Год прошел после второй кыргызской революции. Эту дату в стране решили не праздновать. 7 апреля объявлено в республике днем памяти погибших в апрельских беспорядках. 90 человек были убиты на центральной площади Ала-Тоо в Бишкеке. Второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, придя к власти на волне первой революции, обещал "защищать власть с автоматом в руках". Свое обещание он сдержал. Бойцы службы государственной охраны и снайперы стреляли до последнего патрона. Итог плачевен. 90 погибших. Бакиев, как и его предшественник Аскар Акаев, бежал из страны. Управление республикой взяло на себя Временное правительство во главе с нынешним президентом переходного периода Розой Отунбаевой.
Год прошел после второй кыргызской революции. Эту дату в стране решили не праздновать. 7 апреля объявлено в республике днем памяти погибших в апрельских беспорядках. 90 человек были убиты на центральной площади Ала-Тоо в Бишкеке. Второй президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, придя к власти на волне первой революции, обещал "защищать власть с автоматом в руках". Свое обещание он сдержал. Бойцы службы государственной охраны и снайперы стреляли до последнего патрона. Итог плачевен. 90 погибших. Бакиев, как и его предшественник Аскар Акаев, бежал из страны. Управление республикой взяло на себя Временное правительство во главе с нынешним президентом переходного периода Розой Отунбаевой.
Тогдашней оппозиции Бакиева просто подфартило. Власть досталась им даром, простой же народ потерял 90 своих братьев, сыновей, отцов. В первые дни после апрельских событий к властной кормушке стремились все - оппозиционеры, ярые ненавистники экс-президента Бакиева и даже его сторонники и соратники. Но самое главное, в ячейках коммерческих банков нашли бакиевские деньги - 21 миллион долларов. Сумма для республики солидная. Много пенсий, пособий и зарплат можно было выплатить разом. Куда подевались потом эти деньги, пытаются выяснить вот уже год.
Деньги любят все, в том числе и члены тогдашнего Временного правительства. Но больше денег кыргызская политэлита любит власть. Любыми средствами все, кому не лень, стремились управлять страной. Создавались невероятные союзы и политические группы, некогда ярые политические противники объединяются с одной целью - прийти к власти. Ровно через два месяца началась межэтническая резня на юге страны. Еще свыше 400 погибших. Это официальные данные. По неофициальной статистике, число жертв достигает 2000 человек. Тогдашнее Временное правительство, несмотря ни на что, проводит референдум, Кыргызстан становится парламентской республикой. И снова борьба за власть. На выборы брошены миллионы долларов. Депутатов народ выбрал. Среди них и ярые сторонники экс-президента Бакиева. И что стало самым поразительным для рядового избирателя - партия, состоящая из бывших соратников Бакиева, побеждает на выборах и формирует коалицию большинства с партиями, которые много лет были в оппозиции обоим президентам Кыргызстана. Ради власти были забыты все принципы.
Президент переходного периода Роза Отунбаева на весь мир заявляет о победе кыргызской демократии, в стенах же парламента идет открытая дележка еще до конца не разоренных отраслей экономики и еще держащихся на плаву крупных компаний. В народе стали шутить: "Если раньше кыргызстанцы работали на одну семью, семью президента, то сейчас на пять семей, семьи лидеров парламентских фракций. О беспрецедентном переделе собственности и о рейдерских захватах наиболее прибыльных предприятий депутаты, оппозиционные уже нынешней правящей коалиции, заявляют не стесняясь, демонстрируют на пленарных заседаниях парламента списки компаний и фамилии новых владельцев из числа революционеров. Разделили фактически все, что представляет хоть какую-то ценность. Разделили тихо, по-свойски. Вот только с крупнейшим в стране сотовым оператором "Мегаком", стоимость которого оценивается как минимум в полмиллиарда долларов, тихо разобраться не получилось. Скандал из чисто экономического перерос в политический. Посыпались громкие отставки, слив компромата и угроза развала коалиции большинства в парламенте страны.
"В парламенте есть проблемы, и они достаточное серьезные", - говорит экс-министр финансов КР Темир Сариев. - Следует учитывать, что 2011 год снова выборный, поэтому очень многие процессы будут привязаны к президентским выборам, в том числе развал коалиции и создание новой. Поводов для распада коалиции было очень много, и каждый раз депутаты фракций, которые входили в коалицию, озвучивали такие намерения. Страну ждет образование новых группировок и переформатирование определенных сил".
Кыргызстанцы уже привыкли жить от революции до революции, от выборов до референдума и снова до выборов. Ровно год прошел после свержения второго президента Бакиева. Ни разу не повышались зарплаты, пенсии, пособия. Крестьянам не хватает горючего для весенних полевых работ, к промышленникам не идут инвесторы. Просто боятся очередной революции. Бизнес, как известно, любит спокойствие и стабильность. Внешний долг страны уже перевалил за 2,5 миллиарда долларов.
"В будущем правительство будет вынуждено принимать непопулярные меры, чтобы оживить экономику, заложить необходимые механизмы. У правительства есть много ошибок и недоработок. Пока мы не чувствуем, что они взяли ситуацию под контроль, потому что все идет самотеком, есть еще много вопросов в экономике, которые должны были решаться эффективно и прозрачно", - отмечает экс-министр финансов КР Темир Сариев.
Как показывает время, не все так хорошо и в политике. Схемы управления страной остались прежние, хоть и президенты меняются. "Президент единолично руководит председателем Государственного комитета национальной безопасности. Ведется тотальная "прослушка" телефонных разговоров министров, депутатов и даже руководителей силовых структур", - заявил в парламенте недавно отстраненный генеральный прокурор КР Кубатбек Байболов. - "Слушают" даже министра внутренних дел. Система СОРМ, которая установлена в ГКНБ, используется незаконно. Эта система в кыргызской спецслужбе была установлена еще по распоряжению сына экс-президента Максима Бакиева. И не исключено, что сам он сидит в Лондоне и "слушает" всю кыргызскую политическую верхушку. На сегодняшний день ГКНБ, как и раньше, служит семье, но теперь пяти персонам. От декларированного до и после апрельских событий ничего нет - одни декларации". Эти громкие заявления экс-генпрокурор делает только после своей отставки. Будучи в кресле чиновника опять-таки предпочитал на эти темы не высказываться.
Накануне годовщины апрельских событий руководство страны провело множество торжественных собраний и вечеров памяти по погибшим. И даже на этих встречах речь снова идет о еще предстоящей борьбе за власть.
"Будущие кандидаты в президенты не должны забывать уроки 2005 и 2010 годов, - сказала президент переходного периода Роза Отунбаева, выступая 6 апреля на мероприятии, посвященном апрельским событиям прошлого года. - Бороться за кресло президента будут люди, которые уже были у власти, а не те, кто пришел со стороны, потому что они даже депутатами не могут стать. Народ Кыргызстана все хорошо помнит и ничего не забыл. В целях развития страны мы должны придерживаться двух принципов: не обманывать и не воровать. Мы помним, что прошлая власть воровала народное богатство. Народ в прошлом году вышел не только против власти, но и против безнравственности".
По словам Отунбаевой, в мире демократические события породили различную политическую борьбу, но события в Кыргызстане оцениваются мировым сообществом, как особый феномен. "У нас нет газопроводов и нефтепроводов, которые интересовали бы Запад, - сказала президент переходного периода. - Сейчас много говорится о том, что события в Кыргызстане стали примером для других стран, которые сейчас борются с авторитаризмом".
Однако вряд ли примером для подражания может стать страна, в которой подавляющее большинство населения живет на грани нищеты, пятая часть граждан вынуждена зарабатывать в России и Казахстане. Безграмотность населения в Кыргызстане уже становится вопросом национальной безопасности, а криминал диктует политикам, как себя вести, а депутатам - какие законы принимать.
"Если произойдет третья революция, мы не позволим власти убежать, все границы будут перекрыты", - пафосно на днях заявили представители Общенационального конгресса Кыргызстана. Вот только вряд ли Кыргызстан, как государство, перенесет третью революцию, отмечают как отечественные, так и международные наблюдатели.
И лишь известная кыргызская правозащитница Токтоайым Уметалиева, которая, кстати, год назад шла под пули снайперов с белым полотном и со слезами на глазах кричала бойцам государственной охраны не стрелять в собственный народ, накануне заявила, что пора уже всем политикам подумать не о себе и о своем кармане, а о стране.
"Мы должны отойти от политических распрей и вывести страну из тупика. Я предлагаю политическим лидерам и власти сесть за стол переговоров и принять политическое решение для того, чтобы сохранить страну. Мы не должны допустить третьей революции. Я прошу матерей не отпускать детей на демонстрации. Патриотизм нужен, но нужен здоровый патриотизм", - заявила Токтоайым Уметалиева.
Сложно не согласиться.