Авиакатастрофы в Казахстане. Хроника
3 октября под Алматы разбился и сгорел самолет Ан-28 компании East Wing. Воздушное судно выполняло рейс из Алматы в Шымкент. На борту находились пять человек: двое врачей и три члена экипажа. Все они погибли. Это уже шестой случай крушения самолетов и вертолетов в 2017 году. В большинстве случаев находившиеся на борту люди погибли.
Межгосударственный авиационный комитет (куда входят Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Молдова, Таджикистан, Украина и Российская Федерация) ежегодно публикует доклады о состоянии безопасности полетов. Так, например, в отчете за 2016 год сообщается, что относительный показатель аварийности в том году в гражданской авиации по всем авиационным происшествиям является худшим с 2012 года. Причины аварий в большинстве случаев связывают с человеческим фактором.
2017: 6 происшествий/
11 человек погибло
11 человек погибло
26 февраля
Вечером 25 февраля в Восточно-Казахстанской области пилот вертолета С-341 не вышел на связь. Вертолет был обнаружен 26 февраля в 60 километрах северо-западнее Аягоза. Пилот погиб. Еще один человек, находившийся на борту, был доставлен в село Айгыз.
27 июля
В десяти километрах севернее Жаркента в Алматинской области потерпел крушение самолет ЯК-12 компании "Казавиа". После падения воздушное судно загорелось. На борту находились два человека. Оба погибли. Воздушное судно выполняло обработку кукурузных полей.
10 августа
Воздушное судно Тecnam-2002 упало на удалении двух километров от аэродрома Азем. Самолет осуществил взлет, набрал высоту и "свалился". Погибли пилот-инструктор и курсант. Воздушное судно принадлежало Академии гражданской авиации.
25 августа
Двухместный самолет МAULE М-7-260С разбился близ населенного пункта Жидели. Самолет принадлежал ТОО "Олжа Бастау". На борту находились двое человек, один из которых погиб, второй, турист, - сломал ногу, но от госпитализации отказался.
7 сентября
Вертолет МИ-8 авиакомпании "Евро-Азия Эйр" упал вблизи поселка Шалкар в Кызылординской области. Обошлось без жертв и пострадавших.
3 октября
Самолет санавиации Ан-28 в 18.35 вылетел из Алматы в сторону Шымкента. В 18.47 на удалении 28 километров от Алматы он пропал с локатора. Позже самолет обнаружили горящим возле села Междуреченск. Все пять человек, находившиеся на борту, погибли на месте.
Крушение самолета Тecnam-2002
Крушение самолета Як-12
Крушение самолета АН-28
2016: 4 происшествия/
7 человек погибло
7 человек погибло
23 января
В Жамбылской области потерпел крушение вертолет Ми-2. Происшествие случилось в трех километрах от зимовки "Садыхан" в районе поселка имени Турара Рыскулова. Пилот был доставлен очевидцами произошедшего в больницу № 1 Тараза с ожогами второй степени. Позже стало известно, что пилот вертолета скончался от сердечной недостаточности.
27 января
В этот день серьезное авиапроисшествие случилось в Алматинской области: разбился вертолет UP-MD 600-N, который должен был доставить ребенка из Алакольского района в больницу Талдыкоргана. Погибли все пять человек, находившиеся на борту.
26 июня
В Алматинской области близ села Береке совершил аварийную посадку самолет Ан-2, проводивший обработку полей. Воздушное судно принадлежало ТОО "Тамшыбұлақ". На борту находились два человека. Один из них погиб.
2015: 4 происшествия/
7 человек погибло
7 человек погибло
20 января
В Жамбылской области близ рудника "Шатырколь" произошло крушение самолета АН-2, на котором летели работники компании "Казахмыс". При крушении погибли шесть человек. Одна женщина выжила.
27 мая
Недалеко от Талдыкоргана разбился двухместный винтокрылый летательный аппарат - автожир. В результате крушения погиб пилот.
2014: 4 происшествия/
3 человека погибло
3 человека погибло
28 мая
Легкомоторный самолет "Бекас-X-32" упал во время химической обработки полей в сельском округе Малый Дихан в Уйгурском районе Алматинской области. В результате инцидента погиб 29-летний пилот.
23 сентября
Во время учебно-тренировочных полетов разбился военный Су-27. Самолет упал на территории Алматинской области в районе населенного пункта Коксу. Трагедия унесла жизни командира авиабазы - 37-летнего подполковника Ерлана Науанова и начальника штаба - 40-летнего подполковника Дениса Горбунова. Причиной падения назвали отказ оборудования самолет
2013: 5 происшествий/
24 человека погибло
24 человека погибло
29 января
Самолет Bombardier CRJ-200 авиакомпании SCAT, выполнявший авиарейс Кокшетау - Алматы, рухнул при заходе на посадку вблизи поселка Кызылту Талгарского района Алматинской области. На борту находился 21 человек - пять членов экипажа и 16 пассажиров. Все они погибли. Причиной крушения названы плохие погодные условия и ошибочные действия экипажа.
