"Дождь" из фекалий, воровство и мусор. Ад первичного жилья Астаны
При покупке квартиры каждый из нас желает, чтобы дальнейший ремонт и проживание в ней были спокойными и без каких-либо казусов. Однако нужно быть готовыми к весьма неприятным моментам. Корреспондент Tengrinews.kz на собственном опыте убедился, какой может твориться кошмар (без преувеличения) в только что построенной многоэтажке. Фекалии под окнами и на лестничной площадке, лица без определенного места жительства, воровство и бесконечные протечки труб - это лишь малая часть того, через что сейчас проходят новоселы одного из столичных жилых комплексов. Как им удается со всем этим справляться – в материале ниже.
Первые тревожные звоночки
Все началось со сдачи одного из столичных ЖК комфорт-класса в эксплуатацию и появления общедомового чата. Пока ипотечники оформляли заем в банках, внесшие 100 процентов оплаты в это время приступили к планированию ремонта. Здесь хотелось бы остановиться на совете с приемкой квартиры у застройщика. Какой бы компания ни была хорошей, она в любом случае нанимает для строительных и других работ подрядные организации. А вот они уже не всегда выполняют свои обязательства добросовестно.
Безусловно, можно самостоятельно пройтись по квартире и провести визуальный осмотр. Однако именно специалисты точно укажут вам все имеющиеся дефекты, в том числе незаметные для глаза человека, далекого от строительства. Так, к примеру, в нашем ЖК многие столкнулись с некачественно установленными окнами, из которых дуло, а местами в них и вовсе были большие трещины. Некоторые квартиры жаловались на осыпающуюся штукатурку, неровные полы и стены, нестандартные дверные проемы. Все это по гарантии (в Казахстане гарантия на недвижимое имущество – два года) должно быть исправлено застройщиком. Приемка квартиры с полным осмотром и отчетом обходится в среднем 300–400 тенге за квадратный метр. Ее можно заказать до начала ремонта в квартире и передать отчет со всеми дефектами застройщику. В нормальных компаниях, которые дорожат своей репутацией, устранят недочеты.
К сожалению, были и другие весьма неприятные сюрпризы, когда в квартирах обнаруживались оставленные строителями плевки на стенах и полу с насваем, окурки и, что хуже всего, бутылки и пакеты с отходами жизнедеятельности человека. Иными словами, с мочей и фекалиями. Конечно, спасибо стройкомпании, что быстро реагировали и брали на себя ответственность за уборку таких "подарков". Однако специалистам все же следовало лучше проводить осмотр помещений, прежде чем передавать ключи новым владельцам.
В бутылках на фото совсем не сок, а "подарок" от строителей владельцам квартир
Тогда никто из новоселов даже не догадывался, что примерно через месяц, когда активно начнутся ремонтные работы в квартирах, им придется начать настоящую борьбу с любителями "оставить коричневый след" в истории нашего ЖК…
"А кто это сделал?"
Помните персонажа Людвига Аристарховича из комедийного сериала "Наша Russia" – "а кто это сделал?" Так вот. Жители нашего ЖК уже два месяца еженедельно задаются этим вопросом в общедомовом чате. В это сложно поверить, но нанятые владельцами квартир ремонтные бригады устроили настоящий "дождь" из фекалий.
Об этом впервые рассказала председатель КСК, которая заметила пакеты с неприятным содержимым под окнами дома. Дальше – хуже. Уборщица то и дело сообщала, что кто-то сходил в туалет на лестничной площадке на разных этажах дома и в лифтах. Рабочие, проводившие ремонт в квартирах, старательно пытались надолго остаться в памяти жителей нашего ЖК.
Пакет с подозрительным содержимым, предположительно, выброшенный из окна чьей-то квартиры и попавший на козырек подъезда
Такие "мины" были оставлены нанятыми рабочими на лестничной площадке на нескольких этажах
Напомню, это новый дом комфорт-класса. В него даже 50 процентов жителей еще не заселились, а уже начал твориться такой беспредел. Воровство подушек с кресел в холле, строительный мусор на этажах, испачканные стены и кнопки лифтов в цементе и краске, сломанные грузчиками двери подъезда. Добавить к этому можно разве что случаи, когда те, у кого еще идет ремонт, топили тех, кто уже проживал в квартире. А еще мешали спать, проводя работы даже в ночное время.
Конечно, люди сами виноваты в том, что наняли для ремонта недобросовестных специалистов. И в том, что не контролируют ход работ. Более того - не состоят в общедомовом чате, поэтому не знают, что творится в доме. В большинстве случаев это перекупщики, которым нет дела до состояния дома. Главное - быстрее продать жилплощадь и получить выручку. Все остальные становятся заложниками плохо пахнущей ситуации.
В один из вечеров случилось возгорание контейнера для строительного мусора. Пришлось вызвать "101". Предположительно, пожар произошел из-за брошенного туда окурка. По камерам выяснить это не удалось. К слову, о видеонаблюдении. Застройщик почему-то решил, что в лифтах, на этажах и лестничном марше оно нам не нужно. Как итог – в слепых зонах и происходит все то безумие, описанное выше. Теперь же установка дополнительных камер – головная боль самих жильцов, которых пока не так много, чтобы единовременно собрать деньги. А без камер доказать, что за фараоны оставили свои пирамиды на лестнице, невозможно. Если вы задумались приобретать первичку, проверьте, чтобы застройщик предусмотрел как можно больше камер во всех уязвимых местах. Иначе... вы уже догадываетесь, что может происходить.
Примерно так нередко выглядят первые полгода–год жизни в новом жилом комплексе.
"А у вас есть унитаз? Покажите"
После нескольких фото в чате с оставленными на этажах фекалиями начала формироваться инициативная группа из владельцев квартир. В нее вошли даже многодетные мамы и беременные. Если вы сейчас проживаете похожую ситуацию в своем доме – то берите на заметку.
В присутствии председателя КСК начался поквартирный обход по этажам с фиксированием всего на видео и описью недочетов. Последнее в дальнейшем было передано в стройкомпанию для устранения по гарантии. Разумеется, некоторые рабочие так и не открыли двери, хотя было слышно, что внутри кто-то есть. Квартиры проверялись на наличие в них строительного унитаза (его обычно приобретают на время ремонта, после чего продают другим бригадам или выкидывают).
Строительный унитаз не прикручивается к полу. Его просто временно подключают к коммуникациям.
Те, кто открывал, в большинстве отнеслись к проверяющим с пониманием и разрешали войти. У кого-то строительный унитаз был установлен. С теми, у кого он отсутствовал, провели серьезный разговор. Некоторые же повели себя не очень приветливо. При этом в этих квартирах не было строительного унитаза, а углы и местами стены – подозрительно мокрые.
Обход также помог выявить много недочетов со стороны стройкомпании, сдавшей нам дом. Некачественная внутренняя отделка, проблемы с коммуникациями возле счетчиков в подъезде, неработающая пожарная вытяжка, оставленный строительный мусор в подвале, а также неотрегулированные камеры (по периметру ЖК их около 50, и часть работает впустую, так как картинка плохая).
В этот же день были назначены старшие по подъезду, которые разделили между собой этажи для ежедневного обхода. И это дало результат. Рабочие начали вести себя более аккуратно, а при виде проверяющих даже закрывались на замок и не выходили из квартир. С этажей практически пропал весь строительный мусор, а истории с фекалиями больше не повторялись. Полный же порядок, как мы надеемся, наступит лишь тогда, когда закончатся все ремонтные работы, а перекупщики продадут квартиры новым владельцам, которые начнут обживать квадратные метры.
Нашлись и те, кто украл с кресел в холле подушки. Поймать злоумышленников смогла председатель КСК, а помогли ей в этом камеры. Это оказались двое работников, делавшие ремонт в одной из квартир. Сначала они отрицали вину, однако когда им показали доказательства, они, без капли раскаяния, просто вернули подушки. В дальнейшем с ними провел беседу вызванный участковый.
На общедомовом балконе чьи-то рабочие хранили мешки со строительными смесями. Все, что просыпалось, в итоге намокло и потом закаменело на полу. Теперь все это нужно отдирать специальными инструментами.
Чтобы подытожить все вышесказанное, вот советы тем, кто планирует приобретать первичку:
- Камеры видеонаблюдения. Проверяйте проект от застройщика: камеры - это лучший способ держать ваш дом в порядке. Если они не будут предусмотрены в лифтах и на этажах – сразу оговаривайте возможность их установки. Как только дом будет введен в эксплуатацию, многие стройкомпании уже тяжелее идут на контакт.
- Сразу создавайте общедомовой чат в удобном мессенджере. Так вы сможете оперативнее принимать решения по дому, реагировать на какие-либо ситуации, а также сообщать о проблемах. Главное, установить четкие правила общения (например, запрет на рекламу), тогда будет порядок.
- Если есть возможность – наймите специалистов по приемке квартир до того, как подпишете бумагу, что не имеете претензий к стройкомпании. Дефекты могут дать о себе знать после истечения гарантийного срока либо во время ремонта. Тогда платить за их устранение придется уже из собственного кармана.
- Нанимайте проверенную бригаду для ремонта квартиры с заключением договора. В идеале ту, которая берет оплату по факту выполненных работ. Например, нанятая мною бригада делит ремонт на несколько этапов, каждый из которых я принимаю и оплачиваю по факту. В Астане очень часто случаются случаи мошенничества, когда вносится предоплата, после чего ремонтники исчезают. Даже если их находят – к этому моменту они успевают потратить часть денег или всю сумму.
- Просите бригаду установить строительный унитаз или приобретите его самостоятельно через объявления в интернете. Стоят они недорого. Зато это позволит вам быть уверенными, что вашу квартиру и подъезд не загадят. Вам потом здесь жить, а нанятых рабочих абсолютно не волнует этот дом, поэтому иной раз они вытворяют немыслимые вещи. Особенно если для этого созданы все условия: нет унитаза и отсутствует видеонаблюдение.
- Натяжные потолки могут спасти ваш ремонт в случае затопления квартиры от соседей сверху. В новом доме такое случается очень часто. Главное, не протыкать натяжной потолок, а снять люстру и слить или постараться откачать воду через отверстие для освещения.
- Назначьте старших по подъезду, которые будут следить за порядком, помогать со сбором подписей в случае необходимости. Подъезд - это общедомовое имущество, и только жильцы в ответе за то, что в нем происходит.
Вот так поступают некоторые ремонтные бригады.
Ну и напоследок – статьи закона, которые могут вам пригодиться в борьбе с нарушителями:
- Курение в подъезде запрещено. Говорит нам об этом статья 441 КоАП РК "Нарушение запрета потребления табачных изделий, в том числе изделий с нагреваемым табаком (…)". А влечет это деяние за собой штраф в размере 15 МРП (55 380 тенге).
- Справлять нужду в подъезде, как можно догадаться, тоже запрещено. Расценивается это как мелкое хулиганство (434 статья КоАП РК). Штраф – 20 МРП (73 840 тенге).
- Строительный мусор также запрещено выбрасывать в контейнеры. По правилам, физические и юридические лица во время строительства или ремонта обязаны заключать договор на утилизацию строительного мусора. Ни в коем случае нельзя складировать мешки со строительным мусором на лестничной площадке, у подъезда или в паркинге. Это грубое нарушение пожарной безопасности. За нарушение этих правил грозит штраф в размере 20 МРП (73 840 тенге).
- Что касается нарушения тишины: шуметь нельзя с 22 до 9 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни. Если вам мешают спать ваши соседи (физические лица, а не юридические), то они могут нарваться на штраф в размере 5 МРП (18 460 тенге). А вот если тишину нарушают субъекты предпринимательства, то тут штраф колеблется от 20 до 100 МРП (от 73 840 тенге до 369 200 тенге). Если нарушение повторится в течение года – то размер штрафа увеличивается в два раза.
Делитесь в комментариях, приобретали ли вы первичку и сталкивались ли вы с чем-то подобным?