Многие казахстанцы недовольны уровнем своего заработка. Но исправить ситуацию не могут. Только нашли работу с зарплатой побольше, как доллар снова скакнул и отпуск, новый автомобиль и собственное жилье в обозримой перспективе вновь недоступны. Из соцсетей и СМИ же нам вещают: "Секрет успеха прост, сделай эти простые вещи…" Мы делаем, но ничего кардинально не меняется.
Многие казахстанцы недовольны уровнем своего заработка. Но исправить ситуацию не могут. Только нашли работу с зарплатой побольше, как доллар снова скакнул и отпуск, новый автомобиль и собственное жилье в обозримой перспективе вновь недоступны. Из соцсетей и СМИ же нам вещают: "Секрет успеха прост, сделай эти простые вещи…" Мы делаем, но ничего кардинально не меняется.
Алматинский психолог Евгения Казанцева в своей работе вместе с клиентами часто исследует тему денег. Специалист отмечает, что деньги – это отражение наших установок. Установки формируются в детстве и могут влиять на доходы человека. Если вы хотите улучшить свое финансовое благополучие, но никак не получается – присмотритесь, может быть найдете подсказки в этом материале.
При чем тут детство?
"Казахстанцам зачастую сложно говорить о деньгах прямо, стыдно признавать, что с ними что-то не в порядке. Спрос на эту тему можно увидеть по обилию рекламы: как увеличить доходы, избавиться от долгов, перестать конфликтовать из-за денег или имущества.
Деньги – это ресурс взрослых людей. Свободно зарабатывать желаемые деньги – значит быть в контакте со своими желаниями и возможностями, эффективно общаться, приносить пользу другим людям, получать вознаграждение за это, переживать стрессы и неудачи. Свободно зарабатывать желаемые деньги могут психологически зрелые и целостные люди, которые четко осознают, кто они, чего они хотят, какие есть навыки у них и где в окружающем мире водятся желаемые ими ресурсы.
Взрослый, самостоятельный человек – тот, кто умеет "охотиться", добывать ресурсы для себя и своих детей. Взрослый, самостоятельный человек – тот, кто понимает собственную ценность для себя и общества, может действовать, и тогда эту ценность признают другие люди. Если все это реализовано, то путь к деньгам открывается намного легче.
Недостаточно зрелые люди тоже зарабатывают деньги. Но, скорее всего, они делают это наемным трудом и их доход не слишком высок. Многие научаются "охотиться", не потому что им так захотелось или стало интересно, а потому что у них есть дети и им нужно защищать потомство. Если человек компетентный специалист, то его труд может быть достаточно высокооплачиваемым. Но внутренне не взрослый все равно нуждается в опорах на структуры, созданные более реализованными людьми, чтобы "работу приносили". Это отсутствие "навыка самостоятельной охоты", как я называю способность добывать ресурсы для жизни.
Проблемы с ресурсами, в том числе недостаток денег, на психологическом уровне говорят о наличии сильного подавленного страха, вины, стыда. Как правило, эти чувства появляются в нас в детстве в результате травмирующего взаимодействия со взрослыми. Не справляясь с ними, психика вытесняет их из области сознательного. Они остаются неизвестными, но создают ограничения в реализации себя.
Иллюстрация:elements.envato.com
Откуда появляется страх? Человек – это млекопитающий, хищник. Понаблюдайте за детскими играми, дети часто кусаются, хватают, разрушают. Видно, что дети – маленькие животные. Такой маленький ребенок – не очень удобный человек, поэтому его воспитывают, делая поведением социально приемлемым, убирают агрессию. Скорее всего, в процессе воспитания ребенку не разрешали проявлять естественную агрессию.
Между тем агрессия – это не плохо, она есть в каждом из нас. Это жизненная сила, витальность человека, способность отвоевать себе нужные для жизни ресурсы. Витальность может быть агрессией, а может быть энергией, чтобы совершить усилие и взять, что хочешь. Младенец тянется к погремушке. Взрослый тянется к тому, что он думает, что его порадует. И часто человек сам себе может не позволять потянуться к тому, что его порадует.
Страх на самом деле очень полезная штука, она предупреждает нас об опасности. Но если с ним не уметь обходиться, перенаправлять на себя, то это может в том числе сказаться и на здоровье. Страх перед родителями может быть настолько большим, что психика ребенка не может перенести. Поэтому страх консервируется, вытесняется. И человек может перестать ощущать потенциально опасные ситуации.
Откуда появляются вина и стыд? Деньги дают возможность реализаций желаний. Многих детей в детстве ограничивали в их желаниях. Очень многие взрослые стыдятся, что у них нет денег на осуществление многочисленных желаний ребенка. И они переносят этот стыд на ребенка, останавливая его желания. Редкий родитель может сказать: "У меня сейчас мало денег". Чаще всего ребенок услышит: "Ты себя плохо вел, плохо учился, не сделал того и того, поэтому мы тебе этого не купим". Фактически желание ребенка остановлено именно стыдом. Детская психика слышит: "Ты недостаточно хороший, чтобы получить желаемое". Ребенок начинает чувствовать вину и стыд.
