Сегодня на мировые киноэкраны выходит один из самых непредсказуемых фильмов этого года - "Бегущий по лезвию 2049". Неонуарное произведение с элементами киберпанка может повторить прокатную судьбу своего предшественника, а может и принести создателям парочку заветных статуэток и высокие кассовые сборы.
Сегодня на мировые киноэкраны выходит один из самых непредсказуемых фильмов этого года - "Бегущий по лезвию 2049". Неонуарное произведение с элементами киберпанка может повторить прокатную судьбу своего предшественника, а может и принести создателям парочку заветных статуэток и высокие кассовые сборы.
Напомним, еще в 1982 году Ридли Скотт, на тот момент известный не иначе как создатель первой части фильма "Чужой", снял уникальную картину для своего времени - "Бегущий по лезвию". Неспешный, полный сложных смыслов триллер, конечно же, был невероятно проработан стилистически: декадентный мир, летающие автомобили, нуарная депрессия, Atari - в роли Apple будущего, километры рекламы, кислотный дождь и классовое неравенство. Но это все же не был забойный фантастический экшн с кучей спецэффектов и батальных сцен, коих требовала эпоха начала 80-х.
В центре сюжета Рик Декард - восстановленный на службе детектив полиции Лос-Анджелеса по случаю бегства шести киборгов-репликантов из космической тюрьмы. Это не просто охота за киборгами, это большая и тяжелая история о том, что же все-таки определяет "человеческую натуру". Огромное количество отсылок к произведениям культуры и искусства, противопоставление иррационального Ницше и рационализма Декарта и, как следствие, аналогия в имени Декард, персонаже Харрисона Форда. Серьезный sci-fi задолго до "Матрицы" Вачовских и совсем рядом с "Солярисом" Тарковского. Несмотря на каст ленты, а это, помимо уже упомянутого Харрисона Форда, сыгравшего главную роль, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Дэрил Ханна и немало других по-прежнему культовых актеров, лента критиками была воспринята весьма скупо. И лишь по прошествии времени многие изменили свое мнение и по достоинству оценили ее.
Спустя 35 лет история возвращается на экраны. Со времени событий первого фильма проходит 30 лет, офицер полиции Лос-Анджелеса Кей становится обладателем секретной информации, которая может повергнуть все общество в хаос. Расследование приводит его к Рику Декарду, бывшему офицеру специального подразделения полиции Лос-Анджелеса, который бесследно исчез 30 лет назад. В роли "бегущего по лезвию" Райан Гослинг, не так давно номинированный на Оскар за "Ла-ла-лэнд". А в роли Декарда - заметно постаревший Харрисон Форд, в карьере которого сохраняется стабильный цикл между образами Хана Соло и Индианы Джонса. Ридли Скотт оставил режиссерское кресло и принял участие в картине только как продюсер. Его же место занял Дени Вильнев - канадский режиссер, автор "Прибытия", вышедшего два года назад и бесспорно ставшего особенным в летописи жанра sci-fi.
Корреспондент Tengrinews.kz незадолго до премьеры фильма встретился с режиссером фильма Дени Вильневым и побеседовал о том, чем же все-таки примечательна новая экранизация и каково это - снимать продолжение культового кино нескольких поколений.
Когда Вы впервые увидели первый фильм - оригинальное произведение Ридли Скотта?
Я отчетливо помню этот момент, я был еще подростком. Вообще, я родом из небольшого городка в Канаде. Тогда у нас еще не было ни Интернета, ни каких-то столь привычных сегодня технологий. Мы получали информацию преимущественно из газет. И я, в общем-то, не знал, как тогда критики восприняли "Бегущего по лезвию". Я еще не знал, что он, мягко говоря, провалился, а рецензии сплошь негативные. Но для меня этот фильм стал очень важным, личным, и я его полюбил. Он поразил меня по многим причинам, но, пожалуй, главное - это был мой второй фильм после "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика, где я увидел "искусство". Эта эстетика, работа над каждым кадром - это завораживает. Да, в дальнейшем этот фильм сильно повлиял на мое кинематографическое творчество. Но скажи мне тогда, что годы спустя я буду работать над продолжением этого фильма, - я бы рассмеялся. Это было чем-то невозможным. Иногда я просыпаюсь по утрам и думаю: "О, боже! Что же я натворил!"
Ваш последний фильм "Прибытие" и предстоящий выход "Бегущий по лезвию 2049" создают Вам имидж мастера жанра научно-фантастического кино. Вы всегда хотели заниматься жанром sci-fi?
Еще с детства я мечтал заниматься научной фантастикой, и на протяжении всей моей карьеры это было важной частью работы. Честно говоря, в этом жанре присутствует очень много фильмов, которые называют sci-fi, но не так много действительно серьезных, качественно сделанных и обладающих крепким сюжетом научно-фантастических фильмов. Не все они обладают историей и персонажами, которые способны вызвать необходимый отклик у зрителя.
