Это не кадры из фильма про апокалипсис. Эти фото сделал фотокорреспондент Tengrinews.kz в обычный день в Алматы. Тот случай, когда снимки говорят сами за себя. Мы решили сделать несколько репортажей про катастрофическую экологическую ситуацию, которая складывается в мегаполисе.
Это не кадры из фильма про апокалипсис. Эти фото сделал фотокорреспондент Tengrinews.kz в обычный день в Алматы. Тот случай, когда снимки говорят сами за себя. Мы решили сделать несколько репортажей про катастрофическую экологическую ситуацию, которая складывается в мегаполисе.
Еще в ноябре прошлого года Президент Казахстана заявил, что проблема высокого уровня загрязнения воздуха в Алматы требует незамедлительного решения.
"Основными источниками загрязнения являются автотранспорт (55 процентов), городские ТЭЦ и промышленные предприятия (35 процентов), а также негазифицированные частные дома (около 10 процентов). Ситуация усугубляется плотной застройкой, не учитывающей розу ветров и препятствующей поступлению чистого воздуха в город", - отметил Касым-Жомарт Токаев на встрече с общественностью Алматы.
Фото: сайт airkaz.org
Проблема действительно острая и актуальная для алматинцев. На фото выше - состояние воздуха в минувшее воскресенье. Указанные цифры - это показатель концентрации РМ 2.5 (воздушный загрязнитель, в состав которого входят как твердые микрочастицы, так и мельчайшие капельки жидкостей).
"А тем временем это воскресенье стало самым грязным днем с начала года. Концентрация РМ 2.5 в некоторых точках достигает 400 мкг/м³. Среднесуточные значения превышают ПДК (предельно допустимую концентрацию) примерно в 18-19 раз! Жить зимой в Алматы - это отдельный вид пытки. И эта катастрофа вполне рукотворна", - написал в соцсетях экоактивист Павел Александров.
Для безопасной жизнедеятельности человека среднесуточный уровень PM 2.5 в воздухе в соответствии с рекомендациями ВОЗ не должен превышать 25 микрограммов (мкг) на кубический метр воздуха.
Мы поговорили с алматинцами о текущей экологической ситуации в городе и спросили, как они видят решение проблемы.
Денис Щепин проживает на улице Жулдыз (Бостандыкский район), и, по его словам, даже в ясный день видно, как город утопает в грязи. Он видит две причины загрязненного воздуха в Алматы:
"Первая - это жадность застройщиков и тех, кто выдает разрешения на их безумные проекты. Строят дома вообще без территории, создавая нагрузку на окружающую инфраструктуру, совершенно не думая о том, как там будет воздух двигаться. Считаю, нужно провести проверки всех разрешений, которые выданы на еще не построенные здания.
И вторая - невежество. Это когда применяется опыт зарубежных стран без понимания его контекста. Урбанизация - это прекрасно, но если она сочетается с уплотняющей застройкой, то это просто безумный ад, в котором для экологии ничего не остается", - говорит Денис.
Денис уверен, что строительство парков в шаговой доступности от жилых комплексов поможет улучшить ситуацию:
"Концепция "Город без окраин" выглядит очень хорошо, если ее нормально реализовать. Чем меньше у жителей повода выезжать куда-то, тем меньше нагрузка на экологию. У каждого вновь построенного ЖК должна быть прилегающая территория, как минимум равная площади построенных квартир.
От государства - замена ТЭЦ-2".
По мнению алматинца Шакира Исламбакиева, причины плохой экологии в городе - ТЭЦ-2, хаотичная и непродуманная застройка города, а также большое количество автомобилей и, как следствие, постоянные пробки.
"Мне кажется, что ситуация сейчас одинаково плоха по всему городу. Особенно этой зимой. Над городом стоит черная плотная пелена, и кажется, что ее можно пощупать.
Наверное, нужно государственный аппарат перевезти в Алматы, чтобы и они "наслаждались" смогом. Может, тогда что-то делать начнут?" - возмущается Шакир.
Марат Аймурзаев живет и работает в центре.
"На самом деле назвать самую загрязненную часть города сложно, поскольку у нас котловина и высокий уровень ПДК (предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воздухе) практически везде, за исключением верхней части города, ближе к Аль-Фараби.
Тем не менее считаю, что грязнее всего воздух в нижней части города, где ТЭЦ-2, проспекты Райымбека и Рыскулова и наиболее интенсивное движение 24 на 7, а также сосредоточен весь автохлам.
"Причины загрязнения три, - говорит Марат. - Это ТЭЦ-2, автотранспорт и частный сектор, который при наличии газификации продолжает отапливаться чем попало.
В первую очередь надо как можно быстрее переводить ТЭЦ на газ. Во-вторых, запретить въезд в центр города откровенно старому транспорту либо установить платные экологические зоны в центре.
Развивать частный электротранспорт, вплоть до субсидирования покупки электрокаров горожанами. Причем не только так называемого отечественного производства, но и импортируемых, в том числе в частном порядке.
