РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
10 января 2020 | 08:27

"Гульдала заканчивается - город начинается". Как живет поселок у взлетной полосы

Алихан Сариев Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

27 декабря близ Алматы разбился самолет авиакомпании Bek Air, погибли 12 человек. Журналисты Tengrinews.kz посетили место крушения после завершения здесь спасательных работ.


27 декабря близ Алматы разбился самолет авиакомпании Bek Air, погибли 12 человек. Журналисты Tengrinews.kz посетили место крушения после завершения здесь спасательных работ.

Мы засняли, как выглядит тот самый разрушенный дом, находящийся через забор коттеджный городок Гульдала и одноименный поселок в километре-двух оттуда. А также поговорили с теми, кто организовал палаточный лагерь с полевой кухней для сотен человек, с 27 по 30 декабря устранявших последствия крушения. Беда сплотила людей, за это в своем Twitter им выразил благодарность сам глава государства.

 

Жизнь без заборов

 

Самолет врезался в один из двух домов (с коричневой крышей), которые находятся между пустым полем и взлетно-посадочной полосой.

Сегодня на место авиакатастрофы уже можно пройти беспрепятственно. Когда мы приехали сюда, стоял густой туман - мы даже сомневались, что что-либо удастся снять.

Однако через 30-40 минут разлитое в воздухе молоко начинает потихоньку рассеиваться. И если поначалу мы только слышали громкий гул самолетов, то теперь сквозь облака видим их бока.

Ничего примечательного, выбивающегося из картины представлений о месте здесь уже нет. Снесенные секции бетонного забора, отделяющего взлетные полосы от остального мира, уже восстановлены.

Фото - 27 декабря 2019 года

Фото - 5 января 2020 года

А вот железный забор, который окружал дом, демонтирован.

На разном удалении от разрушенного дома лежат фрагменты его внутреннего убранства: секции печки и батарей, окна, сетки, кусочки кафеля.

Также бросается в глаза газовая плита. Однако утверждать, что именно вот это все - последствия авиакатастрофы, нельзя. Ведь здесь четыре дня - с 27 по 30 декабря - работали десятки пожарных, спасателей и представителей иных служб.

Однако есть одна интересная деталь. Земля как снегом усыпана кусочками пенопласта. Возможно, этот материал был использован в утеплении дома.

Мы по телефону обратились с вопросом к хозяину дома Решету Калибеку, который постоянно проживает в Чилике, что он будет делать с руинами. Мужчина ответил, что "пока ничего не предпринимает, ждет решения комиссии". Ранее в интервью нашей казахской редакции он сообщил, что купил эту землю за 16 000 долларов (4,2 миллиона тенге).

 

"Спросите других"

 

Мы заинтересованы поговорить с местными жителями о том, как авиакатастрофа отразилась на их жизни: помогали ли они в ликвидации последствий катастрофы и какие планы у них на будущее. Первым делом идем к соседнему дому в 10 метрах от места крушения. Стучимся в окно - нет реакции.

Идем в другую сторону от разрушенного дома. Здесь на вычищенной от снега площадке видны следы кострищ.

Заходим за крайний дом, и становится очевидно, что его забор находится от забора взлетной полосы менее чем в двух метрах. Эти дома находятся как бы за периметром коттеджного городка Гульдала.

Через сломанный забор ступаем на территорию самого городка.

Дома и участки здесь распланированы на американский манер. В глубине участка - дом. Впереди - небольшая площадка, которую разные владельцы используют по-разному: кто-то выкладывает плиткой, кто-то засеивает травой и ставит песочницу для детей. Большинство же паркуют машины.

Очевидно, что не все дома обжитые. Дверь этого дома неплотно законопачена на зиму матрасом.

А вот очень живописная деталь. Оранжевый пенопластовый самолет с лентами после игры, вероятно, дети оставили воткнутым в трубу у стены гаража.

Мы определяем, есть ли кто дома, по дымку из труб. Стучимся в двери, открывают не везде.

