"Батима, что ты наделала?! Кому нужны эти пуловеры с оленями и бумажные туфли?". Так начинается рассказ Батимы Абишевой о челночестве в 90-е годы. Будучи главным экономистом завода, она в 1992 году начала возить товары и продавать их в родном городе Макинск, что в Акмолинской области.
"Батима, что ты наделала?! Кому нужны эти пуловеры с оленями и бумажные туфли?". Так начинается рассказ Батимы Абишевой о челночестве в 90-е годы. Будучи главным экономистом завода, она в 1992 году начала возить товары и продавать их в родном городе Макинск, что в Акмолинской области.
В День Независимости Казахстана мы решили рассказать истории челноков, которые внесли большой вклад в становление страны. "Эта челночница, в спортивном костюме и с баулами в руках, в 90-е годы вытащила Казахстан из кризиса", - высказывался ранее заместитель председателя Карагандинского областного филиала партии "Нур Отан" Есет Есенгараев и предлагал установить памятник женщине-челночнице. Корреспондент Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова встретилась с одними из тех, кого мы до сих пор представляем с китайскими клетчатыми сумками в руках.
Батима Абишева
Батима Абишева и Улан Абишев. 2018 год
92-й год. Инфляция 200 процентов. Зарплату выдавали тазиками и капустой
Я работала главным экономистом завода. Дочь как раз окончила школу, нужно поступать в университет. Мы тогда зарплату деньгами не получали, нам выдавали бельем, вермишелью, тазиками, капустой, иногда мясом, сигаретами. Но это все продукты, а нужны были деньги для учебы. "Что делать?" - думала я. А что было делать тогда? Только продавать.
И поехала тогда первый раз в Алматы, у нас там жила родственница. Она, как местная, повела меня на рынок "Алмагуль", а там карманников - ужас. Идешь - в затылок дышишь, так людей много. И только я на базар зашла, мне порезали сумку. Хорошо, что деньги были у родственницы. Обошлось. Но было несколько раз еще, когда хотели ограбить меня или моих знакомых.
Помню, иду по рынку с температурой. Все как в тумане. И слышу голос, женщина говорит одна: "Надо же, сумку порезали". Я иду и думаю: "Надо же, какие бедолаги-то". И тут, когда я посмотрела на свою грузовую сумку, цыганка дорезает ее, а сзади нее 3-4 цыганки. Они как делали? Режут и потихоньку вытаскивают товары, и пока ты идешь по километровым рядам, у тебя весь товар выпотрошат. Я начала быстро думать, что делать. Повезло, рядом была девушка, которая продавала пакеты. Она всю мою тележку в пакеты переложила и говорит: "Уходите скорее, все равно заберут у вас все из сумки". Она меня оттуда и вытащила, до дома даже довела.
Фото из личного архива
Платишь дань местным бандитам, чтобы дали пароль
Я помню, когда ездила в Бишкек, самую страшную одежду надевала, самую старую, потому что если хорошо оденешься, тебя сразу останавливают и забирают деньги, так как знают, что ты коммерсант и у тебя есть деньги.
А как было на алматинских базарах? Бандитам местным платишь дань, они называют пароль - "батыр", к примеру. И весь день, если к тебе подходит рэкет, ты говоришь пароль и тебя не трогают. На следующий день - новая сумма и пароль, соответственно, меняли. А деньги мы строго все хранили в сейфе на съемной квартире. В день по 10-20 тысяч тенге берешь и закупаешься. А хранишь все в самодельной нательной сумке. И то лишний раз не показываешь, откуда деньги вытаскиваешь. Поэтому мелочь в руках держали, прям руку специально сильнее сжимаешь, чтобы не вытащили. Но помню, как окружили подругу мою. Подбегаю к ней, а ей в руку иголку от шприца ткнули, чтобы мелочь забрать.
В первый раз привезли бумажные туфли для покойников
В первый раз мы привезли туфли. Туфли как туфли. Еще запах такой был от них едкий. Оказывается, это были бумажные туфли для покойников, но мы-то откуда знали. Еще привезли мужские пуловеры, разрисованные оленями, помните или нет? А как мы вообще купили их! Денег не хватало, и друг нашей семьи дал нам часть денег, и стали мы как бы партнерами. И после того как он увидел что я привезла, отругал меня: "Батима, что ты наделала?! Кому нужны эти пуловеры с оленями и эти бумажные туфли?"