Мнения
Владимир Куропатенко
Председатель Ассоциации авиаперевозчиков Казахстана
Сегодня в авиации существует острая проблема кадров. Большая часть специалистов не имеет профессионального образования. За четверть века Комитет гражданской авиации возглавляли 28 человек. Это нормально разве? Больше половины персонала в КГА не имеет авиационного образования. В комитете три, ну максимум четыре человека, которые имеют образование и опыт в авиации. На каком языке они могут говорить с летчиками? Надо понимать, что авиация - стратегическое направление в деятельности государства. Если вспомнить советское время, то тогда Казахстан занимал третье место по перевозке пассажиров, грузов и почты. Считались авиационной державой. А сейчас что от этой державы осталось?
Я считаю, что давно себя изжила система Комитета гражданской авиации, органа государственного регулирования. Они не регулируют, они стоят на светофоре и говорят: красный или зеленый, вот и вся их работа. Хотя на самом деле они должны осуществлять функции государственного управления авиацией.
Я считаю, что давно себя изжила система Комитета гражданской авиации, органа государственного регулирования. Они не регулируют, они стоят на светофоре и говорят: красный или зеленый, вот и вся их работа. Хотя на самом деле они должны осуществлять функции государственного управления авиацией.
Дмитрий Душимов
Ветеран казахстанской авиации
Только за последний год шесть самолетов потерпели крушение. Я считаю, что в Казахстане участились случаи падения самолетов и вертолетов, нужно задуматься о том, что в системе что-то пошло не так. Надо уже объявлять тревогу и принимать срочные меры. Нужно изменить систему контроля и ответственности за безопасность полетов. Руководитель Комитета гражданской авиации не имеет никаких полномочий. Максимум, что он может сделать - дать рекомендации, исполнение которых лежит на совести владельцев авиакомпаний.
По моему убеждению, только государство может решить накопившиеся проблемы в казахстанской авиации.
Во-первых, нет единой технической политики (какие самолеты должны летать). Слишком уповают на частные компании, пора это менять. Авиация очень капиталоемкая отрасль, требующая больших финансовых вложений. Ни один частник делать этого не будет.
Во-вторых, хромает подготовка летных кадров. Мы вынуждены теперь со всего мира собирать кадры, потому что своих нет. Вот почему один из пилотов в АН-28 был из Кыргызстана. Нет ни достойной учебно-материальной базы, ни хороших программ подготовки специалистов. Все эти проблемы авиации способно решить только государство. А для этого надо создавать государственную инспекцию по безопасности полетов, которая была бы свободной от любого влияния извне. Подчиняться же глава этой инспекции должен только Президенту.
Глава инспекции проверяет авиапредприятия и дает предписания. За невыполнение этих предписаний надо вводить серьезные санкции - юридическое лицо либо ликвидировать, либо облагать солидным штрафом. Физическое лицо в зависимости от последствий его нарушений наказывать вплоть до лишения свободы. Вот тогда любой руководитель авиапредприятия десять раз подумает, прежде чем игнорировать указания госоргана. Я ни в коей мере не призываю к возрождению Министерства гражданской авиации, но ведь должна же существовать хоть какая-то система вертикали в этой важной сфере.
По моему убеждению, только государство может решить накопившиеся проблемы в казахстанской авиации.
Во-первых, нет единой технической политики (какие самолеты должны летать). Слишком уповают на частные компании, пора это менять. Авиация очень капиталоемкая отрасль, требующая больших финансовых вложений. Ни один частник делать этого не будет.
Во-вторых, хромает подготовка летных кадров. Мы вынуждены теперь со всего мира собирать кадры, потому что своих нет. Вот почему один из пилотов в АН-28 был из Кыргызстана. Нет ни достойной учебно-материальной базы, ни хороших программ подготовки специалистов. Все эти проблемы авиации способно решить только государство. А для этого надо создавать государственную инспекцию по безопасности полетов, которая была бы свободной от любого влияния извне. Подчиняться же глава этой инспекции должен только Президенту.
Глава инспекции проверяет авиапредприятия и дает предписания. За невыполнение этих предписаний надо вводить серьезные санкции - юридическое лицо либо ликвидировать, либо облагать солидным штрафом. Физическое лицо в зависимости от последствий его нарушений наказывать вплоть до лишения свободы. Вот тогда любой руководитель авиапредприятия десять раз подумает, прежде чем игнорировать указания госоргана. Я ни в коей мере не призываю к возрождению Министерства гражданской авиации, но ведь должна же существовать хоть какая-то система вертикали в этой важной сфере.