Делать продолжение столь культового кино - довольно сложно эмоционально. Что придавало Вам уверенности при работе над картиной?
Сценарий. В первую очередь это сценарий. Когда я его увидел и мы обсудили его с Ридли Скоттом, я почувствовал уверенность в этом проекте. Тот факт, что над ним работали люди, которые принимали участие в создании оригинального фильма (Хэмптон Фанчер - сценарист оригинального фильма и всех его последующих монтажей - прим. ред.), вселяло уверенность в результате. Но в те первые минуты, когда я только узнал, что буду работать над "Бегущим по лезвию 2049", мне это казалось чем-то слишком сумасшедшим и нереальным.
Что же в итоге получилось?
Мы стараемся удержать все в секрете, чтобы не плодить бесконечные спойлеры и не портить впечатление от фильма. Но что я могу рассказать - самой сложной задачей было представить, каким будет будущее в новом "Бегущем по лезвию". Когда мы работали с Хэмптоном Фанчером, мы хотели представить, как сам мир и все его составляющие могут эволюционировать. В первой кинокартине действие происходит в 2019 году, многие вещи, кстати, стали пророческими и воплощены на сегодняшний день. Многое до сих пор остается фантастической идеей. Нам необходимо было создать альтернативную реальность, в которой будет развиваться сюжет 2049 года. Мы видим, что климат стал гораздо хуже, чем был. Мир стал более жестким, общество на грани распада. Экономическая структура планеты находится в режиме выживания: очень мало ресурсов, очень мало еды. Большая часть стран с точки зрения политики перестала существовать. И мы видим, что это скорее мир огромных городов, в которых находится жизнь. И Лос-Анджелес - это пример такого города.
В небольшом приквеле к фильму говорится о неком блэк-ауте, который разделил историю на до и после. Что случилось?
Это событие произошло сразу после истории, описанной в первом фильме. Был некий электромагнитный импульс, который вывел из строя все вычислительные машины, разрушил цифровые данные обо всем, что годами каталогизировалось и хранилось на планете. В 2049 году мир уже не доверяет "цифре" - мы вернулись в аналоговую эпоху. И это очень круто гармонирует с детективной составляющей фильма. Наш персонаж, как классический детектив из нуарной хроники 30-х, ищет улики не примитивным поиском в Интернете, а в реальном мире. Контактирует с ним. И работа "бегущих по лезвию" стала только сложнее.
Как Вы уговорили Джареда Лето принять участие в съемках? Он известен своей капризностью в плане выбора фильмов и ролей.
Я не сразу утвердил Джареда. Изначально персонаж был прописан под Дэвида Боуи. Но, к несчастью, мы потеряли Боуи. Мы начали искать человека, кто был бы равен ему - обладал той же харизмой, загадочностью и таким же поэтическим настроем. Когда я пришел к Джареду, он сразу согласился. Оказалось, что он тоже поклонник первой части. Ему понравилась эта роль. Ему, в принципе, нравятся такие роли: с длинными, почти шекспировскими монологами, с хорошими репликами и диалогами. Я уверен, что он справился с этим великолепно. Конечно, я знаю, что с ним непросто, и есть куча историй-примеров. Так, например, играя Джокера в "Отряде самоубийц" он отправлял крыс другим участникам картины, всячески проказничал. У него репутация весьма эксцентричного артиста. Но что я хочу сказать о нем: его персонаж - он слепой. Джаред решил, что будет играть так, будто он действительно слепой. Мы для грима специально создавали ему линзы, которые блокировали весь поступающий свет. Ему понадобилось три недели репетиций, чтобы изучить поведение слепых людей, он встречался с ними, общался, наблюдал. На протяжении нескольких недель он не знал, как выглядят декорации, как выглядят другие участники сцены. Он заходил в кадр абсолютно слепым и полностью вживался в роль слепого человека. Это его особенная магия.
В трейлере мы видим теплицы со столь архаичной даже для нас надписью "Целина" (большая часть целинных земель после распада СССР осталась на территории Казахстана - прим. ред.). Как появились подобные образы?
Что мне нравится в создании фильмов в альтернативной реальности - это наша свобода в воплощении образов. Одна из идей была в том, что новый мир является продолжением того мира, который был в конце 70-х. Я решил, что этот мир будет космополитичен, совсем иной. Культура постсоветского продукта более значима в этом мире. Это даже прослеживается в самом романе Филиппа Дика, который лежит в основе.
Как строились отношения с "уже бывавшими" в этом производстве Ридли Скоттом и Харрисоном Фордом?
Для меня первым из условий моего участия в проекте было благословение Ридли Скотта. Я попросил его совета - он мне рассказал все, что мог, поделился огромным пластом знаний о вселенной "Бегущего по лезвию". Но он сказал: "Новый фильм - твой фильм, я тебе доверяю". Так что, если вам не понравится фильм, то это только моя вина. Что же касается Харрисона, это было моим вторым условием - я не представлял картину без Декарда.