Вырастая, ребенок может стыдиться тратить деньги на желаемое. Как в популярной шутке: "В детстве родители мне ничего не покупали. Теперь я вырос и сам себе ничего не покупаю".
Как распознать опасные установки?
Ограничивающие родительские послания могут звучать так: "Не бегай, не кричи, не сори", "Хочется – перехочется, слишком много хочешь", "Тебе нельзя, не заслужил", "Мне кажется, что ты хочешь ерунды". Такие родительские послания могут снизить у ребенка уверенность в себе, ограничить свободу проявлений, не дать сформироваться пониманию себя как ценного. Из такого ребенка может вырасти взрослый, который будет не свободен, который будет не уверен, который будет не в силе сделать что-то. Потому что он не умеет: защищаться или нападать, быть активным, стремиться к тому, чего хочется, "охотиться". Зато умеет: учитывать желания других людей, быть вежливым и удобным, останавливать себя, страдать. Запрет на выражение агрессии приводит к подавлению своих желаний.
Наши воспитатели – родители, учителя, социум - говорят, что "девочки должны быть добрыми", а "мальчики должны быть вежливыми". Ребенку запрещается защищать свои интересы, отстаивать свои умения. И тогда эта сила направляется человеком против самого себя.
Строгие голоса критиков становятся критически настроенным внутренним голосом человека. В голове может звучать постоянно: "Я никогда не смогу заработать больше такого-то уровня". Причем часто у людей получается заработать больше, но при достижении целей может происходить что-то неприятное. Например, купил машину – разбил машину. Происходит внутренняя провокация, самонаказание, самосаботаж.
Иллюстрация:elements.envato.com
Из-за ограничения активности у ребенка могут возникнуть стойкие чувства стыда, страха, вины, неуверенности, сдерживания себя, неумению слышать свои потребности и удовлетворять их. Фактически это неумение использовать свои силы для охоты и защиты.
Как изменить ситуацию?
Довольно часто у клиентов, которые приходят с запросом про проблемы с деньгами, мы выявляем неправильные установки про деньги. "Чтобы быть богатым – нужно воровать", "Все богатые люди плохие, все простые – хорошие", "Богатым надо родиться" - такие мысли не способствуют финансовой стабильности и защищенности. Очень полярное мышление, черно-белое.
Правильные установки про деньги звучат так: "Деньги – результат твоих усилий, выполненной работы, не обязательно тяжелой. Обмениваясь с миром – что-то отдавая в мир, ты получаешь деньги. Деньги – это очень хорошо. И работа – хорошо. Особенно если ты нашел работу, которую тебе делать легко, весело и интересно. Трудиться важно и нужно, без этого никуда".
Чтобы в будущем найти такую работу, ребенок должен быть в контакте с тем, кто он, чего он хочет и что он может. Все детское развитие, по идее, должно состоять из того, что родители предоставляют ребенку возможность пробовать самую разную деятельность. И выясняют, где у ребенка способности. Способности есть у всех. Не бывает, что способностей нет, бывает, что они не найдены.
Еще одна важная правильная установка про деньги: "Ты должен уметь распоряжаться деньгами, деньги – то, чем можно управлять".
Иллюстрация:elements.envato.com
Деньги надо начинать давать детям достаточно рано. 7-летний ребенок уже может и считать, и планировать покупки, и откладывать удовольствия. У детей карманные деньги должны быть. Нужно провести с ребенком работу по математическому объяснению, что сколько стоит, какие варианты потратить есть – маленькие удовольствия каждый день или накопить и купить что-то существенное.
Я считаю важным читать книги, проходить курсы по финансовой грамотности. Их ценность в том, что человек расширит свое понимание денег, поймет, как они работают. Никто не думает: "Что это за энергия такая – деньги? Как она работает?" Все думают: "Вот была бы у меня зарплата столько-то миллионов тенге – все было бы иначе", "Была бы у меня большая зарплата – я бы зажил". Большинство казахстанцев относятся к деньгам с достаточно детской позиции: "Как их получить побольше?" А задаться вопросом: "Как они образуются в пространстве? Что я бы мог отдать пространству, чтобы стало интереснее обмениваться?" – так почти никто не мыслит. А это именно та нужная активная, взрослая позиция: да я еще не умею, хочу научиться. Это то самое любопытство, которое и приведет к умению "охотиться".
Часто в отношении денег люди воспринимают себя пассивным звеном. Не "благодаря моим усилиям я получаю зарплату", а "мой работодатель платит мне зарплату". Важно понять, что все деньги в этом мире к нам идут не от работы, а от людей. Даже если вас пригласили на работу, то это не сделала не мифическая компания, а конкретный человек. Когда я понимаю, что я активный участник процесса, в чем моя ценность, какую миссию я выполняю, то мне проще будет найти работу с удовлетворяющей меня зарплатой или основать свое дело.
С одной стороны, энергию денег важно понимать. А с другой – относиться к ним как можно легче и радостнее: радоваться, когда они есть, благодарить себя, что увидел возможность, совершить усилие - и они пришли. Часто бывает, что и возможности есть, но человек думает: "Опасно" или "Неудобно", - и пропускает их".
Иллюстрация:elements.envato.com
Записала Ольга Пастухова