РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
03 сентября 2020 | 11:53

"Как можно в Нур-Султане жить на 30 тысяч?" Судья обратилась к казахстанским мужчинам

Ренат Ташкинбаев Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Уже знакомая нашим постоянным читателям судья по семейным делам Айгуль Молдыбаева вновь подняла актуальную тему. На этот раз она хочет обратить внимание общества на проблему, связанную с алиментами. В столичных судах из-за этих выплат происходят настоящие семейные войны.


Уже знакомая нашим постоянным читателям судья по семейным делам Айгуль Молдыбаева вновь подняла актуальную тему. На этот раз она хочет обратить внимание общества на проблему, связанную с алиментами. В столичных судах из-за этих выплат происходят настоящие семейные войны.

Детская комната в районном суде Нур-Султана

"Когда супруги приходят в суд по поводу алиментов, у них обязательно начинается противостояние. Ответчик, а, как правило, это мужчина, начинает вспоминать: "А помнишь, я ребенку гаджеты купил, а помнишь, я ему то-то взял, другое подарил".

Я отцам говорю, понимаете, если ребенок ваш при разводе остался с матерью, то маме намного будет спокойней, если у нее в финансовом плане будет все нормально. Если не будет проблем у мамы, то хорошо себя будет чувствовать и ребенок.

Ведь иногда действительно бывает, что женщина (воспитывающая детей одна) очень нервничает и переживает из-за нехватки денег, не знает, что делать, у нее начинается истерика, возможно, срывается, кричит на детей. Но это же жизнь. А представьте, насколько спокойней она была бы, если бы она знала, что получает необходимую сумму в качестве алиментов, что у нее с ребенком есть жилье и поводов для переживания нет", - рассуждает судья.

"Ну если так получилось, что вы ушли к другой женщине, наступил у вас такой момент в жизни, то уйдите благородно, сделайте это красиво, по-мужски - отдайте необходимое детям, обеспечьте их. Ведь завтра ваши сын или дочь подрастут, у них тоже будет своя семья, и от вас сейчас зависит, с какими ценностями они войдут во взрослую жизнь. Все конфликты между родителями очень сильно влияют на психологию ребенка", - уверяет Айгуль Молдыбаева.

В день она рассматривает до 20 дел по расторжению брака и взысканию алиментов. В идеале стороны могут решить вопрос с выплатой алиментов, не приходя в суд, это можно сделать у нотариуса, но, к сожалению, говорит наша собеседница, супруги редко идут на мировое соглашение.

"Вот ситуация. Жена подает заявление о взыскании алиментов. Мужчина вроде вначале принял информацию к сведению, а через некоторое время звонит и заявляет: "Какое вы имеете право говорить об алиментах, мы вообще еще не разошлись, наш брак еще не расторгнут".

Я говорю, но вы же раздельно живете. Он подтверждает и говорит, что, когда разведутся, тогда он и будет платить алименты. А я спрашиваю: "А в это время как будет жить ребенок?", - приводит пример судья и напоминает, что по закону, если один из супругов подает на другого в суд на выплату алиментов, то не имеет значения, состоят они в браке или нет, если мужчина указан отцом ребенка в свидетельстве о рождении, то он обязан выплачивать установленную сумму (на одного ребенка - 25 процентов от зарплаты и других доходов, на двоих - 33 процента, на троих и более - 50 процентов).

"Мне кажется, выросло поколение мужчин, которые не понимают всей ответственности, не понимают, что значит быть отцом, не понимают, что они обязаны обеспечивать своих детей. Часто отцы при разводе занимают воинствующую позицию: "Ах ушла? Вот теперь я посмотрю, как ты там с ними без меня будешь выживать, теперь расхлебывай".

То есть он мстит супруге за то, что она ушла, а страдают дети. Я говорю родителям: вот вы ругаетесь, а ребенок ваш в чем виноват? Почему ребенок должен чувствовать себя ущербным от того, что он не может купить себе что-то, что покупают себе другие дети, не может пойти в садик, потому что папа не выплатил алименты.

При этом я спрашиваю у отца: вы любите своих детей? Он говорит, да, конечно, люблю. Но если вы любите, зачем вы ему даете такое испытание. Каждый ребенок имеет право жить в полной счастливой семье, и это обязательство должны предоставить ему его родители. Я говорю им, вы понимаете, что вы взяли на себя ответственность, когда решили произвести его на свет, и теперь самая важная ваша задача - показать ребенку, что такое семья", - рассуждает Молдыбаева.

Если ответчик избегает выплаты алиментов, то за работу берутся судебные исполнители. Бывает, что дело доходит до ареста имущества, алиментщика лишают водительских прав. А бывает так, что тот человек, которого обязали выплатить алименты, указывает размер дохода, который вызывает вопросы у судей.

"Сейчас столько возможностей нарисовать справку о зарплате, допустим, в 30 тысяч тенге. То есть получается, что частная организация дает такую справку и ставит печать. И отчисления ребенку должны идти от этих 30 тысяч. Это значит, что ребенок получит лишь 25 процентов от этой суммы.

Я говорю: ну как можно в Нур-Султане жить на 30 тысяч тенге? Ну вы же молодой мужчина среднего возраста, найдите другую работу, это же нужно вашему ребенку.

Таким образом они зачастую хотят наказать своих бывших или настоящих жен, а на самом деле, повторюсь, наказывают лишь собственных детей", - говорит судья.

Призывая враждующих супругов подумать о детях, Айгуль Молдыбаева имеет в виду не какую-то абстрактную мораль, а конкретную связь, которую она наблюдает каждый день. Она уверена, что тот, кто отказывается содержать своих детей сегодня, может столкнуться с таким же отношением уже в зрелом возрасте.

"Бывает такое, что родители хотят взыскать алименты с собственных детей. Представьте, отец пенсионер, болеет, своего жилья нет, проживает в деревне, а дети его - в городе. Все его дети уже взрослые люди, им за 40 лет, у всех уже свои семьи. Вот приходят все они на суд и отказываются платить алименты. Я спрашиваю: но почему, это же ваш отец?

Они рассказывают, что до сих пор помнят, как отец, когда разошелся с их матерью, последнюю корову увел со двора. "Мы остались с мамой одни, нам было тяжело, он не платил нам алименты и не приехал, когда были похороны мамы", - сказали они.

Я вспоминаю лица этих людей. Как же это, наверное, страшно, когда на всю жизнь в памяти остается такая обида на собственного отца. А с другой стороны, как же должно быть страшно, когда отец в преклонном возрасте не пользуется никаким уважением у своих взрослых детей. Поэтому я призываю всех отцов, всех родителей, чтобы они понимали, что со временем им придется пожинать свои дела и поступки", - говорит Молдыбаева.

Судья, общаясь с теми, кто должен выплачивать алименты, пытается подобрать неоспоримые аргументы, чтобы убедить людей в необходимости заботиться о детях. Но она признается, что даже ее большого опыта иногда не хватает: очень сложно донести до уже взрослого человека ценности, о которых он сам не имел раньше представления.

"Если этот человек сам жил без отца, если он сам в детстве не получал никогда алименты от своего отца, который их оставил, то убеждай - не убеждай, все напрасно. Я поражаюсь, когда во время алиментного спора мужчина говорит: "А если я откажусь от ребенка?" Я спрашиваю: "Как это откажетесь? Это же ваш ребенок!"

А еще бывает такое: "Если она не может содержать своих детей, пусть отдаст их мне, они поживут прекрасно с моей мамой, с моими родителями". Я говорю, как вы себе представляете, чтобы они у вас жили, у вас же сейчас вторая семья, там тоже есть ребенок. Вы не думаете, что для детей это будет большой психологический стресс?

Или есть такой аргумент: "У нее состоятельные родители - пусть они и платят. Но при чем здесь ее родители? Обеспечивать ваших детей - это ваша прямая обязанность как отца", - рассуждает судья.

Случается и такое, когда мужчина поступает благородно - выплачивает все, что нужно, оставляет бывшей жене и детям квартиру, машину, без ругани, скандалов и лишних слов.

Правда, истории такие бывают редко. Чаще судьям приходится проводить разъяснительную беседу с воинствующими родителями и объяснять им прописные истины: что они взяли ответственность, родив ребенка, и обязаны о нем заботиться.

А вообще, чтобы снизить конфликтность таких дел, она и ее коллеги рекомендуют семейным парам попробовать решить вопрос по алиментам не в суде, а в кабинете нотариуса. Во-первых, это позволит сторонам избежать стресса, который неминуемо сопровождает любые судебные тяжбы, а во-вторых, у мужа и жены будет возможность спокойно обсудить все в непринужденной обстановке.

Глядишь, может быть, там они найдут компромисс, который устроит обоих. Кто знает, вдруг после такой беседы они и расходиться передумают. Такое, кстати, иногда встречается: вроде еще недавно люди враждовали, а вот сели, поговорили по душам в присутствии нотариуса и поняли, что все их проблемы решаемы.

Записал Ренат Ташкинбаев

До карантина они хотели развестись, а теперь передумали. Истории из суда Нур-Султана

Вторые жены, "советы" родителей и переезд в Астану. Почему в столице Казахстана распадаются браки

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети