То, что получилось такое необычное кино, было предсказуемо. Президент неоднократно высказывал свое мнение о новом казахстанском кинематографе, указывал на то, что тем, кто берется снимать отечественные фильмы, не стоит смотреть на Голливуд, а лучше бы им поискать свой казахстанский путь. Так и получилось, что "Ради будущего" отличается от того, что идет сегодня в кинотеатрах.
Показ этого фильма проходил в одном из торгово-развлекательных центров Астаны. В кинотеатре было много афиш, которые зазывали посмотреть последние новинки, например "Джона Картера". Разглядывая их, я думал, а вот если Нурсултан Назарбаев возьмет и все-таки вместо "Ради будущего" пойдет на "Джона Картера"…Но, судя по многочисленным сотрудникам Службы охрана Президента и металлоискателям у входа в зал, где запланирован показ "Ради будущего", я понял, что смотреть мы все будем именно казахстанское кино.
"Мы должны исходить не из количества, нужно ориентироваться на качество. Сейчас кино должно быть смотрибельным. На нас прет западная культура, бездуховная. Есть такое понятие - американская мечта: если ты себя сам не сделал, то ты никому не нужен. Мы - другое общество. Мало говорим об уважении к старшим, женщинам, заботе о детях. Моральная сторона хромает. В высказывания актеров должны вкладываться слова, которые заставляют человека делать что-то лучше. А сейчас мы смотрим что? Одна за одной картины, посмотрев которые, испытываешь в конце полное разочарование", - говорил 11 января 2012 года Нурсултан Назарбаев и вот уже 14 марта 2012 года киностудия "Казахфильм" показывает, по их представлениям, именно такое кино, о котором говорил Президент. В "Ради будущего" есть, все критерии, на которые просил обратить внимание Нурсултан Назарбаев - уважение к старшим, к женщинам, а особенно забота о детях. Но больше всего привлекают внимание диалоги героев, они вкладывают в свои слова столько информации, что иногда кажется, что смотришь не кино, а разъяснительный рекламный ролик о том, какие возможности дает та или иная государственная программа Казахстана.
"Мы смотрим Голливуд, смотрим другие фильмы. Там как раз не то. Они пропагандируют личность. А мы хотим, чтобы обществу было хорошо. То есть, работа, жизнь личности должна служить обществу", - сказал Назарбаев молодым людям, после просмотра "Ради будущего".
То есть, по сути, создатели фильма выполнили все, если так можно выразиться, поручения Главы государства. Но при этом, они, кажется, переусердствовали с желанием наполнить героев самыми лучшими человеческими качествами и сделали из них каких-то неполноценных людей. Любовь к родине у этой казахстанской молодежи, уехавшей учиться в Европу, зашкаливает. Один из героев - молодой одинокий парень по каким-то необъяснимым причинам отказывается от предложения молодой симпатичной француженки погулять с ней по Парижу и остаться с ней наедине, а вместо этого читает ей слова назидания Абая. А другой на вечеринке в честь празднования Наурыза демонстративно пьет то ли молоко, то ли кумыс (дело происходит в Германии) и, рассказывая друзьям-иностранцам об этом весеннем празднике, говорит как ведущий детской познавательной передачи. И вообще весь фильм не покидает странное ощущение: как будто сначала молодые люди общаются между собой, а потом вдруг с экрана обращаются к зрителям с очень знакомыми словами. Впечатление, что актеры заучили наизусть тексты ежегодного Послания Президента народу Казахстана.
То, что получилось такое необычное кино, было предсказуемо. Президент неоднократно высказывал свое мнение о новом казахстанском кинематографе, указывал на то, что тем, кто берется снимать отечественные фильмы, не стоит смотреть на Голливуд, а лучше бы им поискать свой казахстанский путь. Так и получилось, что "Ради будущего" отличается от того, что идет сегодня в кинотеатрах.
