От апрельских выборов мало кто ждет неожиданностей. В Казахстане и за его пределами обсуждают лишь количество голосов, которые может получить основной кандидат. Тот, кто практически не участвует в президентской гонке и наблюдает за забегом претендентов с трибуны политического ипподрома.
- Я не буду проводить официальные предвыборные мероприятия. Моя предвыборная программа - это Послание народу Казахстана и выступление на съезде партии "Нур Отан", - заявил глава государства на встрече с журналистами ведущих СМИ Казахстана.
От апрельских выборов мало кто ждет неожиданностей. В Казахстане и за его пределами обсуждают лишь количество голосов, которые может получить основной кандидат. Тот, кто практически не участвует в президентской гонке и наблюдает за забегом претендентов с трибуны политического ипподрома.
- Я не буду проводить официальные предвыборные мероприятия. Моя предвыборная программа - это Послание народу Казахстана и выступление на съезде партии "Нур Отан", - заявил глава государства на встрече с журналистами ведущих СМИ Казахстана.
- Ну, тогда и мне здесь делать нечего, - говорят претенденты, с трудом восстанавливая дыхание, сбитое уже на первом круге гонки. - Я… больше… не буду…
Самовыдвиженец Канат Турагельдиев вышел из числа соискателей достаточно скромно. Пришел в ЦИК с соответствующим заявлением и сказал, что больше не будет. Необходимое количество подписей в свою поддержку он, дескать, собрать все равно не успеет, а те, что есть - около 20 тысяч - передает в пользу Нурсултана Назарбаева. Оснований сомневаться в бескорыстности поступка Турагельдиева пока нет.
А вот другой претендент уже требует вернуть должок. Несколько дней назад председатель Народного антикоррупционного республиканского комитета Жаксыбай Базильбаев предлагал избавить от коммунальных платежей стариков и раздать квартиры многодетным. Теперь стало ясно, из каких средств он собирался оплачивать свои обещания.
- 24 февраля я позвонил в канцелярию Президента и сказал, передайте Президенту: он пускай вернет мой долг, я дважды снимал свою кандидатуру в пользу Нурсултана Назарбаева, я оцениваю этот долг 1998, 1999, 2005 годов (президентские выборы) в 100 миллионов долларов, - сказал Базильбаев журналистам.
И ушел, не дождавшись ответа. Я больше не буду. Обиделся, наверное. Правда, осталось не понятным, чего больше хотел этот человек - ста миллионов или поддержки действующего Президента?
На крутом повороте президентской гонки занесло и другого претендента. Салим Отен говорит, что видит только одного соперника, причем слишком часто - по телевидению, на уличных билбордах. В такой ситуации, по мнению господина Отена, он и другие кандидаты в президенты выглядят совсем уж ущербно. Как отмечают репортеры, работающие в Центризбиркоме, свое шумное заявление Отен сделал исключительно для них. И нигде, кроме пресс-центра, больше не шумел.
Тем временем председатель ЦИК Куандык Турганкулов говорит о сильных переживаниях, которые испытывает за претендентов, сдавших экзамен на знание государственного языка, но не собравших подписи граждан в свою поддержку:
- К примеру, Отен всего в пяти областях имеет доверенных лиц и, очевидно, в пяти областях занимается сбором подписей. А такие выдвиженцы, как Турагельдиев и Токбаева, ни в одном регионе не приступили к сбору подписей, и у них нет доверенных лиц. У Сапаргали в одном только городе Алматы есть доверенные лица - 8 человек, в остальных он даже не приступал к сбору. Базильбаев ни в одной из областей, ни в городе Алматы, ни в Астане подписи не собирал.
Такими темпами, опасаются в Центризбиркоме, трудно успеть к назначенному сроку.
- Сами вы не успеете, - ответил ЦИК самовыдвиженец, лидер экологического движения Мусагали Дуамбеков.
Претендент выразил недовольство работой территориальных избирательных комиссий, пристававших с претензиями:
- Не той пастой заполнено, не те бланки, не из того района. Я опасаюсь, что меня не зарегистрируют, подписи не успеют проверить - это однозначно. Мне тоже хотелось испытать себя и доказать, что достойные люди есть и могут выставлять свои кандидатуры. Я и моя команда нормально поработали и доказали, что в течение двух недель можно собрать 100 тысяч подписей.
Те, кто на дистанции ушел немного вперед, с удовольствием пускают отставшим пыль в глаза.
- Не все должны быть чемпионами, - успокаивает аутсайдеров лидер экологического союза "Табигат" Мэлс Елеусизов. - Если я займу второе место, это было бы неплохо. Пять процентов для меня - минимум. Больше будет - хорошо.
Свои надежды на удачный финиш претендент объясняет большим опытом. Дескать, не впервой:
- Я регулярно участвую в выборах. Все отработано, как говорится. Опыт большой.
По словам Елеусизова, ему даже не пришлось менять предвыборную программу. Как и в 2005 году, ее основу составляют экологические проблемы: Каспий, Арал, Балхаш, Семипалатинский полигон. Все отработано, опыт большой.
Лидер экологического движения объясняет решение баллотироваться в президенты желанием разбудить общество. Как там с обществом - пока не ясно, а вот казахстанскую интеллигенцию претенденты, похоже, уже раззадорили.
Стало известно о создании Республиканской Общественной комиссии по контролю над выборами. 15 представителей творческой интеллигенции утверждают, что имеют большой вес среди представителей власти и оппозиции, что с их мнением считаются известные политики.
- Мы не собираемся по фактам нарушений, которые будем выявлять, обращаться в прокуратуру, мы будем лишь давать духовную оценку, - заявил сопредседатель комиссии Нурлан Еримбетов. - Но могу вас заверить, что в комиссии есть такие люди, заявления которых могут привести к политической кончине того или иного кандидата.
Звучит многообещающе строго. Могут ведь и в угол поставить. Или отшлепать. Сладкого лишить, в конце концов. И вряд ли поможет классическое всхлипывание наказанного:
- Я больше не буду.