Глава Национального банка Тимур Сулейменов дал первое видеоинтервью для проекта ODAGAI, передает Tengrinews.kz. Он рассказал о том, как будет работать с правительством, почему инфляция важнее экономического роста, и поделился мнением, как добиться крепкого тенге.
Глава Национального банка Тимур Сулейменов дал первое видеоинтервью для проекта ODAGAI, передает Tengrinews.kz. Он рассказал о том, как будет работать с правительством, почему инфляция важнее экономического роста, и поделился мнением, как добиться крепкого тенге.
Смотрите полное видео и узнайте о том, могут ли банки снизить проценты в будущем, где впервые появится цифровой тенге и чем опасны бездумные кредиты и рассрочки.
Несколько цитат Тимура Сулейменова:
"Вне зависимости от смены руководства политика Национального банка значительных изменений не претерпит. Мы будем придерживаться тех же принципов прозрачности, открытости для рынка. Единственное, наверное, что необходимо будет нам сделать, – это усилить нашу координацию с финансово-экономическим блоком правительства, ну и в целом, наверное, с правительством, как с нашими основными коллегами и партнерами".
"Зачастую люди путают понятия "рост цен" и "инфляция". Инфляция в теории – это превышение денежной массы над товарной массой. Когда много денег в экономике "бродит", но против них нет соответствующих товаров. И тогда нет баланса. Условно, если у вас есть 100 тенге и 10 буханок хлеба, каждая из них будет стоить 10 тенге. Если вы вдруг напечатаете или вбросите на рынок не 100 тенге, а 150, а количество буханок хлеба останется 10, то сколько будет стоить хлеб? Ясно, что 15".
"Я считаю, что субсидировать некоторые наиболее приоритетные отрасли и проекты нужно. Но первое - это, конечно, нужно делать выборочно. То есть нужно четко определить, какие приоритеты по отраслям, и направлять наши усилия туда: субсидировать процентную ставку, давать земельные гранты, давать скидки по налогам, давать прямые субсидии. Второе - крайне важно обеспечить качество реализации этих проектов. Например, проект, который запускают, является действительно индустриальным проектом, там действительно выпускается казахстанское содержание, там действительно казахстанская продукция, а не импортная. В противном случае наши усилия будут напрасными, потому что мы будем субсидировать импорт..."
"Интерес к базовой ставке нас очень сильно радует. Первое - дискуссии в экспертном сообществе, они очень хороши, потому что помогают выработать правильные решения. Дискуссии в обществе тоже хороши тем, что повышают финансовую грамотность населения и интерес людей к тем или иным экономическим показателям. Мы рады, что такой интерес в последнее время повысился".
"У нас инфляция все еще высока – 11,8 процента, базовая ставка – 16 процентов. Надо понимать, что есть реальная базовая ставка. Это очень простой инструмент. Мы берем номинальную базовую ставку 16 процентов, отнимаем инфляцию. За минусом инфляции наша реальная базовая ставка – 4,2 процента".
"Инфляция затрагивает всех. Поэтому инфляцию называют налогом на бедных, и поэтому это самое опасное явление в экономике. Мы убеждены, что победа над инфляцией, то есть укрепление на уровне 5 процентов, – это основная задача сейчас не только политики Национального банка, но и всех экономических властей Казахстана".
"Многие говорят: "Вы же там конвертируете средства Национального фонда, продаете их на рынке, за счет этого долларов больше". Да, это так. Но это не интервенции! Потому что интервенции – это что-то внезапное. Если рынок знает, что мы ежемесячно, ежегодно, ежеквартально продаем тот или иной объем валюты, то рынок устаканивается и балансируется на соответствующих уровнях. И мы абсолютно открыто на своем сайте размещаем в конце месяца, сколько валюты мы купим в следующем месяце, а в начале месяца говорим, сколько валюты мы купили за этот месяц, то есть это своего рода отчет".
Полная версия интервью на нашем YouTube-канале.