Но делать уже нечего. Ночью подшили все пуловеры и на следующий день поехали продавать в совхоз близ Макинки. Оставили продавцам мешок. Приезжаем через час, а пуловеров уже нет, все раскупили. И друг наш мне говорит: "Батима, откуда ты знала, что они так хорошо пойдут". В итоге за 2 дня все раскупили.
Фото из личного архива
Но весь реализованный товар еще ничего нам не гарантировал, потому что инфляция была дикая. Только привезем все мешками, и в течение недели весь товар обесценивался. И все, за вырученные деньги этот товар уже не привезешь. Но ездили все равно и везли все, что видели интересное.
Сложнее всего было переломить свою психологию. Мы ведь как привыкли: работаешь строго на одном месте, получаешь зарплату, все ровно. Тебя все знают вроде бы в городе, а ты на базаре стоишь. Чувство такое, как будто обманываешь. Я помню даже под прилавком пряталась от коллег, начальства. Стыдно было. А потом поймала себя на мысли: "А чего мне стыдиться?!"
Улан Абишев
За счет продажи китайских тапочек купили дом
Мы торговали всем: и сахаром, и капустой, и картошкой, и тетрадями, и орешками, всем. Завели даже тетрадку и записывали, что люди чаще всего спрашивают, потом это везли в город. Самые ходовые тогда были краски для волос. Блондинки красились в белый цвет, а брюнетки - в гранатовый. Как сейчас помню эту краску - Londa Color.
Один раз был такой момент: наша родственница из Китая привезла КамАЗ женских тапочек. Не могла их продать почему-то, хотя это был пик моды. За три месяца мы продали. В итоге купили себе дом.
Размер налога высчитывали по продолжительности прилавка
Цены обычно ставили исходя из инфляции. Тогда как было? Советская психология - туфли купил за рубль, за два надо продавать. С пуловерами как получилось? За рубль купили, по 5 продавали, так как потребность пошла.
Семья Абишевых на базаре в Макинске, 90-е годы. Фото из личного архива
А налоговая по-другому работала. Это сейчас патент, упрощенная декларация. Тогда все проще было. Посмотрят, что на прилавке, и говорят: "5 процентов от объема товара нужно заплатить". Тетрадь была обыкновенная, они расписываются там, что взяли налог такой-то, и все. Определяли стоимость налога по протяженности прилавка, который ты занимаешь. И мы пополам складывались с соседями, с теми, у кого однородные товары были.
Отец возил колбасу в Россию, пока там бандитов не встретил
Тогда все говорили, что выгодно ездить в Россию. И отец купил колбасу, несколько больших сумок. Мы замораживали ее, потом они ночью на поезде везли ее в Курган. И папа продавал эту колбасу, но однажды к нему придрались бандиты и забрали все. Но он оттуда зубную пасту привозил, шоколадки всякие популярные, каких у нас не было. Больше туда не ездили.
Мы сами с сестрой в неделю ездили три раза за товаром в Акмолу. Мы на третьей полке в плацкарте ночью едем, утром приезжаем. Закупаемся и обратно все тащим на себе, грузчиков тогда не было. Все на верхнюю полку складываем, скотча тогда тоже не было, чтобы все закрепить. И потом утром везешь все это на рынок продавать. И такси тогда не было, на коляске все тащишь. Один раз даже водитель пьяный меня сбил с этой коляской.
Я понял одно: 90-е годы поменяли очень сильно мировоззрение людей, которые в тот момент занимались торговлей, бизнесом, да всех. Население стало более предприимчивое, стали приспосабливаться к условиям. То есть как считали, нет проблем, нужно решить эти проблемы. В этом я убедился, когда встречался с этническими немцами, уехавшими в 90-е в Германию. Когда с ними общаешься, понимаешь, что у них нет жилки, они не могут приспособиться, как мы. А для нас всех это был опыт. Мы, будучи школьниками, работали, помогали родителям. И даже не было мысли жаловаться".
Герои статьи признаются, что не заработали миллионов, благодаря челночеству, но при этом им не на что жаловаться. Сейчас у Улана Абишева свой бизнес, а Батима Абишева заведует магазином.
"Задача стояла выучить детей, остаться на плаву. Конечно, есть среди знакомых кто вложился и сейчас имеет другие обороты. А мы все-таки тогда были немного деревенскими, такие процессы, как инвестирование, сильно не понимали", - говорит Батима Абишева.