История казахского купца. Как век назад Казахстан потерял одну из лучших фабрик в Евразии
В наши дни жители и гости Астаны не так много знают о том, что происходило в столице 100 и более лет назад. Кто-то и вовсе может подумать, что это был ничем не примечательный город. Но это далеко не так. Уже к концу 19 века в Акмолинске (так Астана называлась в то время) активно шла торговля, развивалась промышленность. А еще здесь была своя конфетно-пряничная фабрика, которую открыл крупный казахский капиталист и меценат Баймухамет Кощегулов. У него было семь детей. Благодаря одному из сыновей Баймухамета в городе даже мог появиться собственный завод по сборке автомобилей - первый в Казахстане. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с правнучкой известного акмолинского купца и узнал, с чего все начиналось и что стало, как бы сейчас сказали, с бизнесом, который имел большой успех и был известен далеко за пределами нашей страны.
Машина времени
Давайте ненадолго перенесемся в Акмолинск начала 20 века. Вы путник, который вместе с женой и детьми решил переехать в город. Уже на подъезде к будущей столице Казахстана вы бы обратили внимание на ветряные мельницы, которые в то время окружали Акмолинск.
В городе для ваших детей есть медресе, в которых они смогли бы получить образование. Местные купцы помогли бы вам с жильем и работой. На одной из улиц вы натыкаетесь на группу людей, говорящих по-немецки. Прогуливаясь по городу с чертежами, они ищут место для строительства будущего завода по сборке автомобилей. А еще вы первый раз в жизни увидите машину, которая будет неспешно ехать по Акмолинску.
И вот вы решаете сходить к местным торговым рядам. Там вы покупаете лучшую во всей округе муку, чтобы испечь хлеб, необходимые предметы для быта, в том числе химию и керосин для ламп. В какой-то момент ваше внимание и внимание ваших детей приковывают сладости: фигурные пряники, зефир, шоколадные конфеты в красивой обертке... и производят их не где-то за границей, а через несколько улиц отсюда - на конфетно-пряничной фабрике купца Кощегулова. Именно таким был Акмолинск больше 100 лет назад. Но обо всем по порядку.
Из сироты в миллионера
Родителей будущего акмолинского бизнесмена Баймухамета Кощегулова не стало, когда он был ребенком. И на воспитание его взял татарский купец по имени Магсут, который и начал привлекать Баймухамета к торговому делу. Оценив его деловые и человеческие качества, купец позже выдал замуж свою дочь Мадину Максютову за Баймухамета.
"В браке у Баймухамета родились семь детей. Шесть сыновей и одна дочь: Курмангали, Мухаметгали, Мухаметвали, Нурмагамбет, Мухаметкадыр, Бекмухамет и дочь Райхан. Основным видом торговли, которым занимались местные купцы (в том числе и Баймухамет с сыновьями), была реализация продукции сельского хозяйства, тканей, одежды, кожи, мехов, предметов личного обихода. Например, шарфы, перчатки и так далее. Торговали они и бытовой химией. Также Баймухамет Кощегулов продавал муку, сахар и другие бакалейные товары. А еще керосин и нефть, занимался скотоводством и племенным хозяйством", - рассказывает правнучка Баймухамета Кощегулова Людмила Сурхай.
В то время, а именно во второй половине 19 века, в Акмолинске и Акмолинском уезде бурно развивалась промышленность, ориентированная в том числе на переработку животноводческого сырья. Здесь же работала переработка минералов, которой занимались гончарные и кирпичные заводы, а также кузницы.
Баймухамет Кощегулов
"Баймухамет Кощегулов стал купцом первой гильдии в 1911 году. Фабрика "Кощегулов и сыновья" была открыта в 1895 году и располагалась на месте пересечения современных проспектов Абая и Республики (до наших дней здание не сохранилось, оно стояло недалеко от места, где сейчас размещен памятник жертвам голодомора). Фабрика выпускала пряники медовые, сусляные, сахарные, писаные, фигурные, а также печенье, сухари, зефир, халву, несколько видов шоколадных конфет в обертках и леденцы. За чертежами конфетно-кондитерской фабрики Баймухамет ездил в Париж. Открытие такой фабрики в городе для того времени было настоящим чудом.
Пряники пеклись из белой акмолинской муки – лучшей муки в Евразии. Поэтому в 1915 году фабрика Кощегуловых была удостоена почетного звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества", - продолжает рассказ правнучка купца.
Звание "купец первой гильдии" в России относилось к третьему сословию. Оно считалось полупривилегированным, идущим после дворян и духовенства. Все купцы были объединены в гильдии, которых было три (первая была самой авторитетной). Для зачисления в одну из них было необходимо внести специальный сбор. Купеческая гильдия – это профессиональная форма организации торгующих людей.
Источник - autogear.ru
Вклад в развитие Акмолинска
По словам Людмилы Сурхай, Баймухамет вкладывал средства в строительство двух городских мечетей. К сожалению, ни одна из них до наших дней не сохранилась. Зато сохранилось здание школы для мусульманской молодежи (находится на пересечении проспекта Абая и улицы Мамбетова), построенное как раз на средства Баймухамета Кощегулова. В наши дни это памятник архитектуры, который охраняется государством. Изначально здание было одноэтажным, построено из обожженного кирпича. После реконструкции в 1986 году у него появился второй этаж, по этой причине первоначальный облик утрачен. Сейчас там располагается банк.
В 1913 году в городе появилось два деревянных медресе – мужское и женское. Значительные суммы на их строительство пожертвовали купцы Хусаин Бегишев, Нурмухамет Забиров и Баймухамет Кощегулов. Эти здания мы упоминали и показывали в одном из прошлых фоторепортажей на нашем сайте. Сейчас они находятся под охраной государства.
"Один из сыновей Баймухамета - Курмангали - привез в Акмолинск первый автомобиль и даже хотел наладить сборку машин на родной земле. В 1913 году он пригласил в Акмолинск группу инженеров и строителей из Германии. Они прибыли в город с готовым проектом и чертежами. Однако на следующий год началась Первая мировая война и этим планам не удалось осуществиться", - делится правнучка.
Служащие и рабочие фабрики. В центре сыновья Баймухамета Кощегулова - Мухаметвали и Курмангали
Несладкое время
С приходом советской власти все имущество Кощегуловых было конфисковано. Последней отобрали фабрику - в 1929 году.
"Баймухамет Кощегулов умер от холеры в августе 1918 года и, к счастью, не видел, как отбирают имущество нашей семьи. Он похоронен в Астане на кладбище Караоткель. Его жена Мадина похоронена рядом с ним. Сын Курмангали умер в 1954 году в селе Караван, расположенном в Ошской области (Киргизская ССР). Дочь Райхан вышла замуж за местного купца Бегишева, у них родилось восемь детей. Она похоронена в Шымкенте. Много лет назад мы были у нее на могиле.
Райхан Кощегулова и ее супруг Гали Бегишев
50-е годы, город Тараз (в то время Джамбул). В самом углу фото (справа) Райхан, рядом с ней ее брат Курмангали
Мухаметвали, мой дедушка, умер от сердечного приступа в 1922 году, он также похоронен на кладбище Караоткель, но его могилу мы не можем найти. Его жене, то есть моей бабушке, пришлось несладко во время гонений и репрессий. Ее неоднократно вызывали на допросы, спрашивали, где спрятано золото. Была такая информация, что прадед закопал где-то золото. И кстати, при строительстве одной из пятиэтажек в Астане что-то там драгоценное нашли. Но не знаю, насколько это правда.
Бекмухамет дожил до старости и умер примерно в 70-х годах прошлого столетия, он был муллой, а перед этим он 25 лет провел в сталинских лагерях. Некоторые наши родственники считают, что Мухаметкадыр застрелился, но мы знаем, что умер он от голода. Следы Нурмагамбета в 30-е годы теряются. Его дочь дожила до преклонных лет, жила в Алматы. Ее не стало несколько лет назад. Судьба Мухаметгали неизвестна. Я обращалась в архивы разных городов, но никаких следов и упоминаний.
Здание бывшей фабрики было снесено в 70-е годы
Не случись той революции, все развивалось бы во благо народа. Люди в то время были другие. И купцы тоже. Они старались помогать народу. Кощегуловы помогали казахам из аулов обживаться в городе, помогали материально. Давали местным и приезжим детям образование. В 60-е и 70-е старожилы еще помнили Баймухамета Кощегулова и его семью. Горожане относились к нему с большим уважением. Сейчас это уже забывается. Астана ведь не на ровном месте построена. И до сих пор в честь нашего прадедушки не названа ни одна улица. Одна из улиц Астаны названа в честь Шаймердена Кощегулова, который никакого отношения ни к городу, ни к нашей семье не имеет. Много лет я добиваюсь того, чтобы улицу назвали в честь нашего прадедушки. Но пока безуспешно", - резюмировала Людмила Сурхай.
Торговые ряды сравняли с землей в 70-е годы. Сейчас на их месте стоит ЦУМ.
Текст: Иван Сухоруков. Фото: из семейного архива Кощегуловых и сайта imamov.kz
Также благодарим за помощь в подготовке материала автора книги "История татар Астаны" Зуфара Махмутова и правнучек Баймухамета Кощегулова - Гулину Бекбову и Диляру Бегишеву.