Убрать все таможенные и налоговые платежи при ввозе такого транспорта в Казахстан, а также взимание больших сборов при его первичной регистрации, вне зависимости от года выпуска. Поскольку новые электрокары, как правило, дороги и завозить их среднему классу пока еще невыгодно, можно это сделать в рамках Алматы в виде эксперимента.
К частному сектору, считаю, тоже надо принимать жесткие, но справедливые меры. Сейчас практически все газифицировано, но частный сектор не спешит подключаться и переходить на газ. Здесь, по моему мнению, государство должно взять расходы на себя и подключать под ключ с включением этих расходов в тариф.
Как, например, с общедомовыми счетчиками тепла, когда устанавливает монополист, а выплата потом производится частями. Если речь идет о социально уязвимых слоях населения, то также субсидировать им оплату газа, поскольку отопление газом, установка того же газового котла не каждому по карману. А потом контролировать и нещадно штрафовать, когда, помимо угля, сжигают и все отходы, включая резину.
Но, на мой взгляд, главная причина смога - это автотранспорт. Если бы была моя воля, то я бы запретил эксплуатацию откровенно старых автомобилей в городе, хотя бы в центре.
И необходимо скорее запускать БАКАД, чтобы разгрузить Райымбека и Рыскулова от транзитного транспорта. Еще я бы запретил заезжать фурам в город днем, пусть ночью разгружаются", - заключил Марат.
Еще один наш собеседник, Дмитрий Кузнецов, считает, что город спасут зеленые насаждения:
"У нас дома неправильно расположены. Проветриваются только проспекты Назарбаева, Достык немного, с гор воздух, где-то улица Сейфуллина. Для улучшения ситуации считаю, что больше зелени нужно, и еще я бы добавил побольше туалетов нормальных".
Динара Кабдулсамат живет в Ауэзовском районе. Она часто совершает прогулки по городу и поделилась с нами своими наблюдениями:
"Я часто бываю в Алатауском районе и думаю, что там самый загрязненный воздух. Близость ТЭЦ-2 сказывается. Когда открываешь окно, воздух имеет специфический запах. А если оставить окно открытым, на мебели оседает коричневая пыль.
Хотя недавно ездила в Медеуский район, который считала самым чистым, и была неприятно удивлена, когда увидела смог. Ехала по Восточной объездной дороге, и смог был заметнее, чем в Алатауском. Плотный, густой. Видимо, приносит ветром с запада.
Основной причиной загрязнения воздуха считаю использование угля на ТЭЦ-2 вместо природного газа, домохозяйства, использующие уголь, и рост парка транспортных средств (преимущественно из старых, подержанных автомобилей).
Также есть вопросы по качеству обслуживания общественного транспорта. Очень много дымящих автобусов и таких, после езды в которых есть подозрения на отравление угарным газом.
Снижение воздействия токсичных веществ в городе нужно сделать приоритетной задачей, - рассуждает Динара. - Не знаю, есть ли статистика по преждевременным смертям вследствие атмосферного загрязнения в Алматы, но подозреваю, что цифры будут высокие, так же, как и сумма ущерба, нанесенного вследствие потери здоровья горожан".
По словам Динары, она видит несколько решений для улучшения экологической ситуации.
"Во-первых, нужно ускорить переход ТЭЦ-2 с угля на газ. Во-вторых, газифицировать по максимуму частный сектор. В-третьих, проводить техосмотр транспортных средств, предварительно исключив коррупционную составляющую. Это касается как автомобилей алматинцев, так и приезжих из области.
В-четвертых, развивать активнее общественный транспорт, увеличить количество автобусов в часы пик. Обновить автопарк. Усилить контроль за состоянием машин. Продолжить строительство метрополитена.
И до тех пор, пока экологическая ситуация не улучшится, проводить мониторинг воздуха. Предупреждать об опасном уровне горожан, чтобы не выходили без нужды на улицу, не открывали окна либо надевали маски.
Информирование людей о реальном уровне загрязнения поможет сохранить здоровье, поэтому хорошо было бы получать SMS-уведомления", - заключила Динара.
Мы заглянули в дорожную карту по реализации программы развития Алматы до 2025 года. Укажем некоторые планы городских властей по улучшению качества воздуха на 2023 год:
- установка 35 единиц зарядных станций для электромобилей;
- проведение исследования по анализу эффективности оборудования по очистке воздуха See Air (согласно программе в прошлом году в городе в пилотном режиме были установлены 7 блоков оборудования);
- начало строительства индустриального парка зеленых инноваций;
- посадка 320 тысяч саженцев деревьев и кустарников и 184 тысяч квадратных метров цветников;
- строительство 5 новых парковых зон (где именно, не уточняется);
- реконструкция и благоустройство существующих 7 парковых территорий (места не уточняются).
Полностью с программой по части экологии вы можете ознакомиться здесь.
В следующих материалах мы расскажем мнения экологов по поводу сложившейся ситуации в Алматы, а также о том, чем опасен для здоровья алматинский воздух.
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев