Из-за шума мотоциклов и мопедов алматинцы лишились сна. В летнюю жару жители вынуждены спать с закрытыми окнами. И такая ситуация продолжается уже на протяжении нескольких лет. Любители погонять не только систематически нарушают закон о тишине, но и правила дорожного движения. Мопедисты таксуют, ездят по пешеходным дорожкам, проезжают на красный. Между тем в Алматы растет количество мотошкол. Сейчас активные жители объединились и создали чат по борьбе с теми, кому закон не писан. Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения его участников.
Из-за шума мотоциклов и мопедов алматинцы лишились сна. В летнюю жару жители вынуждены спать с закрытыми окнами. И такая ситуация продолжается уже на протяжении нескольких лет. Любители погонять не только систематически нарушают закон о тишине, но и правила дорожного движения. Мопедисты таксуют, ездят по пешеходным дорожкам, проезжают на красный. Между тем в Алматы растет количество мотошкол. Сейчас активные жители объединились и создали чат по борьбе с теми, кому закон не писан. Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения его участников.
Фото: pexels.com
"Для мотоциклистов это прикол - убегать от полиции"
Раушан проживает на Толе би. Бессонные ночи у нее начались еще пять лет назад.
"Как нам пробили Толе би, каждый мотосезон мы вообще не спим, окна не открываем. Представляете, этот кошмар происходит каждую ночь".
Со слов собеседницы, в чате, который организовали жители, также состоят горожане, проживающие на Сайране, Сейфуллина, Саина, Панфилова, Достыке.
"На Сайране вообще по 20-30 мотоциклистов и мопедистов гоняют. Они мчатся с Достыка, перелетают на Толе би, все это двигается в сторону Аль-Фараби, потом спецбат их перехватывает, там они где-то прячутся".
В чат также включили полицейских. Жители по ночам скидывают локации, где собираются нарушители, а стражи порядка оперативно реагируют. Однако кардинально ситуацию это не меняет, и на следующую ночь жители снова просыпаются от рева мотоциклов.
"Каждое утро у полиции начинается с мотоциклов и мопедов. Ребята, как могут, нам помогают. Мы им очень благодарны, но, помимо этой проблемы, у них миллион дел в городе.
Конечно, они устраивают рейды, но это капля в море, пока мы не изменим закон. Для мотоциклистов это прикол - убегать от полиции. Они даже в инстаграме публикуют такие записи. Когда мы спрашиваем у полиции, почему они не догоняют их на своих мотоциклах, они говорят, у нас мотоцикл не тянет 160 километров в час, мы не можем сделать перехват. К тому же такие гонки небезопасны, были уже смертельные случаи среди лихачей. Ежедневно полиция забирает на штрафстоянку от 10 мотоциклов или мопедов".
По словам Раушан, еще одна проблема - стритрейсеры.
"Раньше на Восточной объездной дороге ребята выходили, блокировали дорогу, ставили флажки и гоняли. Как "Формула-1" была, ставки делали. Один заезд около пяти тысяч долларов стоил. Сейчас они гоняют где-то около аэропорта, также перекрывают дорогу, жители не могут к себе на район проехать. Хотя есть Sokol (автодром, расположенный в Алматинской области - прим. авт.). Но там нужно деньги платить. А стритрейсеры к тому же еще должны от полиции убегать".
Вопросов к этим ребятам тоже много, платят ли они налоги за переделанный мотор и как проходят техосмотр, заключила собеседница.
Фото: pexels.com
"На рынках продают мопеды свыше 100 кубов"
Менеджер межведомственной группы по внедрению сервисных подходов в обеспечение общественной безопасности Алматы Асель Джумагалиева провела свое расследование по мопедам на одном из рынков.
"Я будто хотела купить себе мопед, подошла к четырем продавцам. Знаете, какой ответ я получила? Что у них все мопеды свыше 100 кубов. Но когда я попросила их показать подтверждающие документы, то увидела, что тот самый пункт, где указывается количество кубов, прописан ручкой и там везде ставят 50 кубов! Следовательно, никакого госномера владельцам мопедов брать не надо.
Есть еще один факт. На днях один из мопедистов рассказал мне, что у него 120 кубиков фактически, но по заводским документам - 49. Выходит, что поставщики мопедов идут в сговоре с китайскими заводами. И здесь, конечно, нужно уже ставить вопрос перед профильным министерством, которое допускает ввоз таких мопедов в нашу страну".
Спикер считает, что нужно поднять штрафы за нарушение закона о тишине, усилить техосмотр мопедов и обязать всех мопедистов получать госномера.
"Эта проблема уже вызывает социальное напряжение в обществе. Они не воспринимают законы и правила, не уважают водителей и не думают даже о своей безопасности".
Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев
"Важная проблема: у полиции нет шумомеров"
Еще один активный участник чата - юрист Ноян Шанов, проживает в Медеуском районе. Закон о тишине вступает в силу с 22:00 до 9 утра, а в праздники - с 23:00 до 10 часов утра, напоминает собеседник.
"Сон - это важнейшая физиологическая потребность человека. Его недостаток сказывается на здоровье, работе. Громкий шум моторов заставляет просыпаться детей, стариков, это ночной стресс для жителей нашего города".
По словам юриста, одна из важных проблем в борьбе с мопедистами и мотоциклистами - отсутствие у полиции шумомера.
"Этим пользуются грамотные в правовом отношении мотоциклисты и мопедисты. Шумомеры есть у экспертов, они приезжают со специальным оборудованием и измеряют уровень шума в децибелах. Но эти эксперты платные, и ночью, естественно, они не приедут.
Раньше полицейские пользовались приложением на смартфоне, но там не совсем точные данные. Поэтому нарушителей не могут остановить из-за шума. Их останавливают по другой причине: проезд без мотошлема, перевозка пассажиров на мопедах и т. д.".
Собеседник также обратил внимание на то, что у мотоциклов госномер расположен сзади, а это затрудняет фиксацию нарушений "Сергеками".
Спикер отдельно сказал про мопеды. Он напомнил, что мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, объем двигателя которого не должен превышать 50 кубических сантиметров, а скорость должна быть не более 50 километров в час.
"Все мопеды свыше этих цифр должны подлежать обязательной госрегистрации и иметь госномер. Такая мера будет дисциплинировать водителей этих транспортных средств. Данная регистрация нужна и самим мопедистам.
Последний случай - водитель мопеда попал в очень серьезное ДТП и лежал в коме без документов. Невозможно было его идентифицировать, так как отсутствовал госномер. Госномер - это и налог государству, страховка перед третьими лицами, обязательное наличие техпаспорта, водительских прав.
Водители мопедов чаще нарушают ПДД, потому что они остаются безнаказанными. Считаю, что нужно увеличивать штрафы за нарушение закона о тишине, выделять автомотодромы с шумовым ограждением в пределах черты города и ввести обязательный запрет на свободную продажу резонаторов и прямотоков".
Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев
"Пока у мопедистов не будет госрегистрации и госномеров, нарушения однозначно будут"
Руководитель компании "Автоадвокат" Мадияр Утембаев говорит, что в его практике немало случаев, когда мопедисты сами становятся пострадавшей стороной, получают инвалидность, есть ситуации с летальным исходом. Этим парням нет и 18, и они элементарно не знают, что такое правила дорожного движения.
"У них нет страхового полиса. Соответственно, повредив имущество третьих лиц, эти ребята не могут оплатить. Пострадавшей стороне приходится обращаться в гражданский суд, а это очень затяжной процесс. Да и что возьмешь у 15-, 16-летних пацанов. Хотя, конечно, ответственность до 18 лет несут родители, но судебный процесс идет долго".
Мадияр поддерживает предыдущих спикеров, считая, что проблему решат госномера.
"Вне зависимости от кубов нужно обязать мопедистов проходить госрегистрацию и дать им госномера. Имея госномера, они будут понимать, что "Сергеки" их штрафуют, другие участники движения также могут снять их нарушения на фото, видео и отправить в полицию. Дополнительно они будут страховать свой транспорт. А значит, при совершении ДТП вторые участники смогут без проблем получить компенсацию.
Пока у них не будет госрегистрации и госномеров, нарушения однозначно будут. Будут ездить по встречке, шашками, змейкой кататься. Эти ребята понимают, что привлечь к ответственности их смогут, только если поймают".
Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев
"Нельзя требовать от мопедистов права любой категории"
Эксперт по микромобильному транспорту Ануар Джусупов говорит, что мопедисты в Казахстане являются полноценными участниками дорожного движения и на них распространяются все штрафы. Почему полиция не всегда штрафует нарушителей - другой вопрос.
"С точки зрения Кодекса об административных правонарушениях не нужен госномер, чтобы получить штраф, достаточно наличие ИИН. При этом если мы говорим про то, чтобы автоматически получать штраф, то здесь действительно нужно вводить какую-то систему номеров.
И должны вводиться права на вождение именно мопеда, соответственно, нужно внедрить теорию и практику, связанные с мопедами, их спецификой. Нельзя требовать от мопедистов права любой категории, потому что тогда можно получить права на трамвай и ездить на мопеде. Это нелогично".
Собеседник также предлагает внедрить единую информационную базу по мопедистам, нарушающим закон о тишине и правила дорожного движения, и доступ к ней должны иметь все сервисы курьерских служб.
"Они могут видеть, насколько добросовестный сотрудник работает с ними, и на основе этого повышать его рейтинг, понижать или вообще банить. Такая мера может простимулировать водителей, которые держатся за свою работу.
Сейчас мопеды стали основным источником дохода для большого пласта населения, как минимум Алматы и Астаны. И если вводить какие-то ограничения, то делать это нужно осторожно, неагрессивно, поскольку это чувствительная категория людей".
Ануар считает, что не помешало бы озвучить статистику по ДТП, совершаемым мопедами. А именно, какой тип происшествий происходит с ними чаще всего и кто виноват.
"Если инцидент происходит, когда он едет по краю проезжей части - там, где он сейчас по правилам обязан ехать, и автолюбители не смотрят в зеркало при повороте направо, хотя обязаны это делать, то здесь, очевидно, надо работать с водителями, а не с пользователями мопедов. К сожалению, МВД такую аналитику не предоставляет в открытом доступе".
Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев
Начальник Управления местной полицейской службы ДП города Алматы полковник полиции Ержан Узабаев отмечает, что наблюдается рост ДТП с участием мотоциклистов, мопедистов, велосипедистов и самокатчиков.
"В целях повышения транспортной дисциплины среди водителей мопедов, самокатов и скутеров нами на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия. Усилена работа по выявлению нарушений ПДД и закона о тишине.
На 10 августа этого года к административной ответственности привлечено 5879 водителей мопедов.
Согласно КоАП РК за нарушение тишины предусмотрена административная ответственность. Сумма штрафа составляет 17 250 тенге (5 МРП) на физическое лицо, при повторном нарушении в течение года - 34 500 тенге (10 МРП).
Водители мопедов, согласно ПДД РК, должны передвигаться по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе маршрутных транспортных средств, в один ряд.
Водителям мопедов запрещается:
- ездить, не держась за руль одной рукой;
- перевозить пассажиров;
- перевозить груз, который выступает более чем на 15 сантиметров по
ширине или длине за габариты, или груз, мешающий управлению; - передвигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- ездить по пешеходному переходу.
Вместе с тем МВД РК разработало проект приказа, которым вносятся изменения в действующие правила дорожного движения и основные положения по допуску транспортных средств и эксплуатации, где водителям мопедов запретили двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, обочине, тротуару или пешеходной дорожке", - резюмировал Ержан Узабаев.
Текст: Анастасия Солнцева