27 марта 2019 года военный вертолет потерпел крушение в Кызылординской области. Вертолет Ми-8 упал в Жалагашском районе. Погибли 13 человек. По роковому стечению обстоятельств в этом же самом районе 11 лет назад разбился еще один Ми-8. 28 февраля 2008 года борт "Казавиаспаса" не долетел до нужной точки. 27 марта и 28 февраля, с разницей в 11 лет, стали печальными датами в истории страны. Редакция Tengrinews.kz предлагает вспомнить детали двух авиакатастроф.
27 марта 2019 года военный вертолет потерпел крушение в Кызылординской области. Вертолет Ми-8 упал в Жалагашском районе. Погибли 13 человек. По роковому стечению обстоятельств в этом же самом районе 11 лет назад разбился еще один Ми-8. 28 февраля 2008 года борт "Казавиаспаса" не долетел до нужной точки. 27 марта и 28 февраля, с разницей в 11 лет, стали печальными датами в истории страны. Редакция Tengrinews.kz предлагает вспомнить детали двух авиакатастроф.
2019 год
27 марта 2019 года вертолет Ми-8 Министерства обороны Казахстана потерпел крушение в Жалагашском районе Кызылординской области. Вертолет следовал в составе звена из четырех боевых вертолетов из города Актау в Шымкент. Перелет проходил в рамках комплексной проверки и учений специальных подразделений "Алтын жебе". 13 военнослужащих, находившихся на борту, погибли.
Список погибших при крушении вертолета в Кызылординской области
По словам эксперта Стальбека Алымкулова, скорее всего, все четыре вертолета следовали друг за другом, пеленгом (когда воздушные суда располагаются друг за другом уступами, со смещением вправо назад — правый пеленг, влево назад — левый).
"Возможно, упавший вертолет летел последним, возможно, он потерялся, но успел передать по рации что-то. Второй вертолет позже вернулся, но что там возвращаться? Там уже все горело. Вертолеты такого типа за пять минут сгорают. Если мы, гражданские летчики, летаем на высоте 2 100-2 400 метров, то военные обычно высоко не забираются. Летят по низам, 300-400 метров, может быть", - говорит эксперт.
Стальбек Алымкулов предполагает, что метеоусловия или ЛЭП не могли стать помехой на пути вертолета, так как в этом районе нет гор, одна степь. "Сложные метеоусловия не всегда могут быть причиной падения вертолета. Я сам сколько раз в осадки попадал. Там же есть приборы, авиагоризонты. Сложные метеоусловия - это когда сильный ветер, порывистый, когда видимость 1 500 метров и ниже, туман, гололед, обледенение. А вчера, судя по видео, ветер несильный, дым вертикально шел. Что такое ветер? Для вертолета Ми-8 ветер - это, допустим, на посадку, на взлет 25 метров в секунду, это почти 100 километров в час. Такого ветра нет там. Облачность висит на 1 000 метров где-то, тихо, спокойно", - поделился мнением Стальбек Алымкулов.
"Они летели вдоль дороги, видимо. На кадрах распространяемого видео можно увидеть, что вертолет рядом упал с дорогой.
Что касается самого Ми-8, то, по мнению Стальбека Алымкулова, машина зарекомендовала себя очень хорошо."Восьмерке" уже 60 лет. В 1961 году вертолет первый раз полетел. На нем корейцы, японцы, индусы, вьетнамцы, индонезийцы, канадцы, финны, немцы, американцы летают".
Иллюстративное фото Минобороны
Эксперт поделился мнением о возможных причинах падения вертолета.
"Если бы был отказ двигателя, сесть-то можно. Один двигатель отказал, на втором можно идти. Отказали два двигателя, можно было бы сесть аккуратно на авторотации, там ведь равнина. А здесь, видите, он горит синим пламенем, черный дым. Я думаю, он потерял управление, кувыркнулся. Рассоединение какое-то было, возможно. Перед вылетом техники обязательно проверяют вертолет. Бортмеханик сам ходит, все смотрит. Но в полете все может случиться. Полет есть полет. Вертолет трясет же, вибрация. Столько видов вибрации там - от двигателей, от лопастей. А при тряске все может быть. Может быть, и усталость, трещина может произойти".
Крушение военного вертолета расследуют по статье "Нарушение правил полетов"
2008 год
28 февраля 2008 года в нескольких километрах от поселка Жалагаш разбился вертолет Ми-8 РГП "Казавиаспас". Это был обычный противопаводковый облет. По данным "Кызылординских вестей", в вертолете находились 18 человек, среди которых были члены экипажа, аким области Мухтар Кул-Мухаммед, сотрудники областного акимата, регионального ДЧС, водохозяйственных служб, операторы и журналисты. Вся группа должна была осмотреть с воздуха защитные дамбы на Сырдарье, планировалось побывать в местностях Турымбет, Торт Там, Кара Иирим. На участке Турымбет была площадка для посадки вертолета, но вертолет до нее не долетел.
Карта примерного места крушения двух вертолетов.
Потерпевший катастрофу вертолет был произведен в 1977 году. Последний раз летный ресурс машины был продлен до сентября 2008 года. Причиной падения указывали остановку двигателей либо прекращение подачи топлива в двигатель машины в результате засорения топливопровода.
В результате авиакатастрофы погибли два члена экипажа и три пассажира: командир экипажа Ми-8 Фахретдин Унгарбаев, второй пилот Галым Нурмаганбетов, заместитель начальника ДЧС области Казбек Тореманов, старший офицер МЧС Нурлан Кумаров, летчик Виталий Глазунов, пресс-секретарь акима области Сахиджан Бермаганбетов.
"У них закончилось топливо. Двигатели остановились, и они упали. Командир, борт-механик погибли, много кто пострадал. Они упали в арык. Кабина пилота закрылась, если я не ошибаюсь. После этого происшествия комитет установил правила, что если военный летчик переходит на работу в гражданскую авиацию, то он должен отлетать 250 часов вторым пилотом", - рассказал Стальбек Алымкулов.
После авиакатастрофы в 2008 году на месте падения вертолета установили мемориал. К нему кызылординцы постоянно приносят цветы. Возможно, после 27 марта здесь появится еще один обелиск. Страшно терять людей в мирное время... Наши искренние соболезнования родным и близким погибших.
На месте авиакатастрофы установили мемориал. Фото с сайта kzvesti.kz