Показ этого фильма проходил в одном из торгово-развлекательных центров Астаны. В кинотеатре было много афиш, которые зазывали посмотреть последние новинки, например "Джона Картера". Разглядывая их, я думал, а вот если Нурсултан Назарбаев возьмет и все-таки вместо "Ради будущего" пойдет на "Джона Картера"…Но, судя по многочисленным сотрудникам Службы охрана Президента и металлоискателям у входа в зал, где запланирован показ "Ради будущего", я понял, что смотреть мы все будем именно казахстанское кино.
"Мы должны исходить не из количества, нужно ориентироваться на качество. Сейчас кино должно быть смотрибельным. На нас прет западная культура, бездуховная. Есть такое понятие - американская мечта: если ты себя сам не сделал, то ты никому не нужен. Мы - другое общество. Мало говорим об уважении к старшим, женщинам, заботе о детях. Моральная сторона хромает. В высказывания актеров должны вкладываться слова, которые заставляют человека делать что-то лучше. А сейчас мы смотрим что? Одна за одной картины, посмотрев которые, испытываешь в конце полное разочарование", - говорил 11 января 2012 года Нурсултан Назарбаев и вот уже 14 марта 2012 года киностудия "Казахфильм" показывает, по их представлениям, именно такое кино, о котором говорил Президент. В "Ради будущего" есть, все критерии, на которые просил обратить внимание Нурсултан Назарбаев - уважение к старшим, к женщинам, а особенно забота о детях. Но больше всего привлекают внимание диалоги героев, они вкладывают в свои слова столько информации, что иногда кажется, что смотришь не кино, а разъяснительный рекламный ролик о том, какие возможности дает та или иная государственная программа Казахстана.
"Мы смотрим Голливуд, смотрим другие фильмы. Там как раз не то. Они пропагандируют личность. А мы хотим, чтобы обществу было хорошо. То есть, работа, жизнь личности должна служить обществу", - сказал Назарбаев молодым людям, после просмотра "Ради будущего".
То есть, по сути, создатели фильма выполнили все, если так можно выразиться, поручения Главы государства. Но при этом, они, кажется, переусердствовали с желанием наполнить героев самыми лучшими человеческими качествами и сделали из них каких-то неполноценных людей. Любовь к родине у этой казахстанской молодежи, уехавшей учиться в Европу, зашкаливает. Один из героев - молодой одинокий парень по каким-то необъяснимым причинам отказывается от предложения молодой симпатичной француженки погулять с ней по Парижу и остаться с ней наедине, а вместо этого читает ей слова назидания Абая. А другой на вечеринке в честь празднования Наурыза демонстративно пьет то ли молоко, то ли кумыс (дело происходит в Германии) и, рассказывая друзьям-иностранцам об этом весеннем празднике, говорит как ведущий детской познавательной передачи. И вообще весь фильм не покидает странное ощущение: как будто сначала молодые люди общаются между собой, а потом вдруг с экрана обращаются к зрителям с очень знакомыми словами. Впечатление, что актеры заучили наизусть тексты ежегодного Послания Президента народу Казахстана.
Порой в некоторых моментах болашаковцы в "Ради будущего", пытаясь пошутить, как бы нарушают изначальный замысел режиссера, забывая, что они должны нести только честность, добро и показывать другим молодым людям пример. В фильме есть сцена, где наш парень казах говорит немецкому гаишнику, который собирается его оштрафовать - "может договоримся?" или уже находясь в Астане, использует дружеские связи, чтобы взять кредит в банке на открытие своего бизнеса и это в то время, когда в реальной жизни все казахстанские предприниматели просят Григория Марченко, сделать так, чтобы банки давали кредиты бизнесменам без всяких связей, откатов и другой личной выгоды.
Признаюсь честно, я не хотел досматривать это кино до конца. Но Службе охраны Президента, которая контролировала вход и выход, вряд ли понравилось бы мое желание покинуть зал посреди сеанса. И я решил остаться до финальных титров. Ради будущего.
Ренат Ташкинбаев