленной продукции возрастет в 1,7 раза, достигнув дополнительного прироста на два триллиона тенге. Более 20 тысяч новых рабочих мест обеспечат регион стабильной занятостью.

Таким образом, Костанайская область, опираясь на мощный инвестиционный потенциал и амбициозные планы, уверенно движется к достижению своих целей. Вхождение в тройку лидеров по объему промышленного производства станет достойным результатом совместных усилий властей и бизнеса, направленных на развитие региона и улучшение благосостояния его жителей. Я еще раз подчеркну важность стратегического планирования и координации всех сторон, участвующих в реализации этих инициатив. Только так Костанайская область сможет не просто сохранить свои позиции, но и занять лидирующее место на промышленной карте Казахстана.

  

Беседовал: Олег Гурский.

Фото: Сергей Миронов.

Рекламный материал
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети