С начала 2012 года было зафиксировано десять случаев столкновения самолетов "Эйр Астаны" с птицами. Четыре из них произошли в Алматы, два в Атырау, один на рейсе из Караганды в Алматы, один в Стамбуле и один в Амстердаме, также один в полете из Алматы в Куала-Лумпур.
С начала 2012 года было зафиксировано десять случаев столкновения самолетов "Эйр Астаны" с птицами. Четыре из них произошли в Алматы, два в Атырау, один на рейсе из Караганды в Алматы, один в Стамбуле и один в Амстердаме, также один в полете из Алматы в Куала-Лумпур.
В целом статистика подобных случаев выглядит так: в 2011 году с пернатыми столкнулись 45 самолетов, в 2010-м - 27, в 2009-м - 37. Ранние показатели заметно ниже, в 2008 году таких случаев было 13, а в 2002-м - всего 3. Причем, чаще всего в самолеты врезаются сразу несколько птиц - таких случаев в период с января 2009 года до настоящего времени произошло 119, в 19 из них воздушные судна получили повреждения. В 45 случаях инциденты происходили с участием одной птицы. Иногда самолеты сталкивались с целой стаей - таких случаев было 35.
Отметим, что прямой ущерб авиаперевозчика (учитывая только стоимость поврежденных деталей), понесенный в результате столкновения самолетов с птицами, в 2011 году составил около 480 тысяч долларов. Эксперты говорят, что пик столкновений с пернатыми приходится на весну и осень, в период миграции птиц.
Последний раз пернатые сталкивались с самолетами "Эйр Астаны" 7 апреля этого года. Лайнер Airbus A320 должен был вылететь из Алматы в Актау, но во время разбега самолета экипаж заметил на полосе двух птиц, а через несколько секунд - глухой стук и сильную вибрацию в двигателе. Было принято решение прервать взлет и вернуть самолет на стоянку. Экипаж заполнил все необходимые документы и передал пассажиров наземным службам, через два часа они вылетели в Актау на другом самолете.
Как выяснилось позже, в один из двигателей лайнера попала птица. Уже на стоянке инженеры обнаружили повреждения трех лопаток первого двигателя. В ходе ремонта были обнаружены и другие повреждения. По словам директора инженерно-технического департамента АО "Эйр Астана", самолет был допущен к дальнейшей эксплуатации только спустя неделю. Поврежденные лопатки двигателя пришлось заменить.
К слову, стоимость одной новой лопатки составляет почти 57 тысяч долларов. Окончательный ущерб, принесенный компании птицей, еще выясняется, но это как минимум 170 тысяч долларов (стоимость трех лопаток без учета доставки и растаможки запчастей, а также недельного простоя самолета).
Нужно отметить, что аэропорты мира ведут активную борьбу с птицами. Чтобы сократить численность пернатых в аэропортах и его окрестностях, там устанавливаются защитные ограждения и отпугивающие средства. А еще довольно эффективным оказался запрет на свалку мусора в радиусе 15 километров от аэропорта.
Тем временем, международные исследования подтвердили, что в аэропортах Казахстана ситуация с птицами критическая. Это подтверждают фотографии, сделанные в воздушной гавани Алматы и за ее пределами.
К слову, напомним о невероятной истории, известной под названием "Гудзонское чудо".
15 января 2009 года самолет Airbus 320 авиакомпании US Airways, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл со 150 пассажирами на борту, совершил аварийную посадку на реку Гудзон в Нью-Йорке. Спустя три минуты после взлета капитан воздушного судна подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого вышли из строя оба двигателя. После приводнения лайнер остался на поверхности воды. Все находившиеся на борту были спасены.
В небе хватает места для всех, и это в наших силах сделать так, чтобы пути железных и пернатых птиц не пересекались!