Мы продолжаем рассказывать о поселках, где жители вынуждены обращаться за помощью к журналистам из-за накопившихся проблем и равнодушия местных властей. В разгар туристического сезона корреспонденты Tengrinews.kz решили узнать, в каком состоянии находятся села, прилегающие к природным достопримечательностям Алматинской области.
Мы продолжаем рассказывать о поселках, где жители вынуждены обращаться за помощью к журналистам из-за накопившихся проблем и равнодушия местных властей. В разгар туристического сезона корреспонденты Tengrinews.kz решили узнать, в каком состоянии находятся села, прилегающие к природным достопримечательностям Алматинской области.
В одном из наших предыдущих материалов о туризме спикеры рассказывали о минусах развития этой отрасли в нашей стране. Одним из серьезных недостатков называлось отсутствие инфраструктуры. В поселке Тургень, где можно отдохнуть по пути к знаменитым Тургеньским водопадам, речь о туризме не идет вообще. Здесь жители уже несколько лет борются за собственное выживание. Подробности - в нашем фоторепортаже.
От Алматы до поселка Тургень ехать примерно полтора часа на машине. Мы выехали в один из самых жарких дней лета, синоптики предупредили о жаре под 40 градусов.
Поселок Тургень - административный центр Тургеньского сельского округа, находится в Енбекшиказахском районе Алматинской области. К востоку от поселка протекает речка Тургенка.
Раньше это было село Михайловское. В 1921 году его переименовали в честь реки. Сейчас, по словам жителей, здесь проживает примерно 15 тысяч человек.
Экологическая катастрофа в 150 метрах от жилых домов
До знаменитого Медвежьего водопада в Тургеньском ущелье - чуть больше 20 километров. Казалось бы, поселок можно было превратить в самую настоящую конфетку с точки зрения туризма - поставить гостевые домики, угощать туристов местными фруктами и национальными блюдами. Что происходит на самом деле? Звучит парадоксально, но в месте, которое когда-то считали одним из самых экологически чистых, происходит настоящая катастрофа.
Когда приезжаешь в поселок, первая "достопримечательность", которая бросается в глаза, - это мусорный полигон площадью несколько гектаров. Огромная свалка находится буквально в 150 метрах от жилых домов.
Местные жители на протяжении нескольких лет ежедневно дышат вонью и гарью, так как мусор постоянно поджигают. Жгут в том числе и пластик, который выделяет канцерогены. Обитатели поселка говорят, что распространенные диагнозы у них - онкология и сердечно-сосудистая недостаточность.
"Случился пожар. Позвонили в акимат, там сказали: "У нас обеденный перерыв"
Вот что рассказывают сами сельчане.
"Когда-то за территорию населенного пункта разрешалось вывозить листву. Потом жители начали самостоятельно вывозить туда ТБО, стали образовываться кучи. Затем люди из ближайших сел начали привозить сюда свои отходы. В Каракемере была такая же свалка, ее локализовали и перенесли в наш поселок. В результате это место превратилось в самый настоящий мусорный полигон.
Чтобы уменьшить видимость мусора, его поджигают. В прошлом году здесь случился пожар, который тушили собственными силами. Пожарные не ехали. Позвонили в акимат, там нам сказали: "У нас обеденный перерыв". Вечером, когда уже все было потушено, аким вместе с замом приехали, они сделали снимки с нами и уехали".
Мусор горел при нас тоже. Если ветер дует в сторону поселка, то однозначно выходить на улицу уже нельзя. К слову, в Тургене проживает много детей, а также пожилые люди. Почему не принимаются меры со стороны местных властей - большой вопрос.
Пока мы находились на территории свалки, приехала грузовая машина и выгрузила очередную тонну мусора.
"Здесь не только мусор, - говорит Татьяна, - тут и дохлые животные. Хотя у нас есть скотомогильник, на который выделяются средства".
"Мы хотим, чтобы наш Президент увидел, что Тургень - это уже давно никакая не экологически чистая зона. Мы уже стоим на одном уровне с Семипалатинским полигоном", - эмоционально заявляет женщина.
Усугубляет ситуацию, по мнению жителей, завод, который находится недалеко от полигона.
"У них работают электроплавильные печи и, судя по всему, нет газоочистки, так как дышать просто невозможно. Получается, в домах, расположенных рядом, происходит полная экологическая атака: с одной стороны полигон, с другой - завод. В нижней части поселка в каждом втором доме живут онкобольные", - говорит Алена.
Люди отмечают, что не против, чтобы люди вели какой-то бизнес, но такие предприятия не должны быть расположены в населенных пунктах.
Отметим, что рядом с заводом и свалкой находится санаторий, а еще детский сад.
Мы решили проехаться по Тургеню дальше. Однако на первом же маршруте наша машина застряла. Плохие дороги - еще одна местная проблема.
Жители, не дожидаясь помощи от властей, сами подсыпают дороги.
Как мы уже говорили, в этот день стояла сильная жара, поэтому, увидев в арыке воду, мы решили помыть руки. Однако сельчане рассказали, что это небезопасно. И что в целом с водой в поселке Тургень большие проблемы уже около 15 лет.
"Наш поселок примыкает прямо к воде, а мы сидим без воды"
Активисты утверждают, что поливная вода не доходит до сельчан, так как ее забирают близлежащие поселки.
"Нам говорили, что у нас якобы не тают ледники и поэтому воды просто не хватает на село. - рассказывает Алена. - В 2016 году у меня сгорел дом, и чтобы как-то покрыть долги, я решила выращивать культурные растения.
Тогда я начала выбивать поливную воду и выяснила, что нашей водой пользуются соседние поселки (Сатай, Талдыбулак, Каракемер и др.). Вместо того чтобы найти дополнительные источники, они все врезались к нам и сделали из нашей поселковой воды групповой источник".
Собеседники говорят, что с питьевой водой теперь тоже проблемы, поскольку сельчане, спасая свои приусадебные участки, используют ее для полива. К слову, всего здесь около трех с половиной тысяч дворов.
"Открывают шланги и поливают. Акимат на это никак не реагирует. А компании, которые обеспечивают питьевой водой, тоже молчат. Одним - лишь бы платили. Другие входят в положение людей, что им надо как-то выживать".
Проехав несколько улиц, мы убедились в том, что в поселке много сухих деревьев и выжженной травы.
"Вода идет с гор, и Тургень - это первое село, куда она поступает, - говорит Любовь. - Раньше в каждой речке и зимой, и летом бежала вода. А что сейчас? У всех вода есть, кроме нас. Наш поселок примыкает прямо к воде, а мы сидим без воды.
А когда случаются пожары, это не дай бог. У нас очень часто горят дома и нет воды. Пожарные едут из Есика. Пока они доезжают, люди остаются на пепелище".
"В прошлом году у нас сгорел дом, люди тушили пожар горячей водой из бани, так как в речке воды не было, а пожарные использовали всю свою воду. Нас не только лишают зеленых насаждений внутри населенного пункта, но и еще наши жизни подвергают риску", - дополнила Алена.
Коренные жители рассказывают, что раньше в Тургене люди активно занимались садоводством.
"Мы колерованную вишню продавали. Здесь был шикарный сад, розы, а сейчас все сухо. Арык сухой, он не прочищен. Половина березовой рощи просто выгорела. Вы посмотрите, мы сохнем!"
"Зачем нас уничтожать? Мы же не виноваты, что живем на этой земле"
Сами жители готовы озвучить свои предложения по решению водной проблемы. Но достучаться до местной администрации у них не получается.
"Ведь можно построить на горных реках малые водохранилища, - говорит Татьяна. - А если чуть-чуть с предгорья спуститься, можно поискать подземные источники. Тем же крестьянским хозяйствам объединиться, установить скважину. Но никто этим не занимался и даже не хочет заниматься.
Вы даже не представляете, сколько времени мы уже доказываем, что нам нужна чистая вода! Зачем нас уничтожать? Мы же не виноваты, что живем на этой земле. Прекрасный пример - Уйгурский район, там на горных реках ставят малые водохранилища. А что у нас?"
"Полив всегда сезонный. Значит, почти полгода вода не используется для полива, - рассуждает еще один наш собеседник Виктор. - Выше находится речка в довольно узком ущелье. Если поставить плотину, то за то время, пока полив не осуществляется, можно накопить такое количество воды, что хватит всем. Но это ж надо делать. А у нас только имитируют бурную деятельность".
"Помимо того, что у нас такой дефицит воды, наши речки (Восточная и Украинская) находятся в антисанитарном состоянии. У нас зафиксированы факты, когда на арычной системе устанавливались септики. Что ни попадя туда скидывается, все это течет по улицам, и в результате речки превращаются в очередную мусорную свалку", - говорят жители.
Также у сельчан вопросы к качеству питьевой воды.
"Люди присылают мне фото воды, в каком она состоянии, какой там осадок, какие черви", - сокрушается Алена.
На фото: арык, засыпанный камнями
Мы решили проехать дальше и обратили внимание на то, что единственная детская площадка в поселке находится в упадочном состоянии.
Очевидно, что покрытие площадки давно требует ремонта.
"Мы могли бы сами здесь сделать парковую зону, только дайте воду. Но нам сказали: не имеете права," - говорят активисты.
Ребятня предпочитает плескаться в ближайшем водоеме. Насколько это безопасно - еще один вопрос.
Также дети ходят в кружки при Доме культуры. Туда мы тоже съездили. Сначала нам показалось, что это какое-то заброшенное здание.
Обшарпанные стены, мусор и неприглядный туалет на улице.
В завершение нашей прогулки по поселку жители предложили нам посетить их парк. Однако там на заборе висел замок. При этом даже через забор было видно, в каком ужасном состоянии находится место, где должны отдыхать люди. Уличные фонари без плафонов, урн нет, соответственно, кругом мусор.
"Ни о какой туристической зоне речь здесь не идет, - резюмируют жители. - Эти деньги попросту не дойдут до туризма. У нас даже до мелочей деньги не доходят.
Вот, например, у нас есть молодая мама, у которой на руках больной ребенок, она просит сделать пандус. На что в сельском акимате ей отвечают: на это нужны деньги. А чтобы запросить бюджет, столько бумаг надо.
По любой проблеме: денег нет, не в нашей компетенции, подождите. Сельский, районный, областной акиматы - все нас игнорируют. Как в Бермудском треугольнике - наша жалоба зашла и тут же провалилась. Мы идем им навстречу, а они встали к нам в оппозицию.
Мы уже думаем, зачем нам тогда акимы, если мы сами выявляем все проблемы, сами предлагаем пути решения. Они от нас отмахиваются, как от мух, за людей не считают".
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев