РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
19 марта 2024 | 13:04

Как казахстанский полицейский переехал в Испанию ради мечты его детей

Иван Сухоруков Старший корреспондент-редактор

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Tengrinews.kz / Иван Сухоруков Фото Tengrinews.kz / Иван Сухоруков

Бывший полицейский Талгат Кожабаев пожертвовал успешной карьерой ради мечты детей. Корреспондент Tengrinews.kz встретился с ним в Барселоне. Мужчина рассказал, как его семья после переезда столкнулась с воровством и другими трудностями, а также поделился особенностями испанского менталитета. 


Бывший полицейский Талгат Кожабаев пожертвовал успешной карьерой ради мечты детей. Корреспондент Tengrinews.kz встретился с ним в Барселоне. Мужчина рассказал, как его семья после переезда столкнулась с воровством и другими трудностями, а также поделился особенностями испанского менталитета. 

Победа за победой

Родился Талгат Кожабаев в Кызылординской области. С детства брат прививал ему любовь к спорту. Именно это и определило его дальнейшую судьбу. 

"Я тренировался и часто выступал на соревнованиях по самбо, дзюдо и казакша курес за университет. И однажды мне предложили поступить в физкультурную академию. Обучение было бесплатным, поэтому я согласился. Я поступил туда и тренировался вместе с олимпийскими призерами. Мысли идти в органы в то время не было. В конце моего обучения был чемпионат Казахстана среди студентов по дзюдо. Мне сказали: если будешь в тройке лучших, возьмут в Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА Министерства обороны РК) для прохождения службы. Я тогда выиграл. Стал чемпионом. И приступил к прохождению службы со спортивным уклоном", - начал рассказ Талгат Кожабаев.

После армии ему предложили выступить на чемпионате МВД по самбо. В случае победы молодого спортсмена пообещали взять на работу в органы.

"Я тогда занял первое место. Так началась моя карьера в системе МВД. Определили меня в спецбатальон быстрого реагирования дорожной полиции. Специальный батальон занимается сопровождением первых лиц. И на чемпионатах я выступал за него. Семь раз выиграл чемпионат Казахстана по самбо среди работников МВД. В 2007 году в Греции также одержал победу на чемпионате мира по самбо среди полицейских и пожарных. В том же 2007 году я стал чемпионом Казахстана по казакша курес. Так я получил путевку на чемпионат Европы по казакша курес и стал абсолютным чемпионом там. Вообще, 2007 год был для меня победным", - перечисляет собеседник.

В 2008 году мужчина женился. В один из дней его пригласили в акимат. Причина, по которой его вызвали, была для него очень неожиданной.

"Я думал, будет награждение после соревнований. Когда пришел, там были не только полицейские, но и гражданские. Кто-то был с цветами, друг друга поздравляли. Я к одной женщине подошел, чтоб поинтересоваться, что будет. А она на меня такими глазами смотрит удивленными и говорит: "Ключи от квартир будут выдавать, тут некоторые по 10-20 лет ждали". В конце несколько человек оставили, в том числе меня. И нам сказали, что нам ключи будет лично Президент вручать. Так я от Президента получил квартиру. Мы с супругой год в ней жили, сделали ремонт, хотели оформиться, а жилье оказалось арендным с правом выкупа. С условием, если работаешь на госслужбе 10 лет. В итоге мы эту квартиру выкупили", - вспоминает он.


Талгат Кожабаев после победы на одном из соревнований

В 2013 году Талгат перевелся в ДВД на транспорте. В том же году он выиграл чемпионат мира по дзюдо среди полицейских и пожарных. Еще немногим позже его назначили заместителем управления ЛУВД, а после – начальником управления специальной подготовки ДВД на транспорте.

"Дочь у меня тогда уже занималась теннисом. На своих первых соревнованиях в Испании она среди детей возрастом до 10 лет из разных стран выиграла первое место. Тогда же поступило предложение – развивать ее возможности больше. Нам объяснили, что лучше всего, когда тренировки в соответствующем климате – на свежем воздухе. А у нас в Казахстане большая часть тренировок в закрытом помещении проходит. Тут очень много факторов. Я, как спортсмен, понимал, что дочь надо поддержать.

Мы выставили дом на продажу. Это 20-й год. Тогда же случился коронавирус, плюс дом не продавался, плюс мне еще до пенсии нужно было проработать три года. В это время в Астане освобождается должность заместителя командира СОБРа – тут уже идет год за полтора, то есть возможность выйти на пенсию не через три года, а раньше – через два года", - рассказывает Талгат Кожабаев.

С работы ценный кадр вышестоящее руководство отпускать отказывалось.

"Даже когда я уже объяснил, что хочу поддержать дочь, все равно говорили нет. У нас же такой менталитет – дочь, мол, выйдет замуж и отделится от семьи. Поэтому некоторые не могли понять, как это я так дочку стараюсь поддержать. Кое-как меня отпустили. И я был назначен заместителем командира СОБРа в Астане. Два года я там работал... Все это время я переживал насчет переезда в Испанию, ведь дочь ждала, время шло", - добавил он.

Переезд в Испанию

Чтобы не ехать, что называется, наобум, Талгат с детьми на один месяц прилетал в Испанию на разведку. 

"Мы искали тренера, подходящий клуб, смотрели на местную жизнь. Когда определились с клубом, вернулись в Казахстан и начали готовиться к переезду. А занятия стоят недешево, и дочка это понимала. Она, как позже выяснилось, в Instagram написала нескольким казахстанским бизнесменам с просьбой стать спонсором тренировок по теннису. Один из них ответил ей. И согласился помочь. Мы подписали с ним контракт на три года. За это ему большое спасибо. Потому что сам бы я вряд ли потянул платить ежемесячно до восьми тысяч евро за двух дочек (две старшие дочки Талгата занимаются теннисом). В год это до 100 тысяч евро. Сейчас он полностью оплачивает занятия двух моих дочек и спонсирует их участие в соревнованиях по теннису", - рассказывает мужчина.


Дочь Талгата Томирис со спонсором Жумабеком Жаныкуловым


Томирис с Рафаэлем Надалем - испанским теннисистом, экс первой ракеткой мира в одиночном разряде

Семья переезжала в Барселону постепенно. Первыми Талгат отправил супругу и детей (у пары их четверо - три дочери и сын). Случилось это в августе 2022 года.

"В течение первых трех месяцев они жили сами. Я в это время заканчивал работу, плюс мне нужно было операцию сделать. С этого и началась наша жизнь здесь. В первый месяц у нас украли велосипеды. Мы снимаем квартиру в доме, где закрытый двор. Я каждому из детей купил велосипеды, чтобы они могли на тренировку и занятия ездить на них. И в одну из ночей несколько парней пробрались во двор и часа полтора срезали антиугонную защиту. И им это удалось. В итоге были украдены два наших велосипеда и соседский. Мы это все увидели потом по камерам. Потом у жены как-то в метро украли телефон. Я всегда детям говорю: "Утром выходим из дома, будто на войну идем, очень внимательно смотрим по сторонам, сумки и все самое ценное держим при себе". Потому что у нас сосед есть, тоже из Казахстана, он нам всегда объяснял, что в Барселоне много карманников. В итоге его самого на улице средь белого дня толкнули, в этот момент сняли часы с руки и деньги вытащили. Он даже не заметил, как это случилось.

Через три месяца я, выйдя на пенсию, переехал, и мы уже все вместе продолжили тут жить. Здесь другой менталитет, нет друзей. Тяжело, конечно, было. Но уже второй год живем, привыкаем. Здесь много казахстанцев живет и учится. Мы друг с другом общаемся, поддерживаем друг друга", - рассказывает Талгат.


Супруга и дети Талгата Кожабаева

До переезда супруга Талгата занималась выпечкой. На новом месте каким-то образом нужно было находить новых клиентов. Парадоксально, но помогли в этом друзья из Казахстана.

"Они оплатили 20 тортов с условием, что мы бесплатно их в Барселоне раздадим нашим казахстанцам. Чтобы те потом рассказали друзьям и сделали нам рекламу среди местных. Так мы и поступили. Больше всего студенты приходили и забирали торты, благодарили. Сейчас уже у жены как минимум через день заказы на торты есть, даже местные испанцы заказывают", - рассказывает мужчина.

Сам Талгат зарабатывает тем, что тренирует местных ребятишек. Сейчас у него около 15 детей, с которыми он занимается дзюдо, боксом, самообороной и общей физической подготовкой.

"Это Европа, тут на одну казахстанскую пенсию не проживешь, нужно двигаться, стараться зарабатывать. Если бы не спонсор, мы бы, наверное, полгода тут пожили и вернулись. Потому что расходы действительно большие. Сразу буду называть цифры в тенге. 150 тысяч тенге мы платим ежемесячно за страховку. 50 тысяч тенге уходит каждый месяц на сотовую связь. За коммунальные услуги мы ежемесячно платим примерно 150 тысяч тенге. За аренду квартиры отдаем около 750 тысяч тенге.  За продукты - 200–300 тысяч тенге ежемесячно. Здесь все дорого. Но если ты работаешь и зарабатываешь в евро, то это нормально. А вот если тебе зарплата падает в тенге, то тут уже сложнее", - отмечает он.


Ребятня, которую тренирует Талгат в Барселоне

Сейчас дочь Талгата Томирис уже радует победами и попадает в топы различных спортивных рейтингов.

"Мы когда только в Испанию из Казахстана переехали, Томирис в мировом рейтинге до 14 лет была на 560-м месте. А прошлый год она уже завершила на 91-м месте, попала в топ-100. Она также вошла в топ-8 теннисистов Испании до 14 лет в 2023 году. Ее даже лично награждал мэр. Дочки тренируются по два раза в день, в общем по пять-шесть часов", - рассказал отец юных спортсменок.

По словам Талгата, в Испании очень большое внимание уделяют детскому спорту. В школе каждый ребенок вовлечен в занятия в различных секциях.

"Мой сын занимается футболом. Ему выделили экипировку. Каждые выходные проходят соревнования между школами. Команда моего сына даже выигрывала чемпионат Каталонии среди школьников. Спорт здесь очень развит как среди студентов, так и среди школьников. Даже вот если сравнить: в Казахстане как-то проходил чемпионат по теннису среди детей до 14 лет. Там участвовало всего 80 детей. А здесь проходил чемпионат Каталонии, и в нем участвовали больше сотни детей. В общем по стране несколько тысяч детей занимаются теннисом. Конкуренция большая", - отмечает он.

Мужчина рассказал об особенностях местной системы образования: школа в Испании с 3 до 12 лет. С 12 до 16 лет - колледж. А с 16 до 18 лет - институт. После уже идет академическое образование.

"Конечно, в 3–6 лет школа больше напоминает садик, но называется школой. Дети у меня быстро к местной жизни адаптировались. Сейчас уже на местном все говорят. Дома разговариваем на казахском, чтоб родной язык не забывали. Для них иной раз казахский бывает тяжелее испанского", - рассказывает он. 

Отметил Талгат и уважительное отношение испанских водителей друг к другу. А также в целом рассказал об отличии менталитетов в странах.

"Здесь водители очень спокойные. Если я поворотник включил, чтобы перестроиться, то меня сразу пропускают. И здесь нет "благодарности" в виде включения аварийки, тут такой сигнал не понимают. Они просто могут рукой махнуть в качестве спасибо. Также испанцы с большим удивлением узнают, что у нас в семье четверо детей. Для них это очень много. Они даже восклицают: "О боже!", когда о четырех детях узнают. В местных семьях один, максимум два ребенка. А иногда и вовсе только собака. В декрет чаще уходят мужчины, они же следят за детьми. Моя супруга с ребенком как-то легла в больницу – с детьми там в основном лежали одни мужчины. А сама больница государственная, на минуточку – выглядит как самая лучшая в Астане. Даже есть волонтеры, которые на два часа в день приходят и дают возможность родителю отдыхать, а они в это время смотрят за ребенком".

"По воскресеньям испанцы отдыхают, поэтому все вокруг закрыто. Банки работают до двух часов дня. Чтобы занять очередь, нужно записываться заранее на определенное время. Живых очередей нет. В общем, много отличий от Казахстана и своих особенностей. Но привыкнуть можно. Здесь очень комфортный климат, не нужно, к примеру, тратиться на зимнюю одежду. Это плюс, когда у тебя четверо детей", - делится наш собеседник. 

Сейчас Талгат нацелен на то, чтобы его дети добились успеха в профессиональном спорте, ведь это была главная причина переезда. Однако в будущем он планирует вернуться на родину. Правда, когда это случится, он пока не загадывает. 

"Здесь однажды умер наш земляк, который давно сюда переехал. Людей здесь не хоронят, а кремируют. По мусульманским обычаям это запрещено... Отправлять тело в Казахстан не было возможности, так как очень дорого. Мы в итоге прочитали молитву перед кремацией. И, к слову, за место на кладбище нужно платить аренду. Если нет денег, то место освобождают. И после этого я задался вопросом: как я встречу здесь старость? И эта ситуация со смертью земляка стала одной из причин, почему я настроен в итоге вернуться в Казахстан", - резюмировал мужчина.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети