Наурыз мейрамы - праздник весеннего обновления, традиции которого уходят в далекое прошлое. Он олицетворяет начало нового года, новой жизни, новых надежд. Известный публицист и культуролог Серик Ергали уже долгие годы занимается исследованием этого праздника. Он даже разработал свою собственную концепцию празднования, основываясь на анализе историко-культурного наследия. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz Ергали рассказал, как сделать праздничные мероприятия более содержательными и наполненными смыслом.
Наурыз мейрамы - праздник весеннего обновления, традиции которого уходят в далекое прошлое. Он олицетворяет начало нового года, новой жизни, новых надежд. Известный публицист и культуролог Серик Ергали уже долгие годы занимается исследованием этого праздника. Он даже разработал свою собственную концепцию празднования, основываясь на анализе историко-культурного наследия. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz Ергали рассказал, как сделать праздничные мероприятия более содержательными и наполненными смыслом.
"Праздновать мы должны Наурыз всенародно, мы немного неправильно подаем суть праздника. Он не казахский, не тюркский праздник, а общечеловеческий. Праздник связан с очень древними верованиями. Давно, когда человечество еще не разделилось на этносы, люди относились к природным явлениям, к солнцу и луне по-другому. Так появился день равноденствия. Если взять историю Наурыза, то исчисление идет как минимум четыре-пять тысяч лет назад", - утверждает культуролог.
Доказывают его слова найденные наскальные изображения в местности Тамгалы, находящейся в 170 километрах от Алматы. На них изображены две крупные фигуры - божества Тәңір и Іңір, которые пытаются совершить ритуал "көрісу", то есть обняться. Между ними нарисованы животные, символизирующие четыре сезона года: новорожденный теленок - весна, тел - лето, здоровый и могучий бык - осень, дряхлый и умирающий безрогий бык - зима. Там же изображаются 12 человечков с разными масками и костюмами в виде животных, что соответствует 12-летнему циклу с его символами. "Когда были сделаны эти рисунки, наших предков - казахов и тюрков - еще не было, поэтому, я считаю, это общечеловеческий праздник", - поясняет Ергали.
Фото ©Серик Ергали
Культуролог рассказывает, что раньше отмечать Наурыз начинали с 14 марта, а по старому стилю - с 1 марта. Этот день он называет днем солнечных лучей, в который можно проводить цветочные выставки, дарить женщинам цветы. Далее следуют дни благодарения, очищения, изобилия, пробуждения природы, воссияния, вдохновения и гармонии. Он отметил, что 14 марта жители западных регионов Казахстана празднуют Амал мейрамы. По сути это праздник наступления весны.
Вообще эти дни, когда празднуется Наурыз, были выбраны не случайно, так как именно в это время Солнце по своей орбите подходило к звезде Амал (по-арабски - хамаль). Получается, что таким образом Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год. Именно этот период и считался началом обновления природы. В период весеннего равноденствия небесные тела подходят друг к другу настолько близко, что складывается впечатление, что они становятся единым целым. Это явление стало основанием обряда "көрісу", который является обязательной традицией Наурыза в Западном Казахстане. Он считает, что Наурыз - это прежде всего астрономическое явление и у каждого народа издревле существуют свои традиции празднования.
Согласно его концепции, 19 марта считается Днем процветания. В этот день каждый украшает свой дом в семь цветов. На почетное место стелят паласы, коврики, кошму, на стены вешают ковры. Приобретается новая одежда, новое имущество и мебель.
20 же марта отмечается как День радости. В этот день проводятся светлые и поднимающие настроение мероприятия, акции и концерты.
21 марта - День гармонии, в этот день в домах или в организациях можно соорудить жолтерек - мифическое дерево, связывающее верхний, средний и нижний миры (он очень похож на монумент "Байтерек"). В Астане уже несколько лет подряд в одной из школ сооружают такую национальную елку, рассказывает культуролог.
ЖОЛТЕРЕК - АТРИБУТ НАУРЫЗА. Фото ©Серик Ергали
В этот день можно проводить гулянья, в местах массовых гуляний можно установить алтыбакан - ритуальный инструмент, символизирующий семь планет и гармонию луны и солнца, то есть олицетворяет ночь и день.
Фото © Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
Кстати, в ночь с 21 на 22 марта люди не спят и ждут рассвета. В это время нельзя спать, нужно ждать восхода солнца. Девушки могут для своих возлюбленных приготовить вкусное блюдо - "уйқыашар", а парни - подарки для девушек, называемые "селтеткізер", которые дословно переводятся как "то, от чего вздрагивает сердце". Старики собираются за дастарханом, поют песни, вспоминают произошедшие с ними прошлые события, встречают утро. Помимо наурыз коже, к праздничному столу можно приготовить блюдо "науан", состоящее из трех ингредиентов. Науан олицетворяет единство трех миров, что принесет благополучие и достаток в дом, в котором его приготовили.
Фото © Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
Серик Ергали поясняет, что, например, этнограф Жагда Бабалыкулы писал, что в 1970-е годы в одной из библиотек Москвы он нашел запись арабской вязью, в которой говорилось о том, как гунны отмечали день весеннего равноденствия. Когда они ожидали рассвет, начинали играть на кобызах девять кюев. В этой же записи отмечается, что Наурыз ведет свое начало еще со времен Ноя и всемирного потопа. "Что такое потоп? Это означает, что все элементы на земле смешиваются, можно сказать, что наурыз коже, сочетающий в себе семь ингредиентов, олицетворяет большое наводнение, олицетворяет это явление. На самом деле вкус здесь последний момент, главное - смысл. Кстати, если казахи готовят наурыз коже, то японцы, отмечая свой оригинальный праздник Нанакуса мацури, делают салат из семи растений. Кроме того, наурыз коже имеет свою альтернативу в виде оливье в календарном новом году", - добавляет собеседник.
Фото © Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
22 марта - Главное утро. Все люди для встречи утра готовят специальную одежду, надевают костюмы. Рано проснувшись, встретив утро, приветствуют Всевышнего, его великое творение - Солнце, показывают свое уважение. По примете "Пусть будет много светлого" распрыскивают на землю молоко.
Подготовила Василина Атоянц