А там, где хозяева все же выходят, отвечают сухо: "Мы не знаем, комментировать не будем", "Спросите других", "Я только с работы, очень устала. Живу нормально. Говорить не хочу". Мы искали героев еще до поездки на место, но все люди отказывались от общения. Между строк считывается, что люди боятся.

В соцсетях и СМИ ранее появилась информация, что "строительство домов возле аэропорта Алматы незаконно". Юрист в области земельного права Бакытжан Базарбек объяснил, что "так как эта земля расположена близко к взлетно-посадочной полосе, то на ней согласно Земельному кодексу нельзя было строить жилые дома и заниматься некоторыми видами сельского хозяйства, связанными с животноводством".

Всего в периметре коттеджного городка Гульдала 36 домов. Еще шесть домов расположены за его периметром, вдоль забора, который отделяет жилой массив от взлетно-посадочных полос. В коттеджном городке две параллельные улочки, обе называются Астана.

На момент написания материала на сайте Krisha.kz выложено три объявления о продаже домов в этом коттеджном городке. Дома из пеноблоков построены в 2013-2015 годах, их площадь - 118-138 квадратных метров. Площадь прилегающих к ним участков - 0,7 сотки. За дома в черновой отделке просят 15-18 миллионов тенге, за дом с ремонтом - 25 миллионов тенге.

Жители одного из домов с нами кратко поговорили, когда вышли из дома и садились в машину. Правда, попросили не фотографировать их и не записывать на диктофон.

На наши вопросы отвечают коротко: "Живем года три", "Живется хорошо", "Гул самолетов поначалу слышали, сейчас не замечаем". И довольно подробно рассказывают про имама поселковой мечети, который сыграл большую роль в организации помощи службам спасения после авиакатастрофы. Они же подсказывают, как добраться до мечети.

Уезжая, отмечаем, что крыши этих "американских" домов похожи на леденцы.

 

"Мы накормили тысячу человек"

 

В мечети поселка Гульдала мы находим главного имама - Исмаила Бакиева, он родился и вырос в этом поселке. Мужчина действительно одним из первых прибыл на место крушения.

По нашей просьбе он вспоминает, как все было:

"Я живу неподалеку от места крушения. Я проснулся ближе к 8 утра. Был слышен звук сирен: проезжали скорые. Поначалу мы не обратили на это внимания, мало ли, возможно, кто-то приболел. Потом позвонила моя мама, она спросила: "Как ты? С тобой все в порядке?" Она мне рассказала, что где-то в нашей стороне упал самолет. Я начал переживать за близких и соседей. Еще ничего не было известно. Я быстро оделся, собрался и пришел на место происшествия.

Меня не хотели пропускать, но я объяснил, что я из мечети, пришел сюда с благими намерениями. Я прошел на место, помолился за погибших, как положено у нас. И сразу после этого оценил ситуацию: спасатели, пожарные, криминалисты и сотрудники других органов мерзнут, работы на месте продлятся долго. И решил для начала организовать им горячий чай. Первым делом мы вызвали трактор, чтобы от снега расчистить площадку для полевой кухни. Там были огромные сугробы", - говорит имам.

  •  

"У наших прихожан есть WhatsApp-чат. Я написал сообщение туда, сообщил что случилась такая беда, и предложил: давайте, что сможем, сделаем, поможем. У нас есть общий титан (водонагреватель - прим. авт.), казаны, попросил привезти на место эту и другую посуду. Дальше люди начали сами проявлять инициативу. Один мужчина зарезал барана, привез на место, другой - хлеб, третий - овощи... К 9-10 утра на месте уже начали готовить сорпу и плов.

Мы старались, думали, кого еще можно подключить, сообщили в районную мечеть. И вскоре начали поступать продукты и помощь из соседних поселков Талгарского района: Калинин, Табаксовхоз и другие. Некоторые привозили на место уже казаны с готовым пловом. Вскоре появились навесы. У меня нет четких цифр, но, по моим оценкам, только в первый день на месте мы накормили тысячу человек. Не было такого, что один раз накормили и разошлись. Это было так: кто-то приезжает, уезжает, а кормили всех, кто подходил. А поисковые работы шли днем и ночью и закончились 30 декабря.

Я рад, что нам удалось дать импульс, искру: видя сообщения про наши дела в СМИ, в WhatsApp, люди начали звонить, спрашивать, чем можно помочь. Кто-то деньги привозил, кто-то плов. Мы начали, а потом молодежь подхватила", - дополняет Исмаил Бакиев.

Мы просим познакомить нас с теми, кто также участвовал в процессе. Однако имам говорит, что не получится: "Наши активные молодые ребята - всего их около 15 человек - сейчас не в городе. Нам всем было очень приятно, что сам президент поблагодарил жителей за сплоченность".

По нашей просьбе Исмаил Бакиев показывает грамоту, которую ему вручили от имени акима Алматинской области Амандыка Баталова. Однако тут же добавляет:

"Каждому грамоту не напишут - выдали председателю, старейшине и так далее. А если говорить по совести, то весь поселок был задействован. Активистов, на месте работавших, - человек 50, но старался помочь, кто чем мог, каждый житель Гульдалы.

Особенно я хотел бы отметить жителей коттеджного городка. Вот мы привезли казаны, а их же водой надо заполнять. Жители соседних домов сразу же откликнулись. У одного мужчины в доме даже кран сломался. Также они предоставили свои уличные туалеты. С разрешения хозяев мы показали участникам разборов, куда надо ходить".

Уже почти прощаясь, мы просим рассказать больше про поселок:

"Наш поселок Гульдала раньше назывался Красное Поле. Он интернациональный, многоконфессиональный, дружный. Здесь живут казахи, уйгуры, русские, турки, чеченцы, таджики, узбеки... У нас тут есть два завода - трубопрокатный и молочный, базар есть. Но в основном люди работают в городе.

Мы практически на границе с городом находимся: как Гульдала заканчивается - город начинается. В центре поселка, где расположены мечеть, школа, детсад, участок с домом можно купить от 15 миллионов тенге. На окраине - от 10 миллионов тенге, участки - от 5 миллионов тенге", - говорит имам.

"В детстве все наши игры были в сторону аэропорта. Потом мы взрослели, и самолеты - взлет-посадка, туда-сюда - уже неинтересно было. Но когда гости приезжали, мы их всегда водили, показывали, как взлетают и садятся самолеты. Можно сказать, что самолеты своего рода наша достопримечательность", - резюмирует он.

 

"А как иначе?"

 

В поисках дополнительной информации о поселке и его жителях мы заглядываем в местный акимат.

Аким Гульдалинского сельского округа Талгарского района Алматинской области Максат Маханбеткали, кажется, удивлен нашему визиту с улицы, но принимает сразу. У него в кабинете мы также видим грамоту от акима области и узнаем немного статистики про село:

"Село Гульдала - это центр Гульдалинского сельского округа, прежнее название - Красное Поле. Село было образовано в 1980 году. На сегодня в селе проживает 10 271 человек, количество дворов - 2067"

"Село Гульдала - это центр Гульдалинского сельского округа, прежнее название - Красное Поле. Село было образовано в 1980 году. На сегодня в селе проживает 10 271 человек, количество дворов - 2067.

Нам сообщили про авиакатастрофу сразу же, через МЧС. Мы сразу выехали. Мы помогали на месте разбора завалов. Население Гульдалы было очень активно, жители других поселков тоже помогали - из Панфилово, Кендалы и так далее. Знаю, что откликнулись многие предприниматели, в том числе владельцы ресторанов.

В Гульдале активизировалось все население - прямо все. На месте катастрофы никто не спрашивал: "Ты откуда?" Поили чаем, кормили всех. Многие люди ночью оставались. Когда у них спрашивали: "Почему вы здесь?", они не находили, что ответить. А в глазах читалось: "А как иначе?"

Ольга Пастухова,

фото Алихана Сариева

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети